Некуда валить
“Мне нравится представлять, что моя работа появляется в чьей-то жизни как незваный гость <…> И вообще я думаю, что в реальности провокации гораздо больше, чем в моем искусстве…Я просто беру ее; заимствую какие-то фрагменты, тащу крошки со стола повседневности. Если вас раздражает моя работа — это значит, что реальность раздражает еще больше, просто никто не отзывается на нее. Возможно, мы вообще перестали обращать внимание на то, как мы живем в этом мире… Мы все под наркозом”.
Так говорит Маурицио Катттелан, итальянский художник с футбольными взглядами. В 1991-м году он собрал для выставки в Болонье инсталляцию “Стадион” — 7-метровый настольный футбол, рассчитанный на матч двух команд по 11 человек. В роли гостей был игровой состав “Чезены”, на тот момент аутсайдера серии А. Хозяева — собранные самим Каттеланом африканские мигранты (в основном из Сенегала), одетые в специально сшитую форму и названные “Forniture Sud” (“Подвоз с юга”).
Титульным спонсором “Чезены” был небольшой сельскохозяйственный концерн. Своим парням Кателлан нашил лого выдуманного спонсора “Rauss” — не чужого слова для севера Италии, где его хорошо было слышно из Германии: там это значит просто “валите!”.
Родом из Падуи — образованного северного городка, Каттелан рано научился видеть политику за игрой. Именно футбол, который многие объявляли орудием свободы, не меньше окружающей жизни представлял из себя внутренний мир итальянского общества.
В футболе также гнобили мигрантов, так же подсвистывали “приезжим”. “А, да я и сам кто-то вроде мигранта в современном искусстве. Так проще — не нужно надевать на себя маску авторитета и говорить от имени “местных”, “у которых здесь корни””.
+++
Тогда, в начале 90-х, работы Каттелана появились на волне подъема в Италии “Лиги севера” — убойных правых, с претензиями к югу страны, родине “бедности, преступности и миграции”. Джонатан Уилсон в последнем (#34) “Близзарде” рассуждает о “футболизации” политики — сейчас сторонники политических идей или партий поддерживают своих кандидатов, как фанаты на трибунах — без анализа, без попытки услышать альтернативную точку зрения или даже согласиться с чужой здравой идеей. Каттелан предлагает играть во что-то поинтереснее.
Еще несколько слов о “Стадионе” Каттелана есть на сайте музея Гуггенхайма.
О футболе без победы и поражения — в нашей телеге “Бей вперед — игра придет”.