7 мин.

Шесть клубов РПЛ не пришли на семинар по ВАР, где был Черчесов. Не волнуйтесь, мы собрали для вас главное

Матчи стали динамичнее, судьи успокаивают игроков, видеоассистены матерятся. 

В Москву на семинар о работе ВАР пришел Черчесов и после выступления главного по видеоповторам в УЕФА Роберто Розетти (он с 2011-го по 2013-й управлял российскими судьями и даже ответил Кадырову после «Судья продажная козел») объявил: «Браво, со всем согласен». А потом шутил, что какие-то услуги ВАР будут за отдельную плату. 

Рядом сидел генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг и во время сессии вопросов несколько раз просил Розетти посмотреть момент из матча 4-го отборочного раунда Лиги чемпионов «Краснодар» – «Олимпиакос»: «Это просьба президента нашего клуба». Там на 11-й минуте при счете 0:0 мяч попал в руку защитнику греческой команды у него в штрафной, но судья Карлос дель Серро Гранде не стал использовать ВАР. Пенальти не поставили, «Краснодар» проиграл 0:4. 

«Это не то место и не то время, когда нужно обсуждать отдельные моменты, – возмутился итальянец и перешел с шутливого английского на строгий тон. – Позже в индивидуальной беседе все поясню». 

На семинар также пришли представители 10 клубов РПЛ (вопросы задавали ЦСКА и «Динамо») – не было «Арсенала», «Крыльев», «Оренбурга», «Тамбова», «Уфы» и «Сочи». Хотя у них регулярно возникают вопросы про судейство и ВАР. 

Достаточно взять новости из этого сезона РПЛ: 

• Генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов после поражения от «Оренбурга» (1:2): «Это уже все, край… Судьи жесточайше влияют на результат! Не знаю, квалификация судей такая, видимо». Евсеев после того матча назвал «Оренбург» вторым «Газпромом».  

• Президент «Арсенала» Гурам Аджоев после поражения от «Краснодара» (0:2), на котором работал ВАР: «Если честно, это катастрофа. Так нельзя делать. Я честно скажу, очень радовался до игры, что мы наконец-то попали на ВАР. К судье подбегают, просят: «Посмотри, там не было пенальти!» Он отвечает, мол, нет – пенальти. Очень тяжело играть сразу против двух команд – и «Краснодара», и команды судей. Когда 11 на 11 – это нормально, это честно. Но мы-то играли 11 на 17».  

• Главный тренер «Тамбова» Александр Григорян после поражения от «Крыльев» (0:2): «Дайте нам объективное судейство, и я отвечаю, что «Тамбов» никогда не вылетит из РПЛ».    

Ребята, очень жаль, что вас не было. Кажется, у вас был шанс чуть лучше вникнуть в нюансы работы судей, ведь продуктивнее всего задавать вопросы не через медиа, а напрямую. Но ничего – там был я, и сейчас все расскажу. 

ВАР работает все быстрее. Разница с прошлым сезоном – больше 30 секунд 

«Обратного пути нет, – начал Розетти. – ВАР проникает в футбол, я начал с его внедрения в Серии А, а теперь – по всей Европе». 15 стран, включая Россию, Израиль, Турцию, Польшу и Грецию, уже используют ВАР. 8 стран – готовятся к внедрению. 15 – подумывают. По задумке УЕФА систему видеоповторов вводят не для арбитров, а для футбола. 

«Футбол на первом месте», – много раз повторил Розетти и выделил основные правила работы ВАР: 

1. УЕФА мечтает, чтобы ВАР вообще не вмешивался в драматургию футбола. «4-5 видеоповторов за матч – плохо, – объяснил Розетти и вывел формулу: «Минимальное влияние ВАР для максимальных преимуществ в футболе».

2. Судья должен принимать решение на поле вне зависимости от того, подключен ли к матчу ВАР. Если не согласен с ВАР-арбитром – поступает по своему усмотрению и никого не слушает. 

3. У болельщиков возникают вопросы: «Почему посмотрели то, но почему не посмотрели это?». Просто у судей есть рекомендация: не смотреть все подряд. ВАР нужен только в случаях явной ошибки судьи и в действительно спорных ситуациях: засчитанные и незасчитанные голы, пенальти, прямая красная карточка, ошибочная идентификация игрока. «Невозможно достигнуть 100% точности, мы не идеальны, поэтому ВАР – инструмент помощи, но не судьям, а футболу в целом», – считает Розетти. 

4. Главный арбитр не обязан смотреть повтор на экране (к этой опции он обращается в экстренных случаях): достаточно обратиться к видеоассистентам для перестраховки и принять решение. Пример – незасчитанный гол Бэйла в матче «ПСЖ» – «Реал», когда валлиец подыграл рукой. Судья вызвал ВАР и сразу же объявил, что гола не было. 

«Он не пошел к экрану, потому что имеет на это право, – прокомментировал эпизод Розетти. – Для нас это не проблема, сейчас такое не требует пересмотра». В АПЛ судьи вообще не смотрят на экран, а принимают решения после общения с ассистентами. 

5. ВАР работает все быстрее, а остановки игры из-за спорных решений (не обязательно поход судьи к экрану, но и банальная остановка на переговоры) случаются реже. В прошлом сезоне к помощи ВАР (то есть и минимальные остановки) прибегали каждые 2,4 матча, обслуживаемых системой. Теперь стали реже – каждые 6 матчей. Причина – в опыте судей, которые за год научились работать с ВАР. Важно закрепить, что видеосудьи работают все 90 минут, в этой статистике речь именно об эпизодах, когда матч останавливается для переговоров судей. 

Плюс сильно сократилось среднее время на работу с видеоповтором и принятие решения на поле: 

Сезон-2018/19

Решение без просмотра повтора на мониторе (только при помощи видеоассистентов) – 1 минута 23 секунды.

Решение с использование монитора – 2 минуты 3 секунды.

Сезон-2019/20

Решение без просмотра повтора на мониторе (только при помощи видеоассистентов) – 52 секунды.

Решение с использование монитора – 1 минута 35 секунд.

Судьи обязаны говорить с игроками, чтобы успокоить их и выиграть время для самих себя

На семинаре показывали живое общение судьи и видеооператоров – проскакивал мат и просто смешные слова. «Оу, шет», – кричал ассистент матча «Ювентус» – «Байер» после спорного гола Роналду (офсайд не нашли, гол засчитали). «Супа, супа», – говорил кто-то из немцев. 

Но главное – общение судьи с игроками. По словам Розетти, главный арбитр должен говорить с футболистами: объяснять решение, чтобы они не сильно кипятились, и просто выигрывать время для работы коллег в студии. 

В примерах ниже судья парой фраз гасит запал футболистов – они успокаиваются. 

Пример 1. 23-я секунда последнего финала Лиги чемпионов, пенальти в ворота «Тоттенхэма» за руку Сиссоко в штрафной. Судья говорит игрокам: «Пенальти – правильный, проверяем офсайд в атакующей стадии». ВАР отматывает атаку до ее начала, отсматривает предшествующую руке ситуацию и завершает проверку – офсайда нет – Салах может бить пенальти . 

Пример 2. «Чек, чек, ви ар чекинг», – говорит судья в том же матче после падения Роуза на линии штрафной «Ливерпуля», когда на него напирает Харри Кейн. «Судье несложно понять, был ли фол. Вопрос – за штрафной или внутри. Важно найти точное место контакта и заморозить его, а еще рассказать игрокам, что в данный момент система ВАР ведет проверку». 

Как просто определить офсайд. 3D-технология – это четкая геометрия и решения на основе прямых линий 

Провайдер всех матчей УЕФА позволяет системе ВАР делать слепок модели стадиона и чертить на нем линии (в России пока не так) – для этого за несколько часов до игры проводят калибровку поляны. По факту – переводят поле с его натуральными размерами и характеристиками в виртуальный режим. 

Розетти показал модель определения офсайда на примере гола Роналду в том самом матче Лиги чемпионов с «Байером» (3:0). 

1. Проводится синяя линия по последнему защитника – она же линия офсайда. 

2. Ищется крайняя точка тела Роналду – ближайшая к чужим воротам. Судьи определяют, что это плечо, и проводят проекцию – по этой точке и пройдет красная линия. 

3. Если синяя линия (защитников) ближе к воротам, чем красная (атакующая) – офсайда нет, гол надо засчитывать. Как это и случилось в матче «Ювентуса».  

***

Браво, со всем согласны?

Фото: Евгений Марков; РИА Новости/Виталий Тимкив, Рамиль Ситдиков