9 мин.

Бакаев - главная звезда системы Тедеско

Когда только что замененный Зелимхан Бакаев под восторженный рев 18-тысячного в этот вечер населения «Открытие Арены» пересек кромку поля, Доменико Тедеско от изобилия эмоций сгреб и на мгновение поднял полузащитника в воздух. Итало-немецкий тренер так же ликовал, как и болельщики. Еще достаточно молодой человек, Тедеско еще не приучился глубоко скрывать эмоции — по крайней мере, если они положительные.

А какими они еще могли быть, когда речь шла об этой игре спартаковской десятки? И разве только о ней? Бакаев ведь и был не по номеру на спине, а по футбольной сути десяткой в чистом виде. Он и начал с голевого паса легоньким, изящненьким черпачком на Эсекиэля Понсе уже на третьей минуте, и всю игру продолжал заниматься тем же. В основном его передачи можно было разделить либо на такие вот черпачки, либо на пасы «шведкой», внешней стороной стопы. И все работало, все спорилось. И никто уже не помнил, что какой-то месяц назад все считали Бакаева абсолютнейшим крайком — талантливым, креативным, умеющим и забить, и отдать. Но крайком.

Здесь же Зеля (надежные люди из «Спартака» мне рассказали, что сперва его в команде прозвали Бака, но он этого не любит) играл так, будто место под нападающим всю жизнь было его натуральной позицией. Ларссон на 15-й минуте чудесно перекинул мяч через Рыжикова — увы, оказавшись в небольшом офсайде — после паса Бакаева. Наиль Умяров на 23-й закручивал мяч совсем рядом со штангой после того, как Зелимхан «шведой» кинул его на ход Джордану Ларссону. На том же шведе не назначили железобетонный пенальти (эй, ВАР, где ты, что вообще происходит?) после паса той же частью стопы от Бакаева. Он же на 60-й вывел один на один опять Ларссона, но тот не смог переиграть Рыжикова — вратарь-то ему противостоял классный, двукратный чемпион России, на всякий случай.

Ну и, наконец, 81-я минута, когда все закончилось. Шюррле простреливает, Бакаев бьет в касание - и Карпов зачем-то выбивает мяч из пустых ворот, обеспечивая себе удаление (уже второе после Мияйловича) и дисквалификацию, своей команде — пенальти. Понимаю, когда такую штуку проделывал Луис Суарес в четвертьфинале ЧМ-2010 Уругвая с Ганой — все сработало, Асамоа Гьян не забил пенальти, Уругвай выиграл послематчевую серию и вышел в полуфинал. Но тут-то, при проигрышном счете, зачем?

Пенальти пошел бить Бакаев, который в «Спартаке» до сих пор этого никогда не делал. Когда я спрошу на пресс-конференции Доменико Тедеско, поступил ли так Зелимхан по собственной инициативе или заранее был назначен тренером, тот уйдет от прямого ответа, сказав, что для него это не имеет принципиального значения, и игроки вправе принимать такое решение сами. Что ж, в данном случае Бакаев, однозначно главная звезда матча, имел полное право взять инициативу на себя — и как же мастерски, тихонечко, от земли, и при этом недостижимо для Рыжикова, он покатил мяч в уголок.

Нет, разумеется, не один Бакаев был на поле в этом матче. Прекрасно сыграла та же пара опорных Крал — Умяров, слава богу, вернувшаяся вдвоем в стартовый состав после пропуска матча с «Арсеналом». Как, разумеется, и Понсе, тоже не игравший против Тулы с первых минут. Аргентинец цепляется просто за все мячи и классно открывается. Чех вырезает такие диагонали, что любо-дорого. 19-летний россиянин, о котором мне Олег Кононов, клянусь, говорил, что это — будущий капитан «Спартака» (но почему при этом его не ставил?!), рулил темпоритмом атак красно-белых. Роман Зобнин, вновь закрывавший правую бровку, явно начинает привыкать к этой позиции.

Но всего этого ощущения гармонии не было бы, если бы так здорово не играл Бакаев, которым не устают публично восхищаться партнеры — почитайте, например, послематчевое интервью Ларссона. Давно в «Спартаке» не было такого плеймейкера, на какой бы позиции он ни играл.

И вот тут — извините, люди, которые не могут слышать эту фамилию — надо сперва отдать должное Олегу Кононову. Это ведь именно он реанимировал Бакаева, у которого мало что получалось в «Спартаке» при Каррере, в Туле. Там, при 4-2-3-1, он формально играл справа в верхней тройке — но постоянно смещался в центр, освобождая фланг для крайнего защитника. Это, конечно, несколько иная позиция, чем чистая десятка при 3-5-2, которую он играет сейчас. Но все равно Зелимхан не был привязан к бровке.

И именно Кононов настоял на его возвращении в «Спартак» и отдал ему десятый номер. И именно при нем он начал блистать, сделав по дублю с «Туном» и «Ахматом». Другое дело, что при этом тренере он играл то справа, то слева, но ни разу — в центре, куда его (предварительно с ним об этом поговорив) отрядил Тедеско, как только возглавил красно-белых. Будь иначе — вряд ли Бакаев сделал бы ассистентский хет-трик в матче с «Локомотивом». И едва ли вел бы атакующую игру всей команды теперь с «Крыльями». Посмотрите — на Зелимхана сейчас играют все! Потому что знают: дальше он сыграет на них.

Еще одна бесспорная заслуга Тедеско — определение схемы, которая лучше всего подходит этому составу. В частности, Ларссону. Он сам в интервью клубной пресс-службе, когда только пришел в «Спартак», рассказал, что лучше всего чувствует себя при схемах с двумя форвардами в роли одного из них. И Доменико дал ему эту роль, результат чего мы увидели в последних матчах. «Крыльям» швед не забил, но заработал не назначенный пенальти и вообще играл интересно и правильно. Когда же команда действовала с одним форвардом, у Ларссона не получалось — ни справа, ни на острие.

А как комфортно сейчас чувствует себя Понсе! И мы теперь понимаем, что «Спартак» взял действительно качественного форварда, которому просто нужно было дать время для адаптации. Да, конечно, нельзя не забивать такие голы, как сегодня на 79-й минуте, когда Рыжиков подарил ему мяч, и Эсекиэль все вроде бы сделал правильно — но вместо пустого дальнего угла пробил в ближний и промахнулся. Тем не менее победный гол забил именно он, да и вообще в целом играл так, как надо было. И тройку Бакаев — Ларссон — Понсе уже боятся так, что один тренер за другим изменяет своим привычкам и пытается «отзеркалить» спартаковскую схему.

Если у «Арсенала» эта затея здорово сработала, то у «Крыльев» - ничуть. Хотя вы же слышали Тедеско — он рассказал на пресс-конференции, что «тренер по физподготовке Влад» его уверял: этот тренер (Миодраг Божович) вообще никогда не меняет схему и всегда играет 4-2-3-1. Ага, рассмеялся, Доменико, не поменял. Но если совершенно другим составом (Ананидзе, Тил, Мирзов) с туляками красно-белые в позиционной атаке оказались беспомощны — и сильно сомневаюсь, что Джано получит какие-либо новые шансы, - то первоначально выбранный тренером состав с Самарой выглядел хорошо. А первый тайм — просто отлично. 1:0 по нему выглядели недопустимо малым счетом, который, зная «Спартак», имеет все шансы поменяться не в хорошую для красно-белых сторону.

Один момент для того, когда Георгий Джикия выбил мяч из пустых ворот, имелся. Но в целом «Спартак» как был намного сильнее, так и остался, что привело к двум удалениям у Самары и второму голу. Не выиграй хозяева матч, это стало бы несчастным случаем.

Жду, что со временем ему удастся вписать в игру команды Гуса Тила, понаблюдать за которым на этот матч, кстати, приехал голландский журналист. Мы общались с ним в перерыве, и за первый тайм он успел оценить Бакаева, поняв, почему его соотечественнику, за которого было столько уплачено, не находится место на поле. «А куда его ставить?» - задавал он правильный вопрос, и при этой схеме я не находил ответа. Хотя думаю, что Тедеско, как тренер, понимающий, что в его распоряжении находится по-настоящему одаренный игрок, со временем разберется, что к чему и как его использовать.

Мы же помним, что Тил дебютировал в «Спартаке» двумя первыми и одной второй голевыми передачами в Грозном. Помним и слова Леонида Слуцкого, что не нужно ожидать от Тила роли Квинси Промеса, он не будет на поле «решалой». Но будет важной, стабильной частью отлаженной системы. Вопрос в том, что та система, которую избрал Доменико, для Гуса, пожалуй, наименее подходящая. Однако это скорее проблемы голландца, нежели немца.

Система эта также сработала в пользу Ильи Гапонова, получившего свой шанс и им хорошо воспользовавшегося. Тедеско мог либо перейти на модель с двумя центральными защитниками (благо, пара Жиго — Джикия сильна и надежна), либо сдвинуть назад еще и Крала, дав шанс, допустим, Гулиеву или Тилу. Но он, как рассказал журналистам, видел работу в последние недели Гапонова, оценил, что тот лично попросил его дать ему возможность сыграть за вторую команду. И как надежно Илья играл весной, когда сломались Кутепов и Жиго, так же не подвел и теперь.

Тедеско на пресс-конференциях производит приятное впечатление. Он конкретный в футбольных вопросах. И он живой. Искренне возмутился, например, своей желтой карточкой — уже третьей в РПЛ. Сказал, что, если бы за прыжки внутри технической зоны ему бы в Германии давали карточки, их бы у него там было не меньше десяти. И что футбол — это эмоции. Вообще, Доменико реагирует на вопросы журналистов живо, адекватно и при этом уважительно. Может подчеркнуть, что не согласен, но никогда не хамит. А когда согласен, тут же это говорит.

Слушая его, я мысленно сравнивал Тедеско с другими иностранными тренерами «Спартака». Пожалуй, больше всего он напоминал Унаи Эмери. Мурат Якин был сух, водянист и безэмоционален — уж как раз с эмоциями и искренностью у Доменико проблем нет. Как не было их и у Массимо Карреры, который при этом умел высказываться так, чтобы очень нравиться публике. Чутье на это дело у итальянца было совершенно фантастическое.

В конечном счете, все зависит от результата и игры. Если они есть, болельщики будут тренера любить, нет — никакими красивыми речами от них этого не добьешься. Но если по сугубо футбольным вещам о работе Тедеско делать выводы еще крайне рано (хотя положительных моментов сейчас уже больше, чем отрицательных), то по личностным — есть ощущение, что он живет в реальном, не выдуманном собою мире, избегает пафоса, не врет. Что он не робот, а живой человек.

Хочется, чтобы и «Спартак» вернулся к состоянию живой команды. Но давайте не торопиться. В который уже раз напоминаю, что первые три матча при Кононове он выиграл, из первых семи в пяти победил при двух ничьих, а в промежутке между ними был роскошный для красно-белых турнир в Катаре. А потом что-то сломалось. И уже не восстановилось, как бы не менялся состав.

Чего не хватило Кононову, у которого все хорошо начиналось, еще предстоит разбираться. Но в том числе — болельщицкой доброжелательности. Давайте в этом смысле по отношению к Тедеско не повторять ошибок. Вижу, что со стороны многих бывших игроков «Спартака», к сожалению, этой доброжелательности не хватает. А зря. Пока — в отличие от того же Якина — не вижу по тому времени, что немец провел в «Спартаке», ровно ничего плохого.

Игорь РабиНерв