Основоположник динамовской вратарской школы: Евгений Фокин
Заключительная часть нашего рассказа об основоположнике динамовской вратарской школы. Первую и вторую части читайте: 1 часть и 2 часть
Последнее чемпионство
После неудач команды руководство Общества пошло на радикальные перемены. Из московского «Металлурга» был приглашён один из лучших тренеров эпохи, футбольный теоретик и новатор Борис Аркадьев. Состав пополнила целая группа новичков. Основную пару защитников составили Радикорский со Станкевичем. В первом же сезоне (1940) динамовцы сумели реабилитироваться, найдя необходимый баланс между атакой (где главной ударной силой стал Сергей Соловьёв) и обороной. Радикорский, отыгравший в «Динамо» более 10 лет, впоследствии выделял не столько футбольные, сколько человеческие качества Евгения Фокина: «Скольким помог он в жизни, скольких обогрел тёплым словом. Благодарны мы ему и за то, что своей настойчивостью он заставил нас окончить школу тренеров, вывел нас на тренерское поприще».
18 сентября 1940 г. Динамо - Славия София. Слева направо: Трофимов, Ильин, Дементьев, Пайчадзе, Палыска, Качалин, Станкевич, Семичастный, Соловьев, Радикорский, Лапшин, Чернышев, Трусевич, Фокин, Якушин, Аркадьев
В 1940-м году Фокин стал участником рекордного матча по числу голов. 4 июня 1940 года в дождливый день в Москве встретились местное «Динамо» и их киевские одноклубники. Уже на 8-й минуте Николай Дементьев забил первый гол. Спустя две минуты киевляне сравняли счёт. На 25-й минуте гости выходят вперёд, но уже через минуту Соловьёв вновь устанавливает паритет. В начале второго тайма после серии угловых москвичам удаётся за 110 секунд забить три гола. На 59-й минуте киевляне один гол отыграли, но через 11 минут Сергей Ильин вновь делает счёт разгромным. Потом случился автогол киевлян и 8-ой мяч москвичей. В самой концовке гости отыграли два гола, установив окончательный счёт матча – 8:5. Вместо похвалы тренер москвичей после игры отругал защитников и вратаря. По мнению Бориса Аркадьева, это был не футбол, а игра «в поддавки».
Динамо-1940. На снимке: М.Якушин, А.Чернышев, А.Лапшин, В.Радикорский, С.Соловьев, Е.Фокин, М.Семичастный, И.Станкевич, Н.Палыска, Н.Дементьев, С.Ильин.
В сезоне 1940 года динамовцы не только стали чемпионами, но и показали новые тактические приёмы. Под руководством Бориса Аркадьева они отказались от классической игры в пять форвардов, перейдя на маневренную игру в атаке при постоянной смене мест нападающих, прозванную впоследствии «организованный беспорядок». Тактическая новинка позволила не оставить камня на камне от столичного «Спартака», обладавшего по признанию современников лучшей защитой советского футбола. В присутствии 85 тысяч зрителей динамовские форварды показали виртуозную игру и разгромили принципиального соперника со счётом 5:1. Не подвёл команду и Евгений Фокин, отлично действующий на линии ворот.
Динамо-1940. Верхний ряд: С.Черников, С.Ильин, Н.Дементьев, А.Назаров, Н.Поставнин, А.Пономарев, Г.Качалин, В.Бехтнев. Средний ряд: А.Лапшин, И.Станкевич, Е.Фокин, С.Соловьев, М.Семичастный, Н.С.Медведев.Нижний ряд: Н.Медведев, Е.Елисеев, А.Чернышев, М.Якушин, В.Радикорский, В.Пфейффер.
Высокий класс игры динамовцы показали и в международной футбольной встрече в середине сентября с болгарской командой «Славия» - 4:0 в пользу москвичей. Но закончить сезон Фокину не удалось. В матче с «Торпедо» в столкновении с соперником он получил тяжелейшую травму, выбыв на неопределённый срок. Это был последний чемпионский титул подольчанина.
Следующий сезон, прерванный начавшейся в июне войной, Евгений Фокин из-за тяжёлой травмы вынужден был пропустить. На вакантную вратарскую позицию был приглашён Кочетов из московского «Торпедо». Вынужденный перерыв в карьере Фокин посвятил участию в очередных футбольных совещаниях. Он защищал трудовые права своих товарищей-футболистов: «В мирное время ещё не знали, что платить футболистам – зарплату или дотацию. Стадионы у нас получают 40 – 50 процентов выручки, а команда – 25 – 30 процентов. А ведь наши зрители приходят, чтобы на команды смотреть, а не на стадион». Динамовский вратарь предложил поставить советских мастеров футбола в более почётное положение и значительно повысить им зарплату. «Нельзя платить 1200 рублей футболисту, на которого смотрят тысячи зрителей», - резонно замечал он. В 1943-1944 годах эта сумма соответствовала среднемесячной зарплате инженерно-технических работников промышленности.
1941 год команда «Динамо» (Москва) после десяти матчей делила первое место с «Динамо» (Тбилиси), набрав 15 очков. Стоят : И.Хайдин, А.Чернышев, А.Лапшин, В.Радикорский, М.Якушин, Е.Фокин, С.Соловьев, М.Семичастный, В.Блинков, Е.Елисеев, Н.С.Медведев, А.Назаров, С.Черников, Г.Качалин, В.Бехтнев, П.Киселев, Б.Аркадьев. Сидят : С.Ильи, Н.Бычков, Н.Поставнин, Н.И.Медведев, А.Пономарев, Б.Кочетов, Н.Палыска, В.Трофимов, Н.Дементьев, К.Бесков.
Тогда же тренер динамовцев Борис Аркадьев и вратарь Евгений Фокин предложили отправить советскую команду на родину классического футбола – в Англию, страну-союзницу по антигитлеровской коалиции. «Играть с иностранными командами надо, и с самыми сильными. Выиграем – будет большой успех, проиграем – чему-то научимся», - от лица игроков смело заявлял Евгений Фокин.
В 1941-1942 годах он вышел на поле только в четырёх матчах и завершил игровую карьеру в 32 года. Всего на счету Евгения Васильевича накопилось 124 игры за первую команду «Динамо».
Тренер Евгений Васильевич
О своём будущем после футбола голкипер задумался ещё в начале динамовской карьеры. Следуя примеру Фёдора Селина, Евгений Фокин вместе с товарищем по команде и близким другом Михаилом Якушиным в 1935 году поступили в Московский инженерно-строительный институт. Но вне футбола голкипер себя представить не мог, решив сосредоточиться на тренерской деятельности. В 20-ые годы должности тренера как таковой в отечественном футболе не существовало. Эти обязанности в большинстве команд выполнял капитан. В 30-ые годы ситуация стала меняться. Из бывших футболистов стала формироваться отечественная тренерская школа.
В 1938 году по инициативе динамовского коллектива и при непосредственном участии тренера команды Михаила Товаровского, заведовавшего кафедрой в институте физкультуры, была создана школа тренеров «Динамо». В течение четырёх лет, в основном в зимние месяцы, действующие игроки постигали азы тренерского искусства. Вместе с Якушиным, Чернышёвым, Качалиным, Семичастным одним из первых её выпускников стал и Евгений Фокин.
«Поскольку обучение носило экспериментальный характер, то происходило как бы взаимное обогащение: преподаватели набирались от нас практических знаний, а мы от них – теоретических, - вспоминал Михаил Якушин. – Польза была обоюдная, и не случайно, видимо, многие выпускники школы стали впоследствии известными тренерами».
С 1945 года Евгений Васильевич окончательно перешёл на тренерскую должность, став первопроходцем среди своих коллег-вратарей. Сначала он работал вторым тренером «Динамо». В этом качестве вместе с командой осенью Евгений Фокин отправился покорять Туманный Альбион. После возвращения ему было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта». Помогая Михаилу Якушину в работе с командой мастеров, Фокин самостоятельно тренировал дублирующий состав «Динамо».
На снимке «Динамо» на финише чемпионата-1947 перед вручением первых серебряных медалей. Ближний ряд: В.Савдунин, М.Якушин (старший тренер), М.Семичастный (капитан), В.Радикорский, И.Станкевич, К.Бесков, В.Трофимов. Дальний ряд: Е.Фокин (тренер), А.Хомич, С.Соловьёв, В.Блинков, А.Малявкин.
После нескольких сезонов в Москве Фокин получил назначение на должность главного тренера сначала в киевском «Динамо», потом в Минске. В 1954 году он возвращается в Москву и на протяжении нескольких лет трудится на должности начальника команды «Динамо». Со временем Евгений Васильевич переходит на должность главного тренера школы «Динамо». Уйдя на пенсию, Фокин продолжил работу в рижской «Даугаве». Потом были ещё московский «Локомотив» и Федерация футбола РСФСР, где он занимал административные должности.
Команда "Динамо" Москва - чемпион СССР 1959 года
У истоков динамовской школы вратарей
Евгений Фокин стоял у истоков создания динамовской вратарской школы. Список его учеников восхищает. Когда Фокин уже заканчивал карьеру, команду пополнил талантливый 22-летний голкипер Алексей Хомич. Подольский ветеран познакомил своего преемника с собственной техникой различных бросков, в особенности в ноги соперника. «Он чертил прутиком на земле схемы таких бросков и терпеливо разучивал все детали, – вспоминал Хомич. – Не раз мы с ним подбирали у ямы для прыжков соответствующие упражнения для развития прыгучести, координации движений, увеличения длины прыжка и броска. Много он со мной работал и по технике введения мяча в игру. Какой бы ни была погода, шёл ли снег или дождь, он со мной терпеливо и настойчиво, часами отрабатывал эти с виду такие нудные удары. Для этой же цели он со мной много занимался медицинболом, гандболом, баскетболом. Вскоре почувствовал, что эти усилия приносят пользу, броски стали получаться, выбивать мяч стал увереннее, точно в ноги партнёрам и подальше от ворот».
Легендарный тренер бело-голубых Михаил Якушин по праву считает Евгения Фокина одним из немногих специалистов, серьёзно повлиявших на формирование такого вратаря-самородка как Лев Яшин. «Такого мастера бросков в ноги противника, как Фокин, я в нашем футболе не знал. Он был в своём деле таким же энтузиастом, как Хомич. Целую теорию составил, – вспоминал на страницах своих мемуаров мэтр тренерского цеха. – Фокин внимательнейшим образом изучал манеру действий всех форвардов, а, стоя в воротах, всегда следил за движением ног игрока, который приближался к нему с мячом, и очень точным броском в вычисленный им момент практически без осечек ликвидировал опасность. Поэтому выходы соперников один на один с Фокиным нас почти не страшили».
С Якушиным был солидарен и легендарный спартаковец Николай Старостин: «На Фокина стоило посмотреть, когда он шёл навстречу прорвавшемуся форварду: с непоколебимой уверенностью подкладывался он под удар, парируя, казалось бы, безнадёжные мячи».
На фото: Чулков, Квасников, Хомич и Фокин поздравляют Яшина с 300-м матчем в составе "Динамо", 1969-й год
Работая помощником Якушина, потом начальником «Динамо», Евгений Васильевич фактически выполнял функции тренера вратарей. В первую очередь, он учил динамовских голкиперов своему самому любимому приёму – броску в ноги форвардов: когда кидаться, куда и стоит ли вообще. Этот приём будет активно использоваться впоследствии и Львом Яшиным.
Лучшим представителем советской вратарской школы Фокин заслуженно считал Льва Яшина. «Он стал вратарём нашей мечты, воплотил в себе лучшие качества своих предшественников и прославил советский футбол, как никто другой, – делился впечатлениями от выступления своего коллеги Евгений Васильевич. – Наделённый природным талантом, он постоянно развивал свои способности. Он многое продумал, проанализировал, взвесил, опробовал на тренировках, использовал свой опыт и опыт своих коллег. В результате такого обобщения и колоссального объёма тренировок Лев Яшин стал законодателем мод в советском и мировом футболе. И мы, ветераны, благодарны ему за то, что он воплотил в жизнь нашу мечту, мечту многих поколений советских вратарей – стал лучшим вратарём мирового футбола».