14 мин.

Бывший владелец «Кубани» – в тюрьме. Поднялся в 90-е на Украине, а сейчас должен 199 млрд рублей

История Олега Мкртчана.

Помните «Кубань»? В середине августа Мосгорсуд приговорил бывшего главного акционера клуба Олега Мкртчана к девяти годам колонии общего режима. Также суд обязал его выплатить 199 млрд рублей в пользу Фонда промышленных активов (ФПА) – некоммерческой организации, принадлежащей Внешэкономбанку (ВЭБ), и занимающейся проблемными промышленными активами.

Мкртчан обвиняется в том, что он похитил кредитные средства, выделенные ВЭБом для развития донецкой металлургической компании «Индустриальный союз Донбасса», совладельцем которой он стал в начале 2000-х. Первоначально Мкртчана обвиняли в хищении только 1 млрд рублей, потом сумма выросла до 85 млрд, а в итоге разрослась до 199 млрд рублей – эти деньги бизнесмена обязали отдать ФПА. Чтобы было понятно: 199 млрд рублей – это чуть больше 3 млрд долларов. Столько, по оценке Forbes, стоит «Бавария».

В последние 20 лет Мкртчан был не последним человеком в российском и украинском футболе. При нем в донецкий «Металлург» попали Генрих Мхитарян и Яя Туре. При Мкртчане «Кубань» вышла в еврокубки, привела в русский футбол Каборе, Озбилиза и Ласину Траоре – и обанкротилась. При Мкртчане в армавирском «Торпедо» появился Валерий Карпин – в общем, длинный список.

Мкртчан на Украине

Его восхождение к большим деньгам началось в 90-е, когда молодой украинский металлотрейдер познакомился с Сергеем Тарутой – одним из самых влиятельных бизнесменов в постсоветской истории Украины (будущий формальный президент «Металлурга»). В начале 90-х Тарута работал на «Азовстали» – крупном металлургическом комбинате на берегу Азовского моря. Там он отвечал за экспортные продажи. Вокруг комбината всегда крутились трейдеры – одним из них был как раз Олег Мкртчан.

У Таруты была любимая схема по отшиванию особенно назойливых трейдеров. Он предлагал на реализацию какой-то сложнопродаваемый товар – например, мелющие шары (чаще всего используются в шаровых мельницах для помола промышленных металлов). Именно так Тарута в 90-е пытался избавиться от излишне энергичного Мкртчана – не помогло. В интервью украинскому Forbes Тарута прямым текстом говорил, что Мкртчан ему фактически предлагал откат, но у него это не получилось. Тем не менее в процессе такого общения они подружились.

Мелющие шары

С мая 1996-го по июль 1997-го главой правительства Украины был Павел Лазаренко – демонический персонаж украинской истории. С 2006-го по 2012-й он сидел в американской тюрьме за финансовые преступления, а в 90-е пытался подмять под себя весь украинский бизнес – в том числе поставки газа на Украину (в те годы страна была очень зависима от поставок из России и Туркменистана). Восточноукраинские крупные бизнесмены – Тарута, Ринат Ахметов, Виталий Гайдук, Александр Момот, Евгений Щербань – были очень против. Для борьбы с админресурсом Лазаренко они объединились в корпорацию «Индустриальный союз Донбасса».

Дальше начались типичные постсоветские девяностые. Весной 1996-го Момота застрелили возле собственного дома. Осенью 1996-го Щербаня расстреляли прямо в донецком аэропорту, когда он возвращался с московского концерта Иосифа Кобзона. Разборки закончились, когда Лазаренко в 1999-м бежал из страны в США (где он поселился в особняке, ранее принадлежавшему актеру Эдди Мерфи).

Уход Лазаренко освободил дорогу для мощного объединения ИСД, но в 2002-м партнеры разошлись. Все донецкие активы забрал Ахметов, в Союзе остались Тарута и Гайдук. Вскоре Тарута (его характеризуют как человека работоспособного, но неорганизованного) понял, что нужен еще один менеджер. Гайдук к тому времени стал пассивным акционером, Тарута остался один, на нем висела куча вопросов.

Павел Лазаренко

Тогда он вспомнил о Мкртчане и пригласил его стать третьим партнером в ИСД. Мкртчана долго воспринимали как мутного персонажа, но никто не понимал, в чем конкретно его мутность. Люди знали имя, но какова его роль в компании, чем он занимается – непонятно. Его даже больше связывали с футболом, донецким «Металлургом».

В 2016-м украинский Forbes оценивал состояние Мкртчана в 127 миллионов долларов (в 2011-м, до начала войны – в 694 млн).

Мкртчан и «Металлург»

В 2001-м ИСД стал генеральным спонсором донецкого «Металлурга» – молодой команды, существовавшей к тому времени всего пять полных лет. Президентом клуба изначально был заявлен Сергей Тарута, но довольно быстро стало ясно, что Мкртчан вовлечен в дела клуба сильнее. «Тарута на базе в сауне сидел и на массаж ходил», – говорит Sports.ru Сергей Ташуев (тренер, поработавший с Мкртчаном в «Металлурге», «Анжи» и «Кубани»).

Важным моментом для истории «Металлурга» стало знакомство Мкртчана с агентом Дмитрием Селюком. В разговоре со Sports.ru Селюк вспомнил, как впервые встретился с Олегом: «Мы познакомились практически на лестничной клетке. Я выходил от нашего общего знакомого, а он шел к нему (это не Ахметов). Мы посмотрели – и буквально через пару недель Мкртчан ко мне прилетел, я тогда жил в Бельгии».

Вскоре Селюк был назначен вице-президентом клуба и начал определять всю трансферную политику «Металлурга». Конечно, он привел в клуб немало нераскрывшихся футболистов, но были как легионеры с именем (например, Хорди Кройфф), так и будущие суперзвезды – Яя Туре и Генрих Мхитарян.

Селюк говорит, что взял на себя почти все оперативное управление клубом. В качестве примера он приводит трансфер Яя Туре, который ему даже не пришлось согласовывать с боссом. «Что Мкртчан, что я, что Тарута – мы были как партнеры. Мне не надо было [согласовывать решения]. Если я говорил, что надо брать, мы делали и все. Просто был определенный бюджет, который я вел, где у всех была одинаковая зарплата – 100 тысяч долларов в год».

В переходе Мхитаряна роль Мкртчана была больше. По словам Селюка, Генрих появился благодаря идее армянизации состава, проводившейся Мкртчаном. «Тут большую роль сыграли корни. В клубе уже было несколько армянских футболистов, Мкртчан все равно думал, надо еще или нет. Вы не армянин, вам сложно это понять. У него даже в «Бананце» было так, что лучшие игроки получали возможность поехать в «Металлург».

Я ему сказал, что из всех армян, какие есть, Мхитарян – лучший. Его тогда хотели подписать «Янг Бойз», но я договорился. А когда он уходил в «Шахтер», я договаривался с Ахметовым – естественно, Олег был не против. «Металлург» получил хорошие деньги и процент с продажи».

Тренер Сергей Ташуев, пришедший в Донецк уже после ухода из клуба Селюка, говорит Sports.ru, что при нем Мкртчан решал гораздо больше: «Он был на матчах с семьей, следил за всей работой команды, мы часто встречались у него в офисе, обговаривали селекционные вопросы. Он жил командой «Кубань» – проект неплохой», но склонялся он к «Металлургу». Это была его команда, а «Кубань» – проект больше социальный. Но офис был на территории ИСД.

Однажды мы нашли на турнире в Ницце мальчика по имени Амаду Мутари (после «Металлурга» играл в «Анжи», сейчас в венгерской лиге – Sports.ru). Привезли его в Донецк, забрали за копейки, потренировали. Потом был контрольный матч, мы сказали про Мутари Мкртчану. Он приехал на базу, посмотрел пацана с нами и сказал: «берите»».

***

Дела Мкртчана – и «Металлурга» – резко испортились после ухудшения отношений между Россией и Украиной в 2014-м и начала военных действий на Донбассе. В том же году на ютубе появилось видео, где футболисты «Металлурга» поют неприличную песню про Путина.

Сезон-2014/15 команда начала на киевском стадионе «Оболонь-Арена» (вместо привычной арены «Металлург»). В конце сезона Сергей Тарута объявил, что донецкий клуб сольется с днепродзержинской командой «Сталь» – также спонсируемой ИСД. «Финансирование двух команд – непосильная задача для акционеров ИСД. Поэтому было принято такое решение. Будет одна команда, «Сталь». В декабре донецкий «Металлург» официально прекратил существование, его место в УПЛ заняла «Сталь». В 2018-м распустили и ее.

Высшим успехом «МетаДона» остались три бронзовые медали украинской премьер-лиги.

Мкртчан и «Кубань»

В конце 2000-х деньги Мкртчана и ИСД появились в Краснодарском крае (и в местном футболе). Для бизнесмена это родина – он родом из Армавира. «В Армавире похоронены его брат и отец. Он обязательно несколько раз в год ездил на могилу к брату», – говорит Селюк.

Тем не менее, в Краснодар и в «Кубань» Мкртчана привели не спортивные и не сентиментальные интересы, а бизнес, подчеркнул в разговоре со Sports.ru главный редактор «РБК-Краснодар» Антон Смертин. В середине 2000-х Мкртчан задумал построить металлопрокатный завод в Армавире. В 2009-м он его построил, правда чуть дальше – в Краснодаре. Это уникальная структура для российского бизнеса и футбола, основной владелец этого завода – «Кубань». На клуб было оформлено 80% акций предприятия.

Выделять деньги «Кубани» Мкртчан начал еще в 2007-м, а в 2008-м ИСД стал владельцем 75% акций (еще 25% – у администрации Краснодарского края). «В Краснодарском крае владение Мкртчаном «Кубани» всегда воспринимали как некую социальную нагрузку, – говорит Антон Смертин. – По мелочи сомнительные истории про клуб всплывали всегда, он всегда воспринимался как достаточно сложный финансово. «Кубань» никогда не воспринимали как «Краснодар» – то есть клуб с прогрессивным владельцем, который сильно заинтересован в развитии футбола. Все понимали: это связано с финансовыми потоками». 

Смертин также сказал Sports.ru, что планы построить в Краснодаре стадион «Кубани» к ЧМ-2018, про которые Мкртчан говорил в 2012-м, были обычным популизмом. «На самом Мкртчан не хотел строить арену, он не Галицкий, он не собирался оставаться в истории города», – сказал главред «РБК-Краснодар».

В «Кубани» Мкртчан ежедневными делами клуба почти не занимался. Слова Сергея Ташуева в разговоре со Sports.ru подтвердил бывший пресс-атташе клуба Вячеслав Иванов: «Он приезжал раз в пару месяцев, это всегда было событие». Иванов вспомнил только одну речь Мкртчана за годы работы в клубе: «После победы над «Ростовом» он зашел в новый клубный автобус и сказал: «Автобус – лишь малая часть того, что я могу сделать для команды. Хочу, чтобы вы все время побеждали. Чтобы все время получали премиальные. Чтобы чувствовали, что внимание к вам не ослабевает».

В Краснодаре тоже не обошлось без Селюка. В лучшие годы «Кубани» Мкртчана – например, в сезоне-2012/13, когда команда вышла в еврокубки – в составе были Арас Озбилиз, Шарль Каборе, Ласина Траоре и другие клиенты агента.

Селюк рассказывает, что поссорился с Мкртчаном из-за сделки по продаже Озбилиза в «Спартак» в 2013 году. По его словам, игрока продали за 8 миллионов, но в бумагах прописали, что за 2. «Они забыли, что там есть мои проценты. Почему он меня обманул? Честно, это для меня до сих пор очень странно. Когда он выйдет из мест заключения, я задам ему этот вопрос», – говорит агент.

Селюк предполагает, что его с Мкртчаном рассорил Сергей Доронченко – спортивный директор «Кубани», с которым Олег знаком десятки лет. В интервью Юрию Дудю Доронченко заявил, что в 70-е Мкртчан играл с ним в футбол за юношескую команду Армавира. По версии Селюка, дело не только во влиянии Доронченко: «Мкртчан изменился. Почувствовал себя сильным. Россия дает в разы больше возможностей, чем та же Украина. В жизни такое бывает: ты, как говорится, чересчур распахнул баян. Близость к губернатору, постоянно сидел рядом с Ткачевым...».

«Кубань» Мкртчана и Доронченко постоянно попадала в какие-то скандалы. Весной 2011 экс-игрок команды Никола Никезич заявил, что его силой заставили подписать документы о расторжении контракта (по итогам разбирательств клуб заплатил футболисту 256 тысяч долларов). В 2013-м главный тренер Юрий Красножан ушел из команды в самый неподходящий момент – когда «Кубань» шла на 4-м месте в таблице (тогда писали, что он поссорился с Доронченко из-за трансферов). В 2015-м «Кубань» уволила Виктора Гончаренко, когда клуб занимал 5-е место. По словам гендиректора Евгения Муравьева, тренеру не хватало жесткости в общении с игроками. В том же году в уже обедневшую «Кубань» пришли Аршавин и Павлюченко. На двоих они забили 2 мяча, зато Роман в итоге объявил забастовку из-за невыплат. Еще один пример – история Владислава Игнатьева: он обвинял клуб в подделке его подписи под документами. 

Кризис в Донбассе повлиял и на присутствие Мкртчана в «Кубани». В апреле 2015 года доля бизнесмена в клубе сократилась до 50%. Как отметил глава краснодарской федерации футбола Иван Перонко, на решение повлияла «ситуация, в которой оказался его бизнес в Донецке». В апреле 2016 года Мкртчан окончательно вышел из проекта с заявлением: «Прошу администрацию края принять на безвозмездной основе акции футбольного клуба».

Долги «Кубани» на тот момент превышали миллиард рублей. Через два года клуб расформировали.

***

Мкртчан и его люди также занимались делами «Анжи». Кроме того, у Мкртчана были футбольные проекты поменьше: помимо упомянутой «Стали», это армянский «Бананц» и «Армавир», где вскоре после прихода бизнесмена в качестве главного инвестора появился Валерий Карпин. Это было перед началом сезона-2015/16. В конце сезона клуб (тогда называвшийся «Торпедо») вылетел из ФНЛ. 

«Бананцем» и «Торпедо» занимается бывший акционер «Спартака» Джеван Челоянц. «Сейчас владельцем Мкртчан не является, но если когда он освободится, захочет вернуться, то всегда пожалуйста», – сказал Челоянц в разговоре со Sports.ru. Перед началом прошлого сезона «Армавир» вернулся в ФНЛ, в этом сезоне команда занимает 13-е место.

Арест Мкртчана

Бизнесмена задержали в Москве в феврале 2018 года. По информации «Коммерсанта», за Мкртчаном пришли прямо в его номер в пятизвездочном отеле Ritz-Carlton на Тверской. Главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело на основе рапорта управления «К» ФСБ.

«Управление «К» входит в СЭБ (служба экономической безопасности – Sports.ru). Это одно из самых отмороженных и влиятельных подразделений, занимающихся делами против чиновников и госдеятелей (например, Улюкаева), – объясняет Sports.ru корреспондент «Коммерсанта» Владислав Трифонов. – Если тобой занимаются «К», твои дела очень плохи, 99%, что ты сядешь. Ну и они действительно уровень. Чтобы они начали разработку, [в деле] должна быть большая сумма или высокий статус».

Суть дела Мкртчана – очень коротко: 

  • Мкртчан взял кредит у ВЭБ для «Индустриального союза Донбасса»

  • По версии СКР, увел деньги на свои нужды, а для прикрытия платил проценты

  • После начала войны в Донбассе выплаты прекратились

  • ВЭБ не признал себя потерпевшим. Скорее всего, дело в том, что деньги давал кипрский офшор Margit Holding Ltd, который передала права на взыскание долга Фонду промышленных активов (ФПА). Формально и офшор и ФПА принадлежат ВЭБу

Мкртчана обвинили в расхищении кредитных средств, выделенных Внешэкономбанком «Индустриальному союзу Донбасса» в 2015-м. С 2009-го по 2014-й ВЭБ активно вкладывался в предприятия на Донбассе. По оценке русского Forbes, банк потратил в тот период около 10 млрд долларов (медиа назвало процесс «масштабной операцией по ползучей национализации экономики Украины»). После начала войны стало ясно, что инвестиции в ближайшее время не вернуть. 

Как выяснил «Коммерсант», во время очных ставок с Мкртчаном представители ВЭБа отказались признать себя потерпевшими (одновременно «Ъ» рассказал, что после Майдана Мкртчан покинул Украину и отказался от украинского паспорта). Первоначально бизнесмена обвиняли в хищении 1 млрд рублей, в дальнейшем сумма выросла до 85 млрд. В итоге Мкртчана обязали выплатить Фонду промышленных активов (некоммерческая структура, принадлежащая ВЭБу) 199 млрд рублей.

Адвокат Мкртчана Игорь Поповский объяснил Sports.ru, почему сумма так увеличилась: ФПА выкупил долг Мкртчана по кредиту у ВЭБа и пересчитал его по актуальному курсу рубля к доллару. «Несмотря на то, что Фонд является дочерней структурой, по законодательству он самостоятелен, – говорит Поповский. – Юридически это другая фирма, другое юрлицо. По сути, с момента переуступки ВЭБ перестал быть потерпевшим, ФПА выкупил долг живыми деньгами, ущерб ВЭБу погашен. Третье лицо, приобретя права кредитора, имеет право обращаться к должнику».

Процесс над бывшим боссом «Кубани» был закрытым. Как объяснил Игорь Поповский, причина – в материалах к делу содержатся сведения о государственной тайне. Также адвокат сказал Sports.ru, что апелляцию на приговор Мкртчана планируют подать в ноябре.

***

Я спросил у Дмитрия Селюка, почему, по его мнению, Мкртчан сел – при всем своем влиянии и богатстве. «Запомните такую вещь: Бог все видит. Он накажет и воздаст по заслугам. Я не знаю, почему, но в жизни так сложилось: кто не совсем красиво поступил по отношению ко мне – их наказала жизнь».

Семин, Газзаев и Онопко вступились за «босса всех боссов» воровского мира России. С чего бы?

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников, Александр Макаров; REUTERS/Heinz-Peter Bader; dynamo.kiev.ua; мелющие-шары.рф; fckuban.com