4 мин.

Гол Макеева. Об офсайде, и пользе чтения футбольных правил

Поводом к этому тексту послужил вчерашний выпуск программы "90 минут Плюс", точнее, разбор в анонсе программы "Свисток" гола, забитого спартаковцем Макеевым в ворота "Кубани".

video.yandex.ru/users/buba197308/view/2

static.video.yandex.ru/lite/buba197308/6h06tcbzbf.4022

 Отрезок  видео, длиной  в две с небольшим минуты, начиная со времени (62 минуты 40 секунд)

Как справедливо указывали посетители различных спортивных порталов, гол был забит из офсайда. В  "90 мин Плюс" говорилось, что при первом взгляде заметить офсайд было трудно. С этим ещё как-то можно согласиться. 

  Далее шёл комментарий Колобаева, который ещё в прошлом сезоне был действующим арбитром. Суть комментария в том, что была верховая борьба за мяч, и если последним мяча коснулся игрок "Спартака", то был пас или удар, и был офсайд, а если последним коснулся игрок "Кубани", то офсайда не было. Поскольку игроки касались мяча практически одновременно, то момент -  "тяжёлый",  "неоднозначный", и так далее.

Слышать подобное от арбитра - довольно удивительно, если знать футбольные правила.

 Вот фрагмент   "лекции о современной трактовке положения "вне игры",   опубликованной на сайте  "Академии спортивного арбитра".

----------------------------

"Из циркуляра ФИФА  номер 847 от  22.10.2003г.

"В правиле номер 11 говорится:   "Игрок, находящийся в положении  "вне игры", наказывается за это, только в том случае, если в момент касания мяча или удара по мячу кем-либо из пертнёров по команде он, по мнению судьи, активно участвует в игровых действиях, а именно:

- вмешивается в игру

или

- мешает играть сопернику

или

- ПОЛУЧАЕТ ПРЕИМУЩЕСТВО БЛАГОДАРЯ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ".

........

Каким образом нам следует толковать понятие  "получать преимущество благодаря своей позиции"?

Играть в мяч, который отскакивает от стойки или перекладины, уже находясь в положении  "вне игры".    Уже находясь в положении  "вне игры",  играть в мяч, который ОТСКАКИВАЕТ ОТ СОПЕРНИКА.

Здесь важным является словосочетание  отскакивает от соперника.  То есть, если защитник ошибается сам, и мяч попадает к нападающему после ошибки защитника, а не в результате неконтролируемого отскока, от ноги, туловища или головы защитника или вратаря, то считается, что к нападающему мяч попал не от партнёра по команде, а от игрока обороны - и тогда нарушения правил нет.

-----------------------------

Посмотрим теперь на фотографии, которые выложил пользователь спортс.ру  "компасс".

                                               ----------------------------------------------------------------------------------------------------

 Если игрок Спартака (Родригес) коснулся мяча последним (как скорее всего и было, судя по левому верхнему фото) то, как говорили Колобаев, Будогосский, и прочие  - однозначный офсайд. Если последним коснулся мяча игрок Кубани, прыгавший вместе с Родригесом, то  ′касание мяча кубанцем полностью подпадает под определение ОТСКОКА (или рикошета), так как произошло оно сразу после касания Родригеса, или одновременно с ним.  То есть, чтобы зафиксировать офсайд, арбитрам матча не надо было рассматривать мельчайшие детали верховой борьбы, и определять, кто из двух игроков коснулся мяча последним.

 

Колобаев, сидя в студии, вроде бы говорил о возможности последнего касания мяча другим кубанцем, который перекрывается на видео двумя игроками, ведущими верховую борьбу. и которого, якобы,  "мы не видим". Если бы этот игрок целенаправленно направил мяч в сторону Макеева, или просто случайно срезал бы мяч в ту сторону, то офсайда действительно не было бы, так как касание мяча было бы  "собственной ошибкой", как сказано в лекции.

На самом деле, Колобаеву достаточно было пару раз остановить видео в студии, и он бы увидел, что дальний игрок Кубани закрыт не весь. На фото видны  участки  его тела и ног, которые находятся гораздо ниже таких же участков Родригеса. Если остановить видео чуть раньше, то этот кубанец частично виден и слева от Родригеса, тоже на гораздо более низком уровне, из чего следует, что  он вообще не выпрыгивал, и поэтому никак не мог коснуться мяча. Ведь к игрокам, прыгнувшим и ведущим верховую борьбу, мяч прилетел сверху, и от них отскочил опять вверх,

 Возвращаясь к арбитрам матча, в частности к боковому судье, можно заметить - ему не нужно было рассматривать видеоповторы, чтобы увидеть, что второй игрок Кубани всё время стоял на земле. Ведь он смотрел на этот момент справа, и второй кубанец был к нему ближе всех, да и все четыре игрока, участвовавшие в игровом эпизоде, находились на ближней к нему, правой половине поля.

  Обосновывая  практическую трудность этого эпизода, для судей, многие говорили, что после касания мяча Родригесом, мяч улетел вверх, и сместился вперёд на совсем небольшое расстояние, то есть полёт мяча не воспринимался, как пас вперёд. На самом деле, не имеет никакого значения, был пас вперёд, или назад. Даже если бы мяч полетел чуть назад, и Макеев ударил бы оттуда, отбежав от ворот во время полёта мяча - всё равно был бы офсайд. Главное, что Макеев был ближе к лицевой линии, чем мяч и предпоследний игрок Кубани (включая вратаря), В МОМЕНТ КАСАНИЯ МЯЧА ПАРТНЁРОМ ПО КОМАНДЕ.   Установить этот факт боковому арбитру было не так сложно.

Те, кто сомневается, могут ещё раз посмотреть ту же самую лекцию. Там нет ни слова о пасе ВПЕРЁД, как необходимом условии офсайда.

 

Подведя итог, можно сказать,  что гол был забит из однозначного офсайда. Как любит говорить Валерий Карпин - пятисотпроцентного.  Арбитры  (А. Егоров, и Богач), должны были установить этот факт на поле, во время матча.