Тедеско прибыл в Москву на переговоры. Что следует понимать руководству «Спартака», нанимая этого тренера
Если по итогам переговоров в Москве Доменико Тедеско возглавит «Спартак», клуб, заслуживающий в свою честь оперы Доницетти, осуществит очередной рестарт. Но задача уже посложнее, чем просто выиграть чемпионат и преломить хлеб перед страждущими. «Спартак» должен превратиться в проект, достойный перейти из рук в руки по любви, а не по принуждению. От успеха Доменико Тедеско может зависеть спокойствие красно-белых на ближайшие несколько лет. Если они вообще на него способны.
Всего два года назад точно так же, в сто сорок восьмой раз, вознамерился привести себя в порядок «Шальке» из Гельзенкирхена. Позвали спортивного директора Кристиана Хайделя из «Майнца», сработавшегося в свое время и с Юргеном Клоппом, и с Томасом Тухелем. Хайдель должен был очистить состав «кнаппен» от ненужного и привести в «Шальке» свежую кровь, да так, чтобы клуб перестал напоминать медицинскую помпу для ее перекачивания. Заодно и найти тренера. Маленький итальянец Доменико Немецкий Тедеско, делавший самостоятельные шаги среди рудников в «Эрцгебирге Ауэ», напомнил Хайделю именно Тухеля. Все мы люди, тянемся к тому, что лучше знаем.
В конце сезона-2016/17 Хайдель наблюдал с трибуны последний матч «Ауэ» с Дюссельдорфом. Ему понравилось, как Тедеско контактирует с командой по ходу игры, как игроки вслушиваются в каждую деталь. Это не слишком удивительно, ведь это «Ауэ», где центральному защитнику Луису Самсону проще поверить, что из-за особенности техники его место в обороне, а не в опорной зоне, как было до Тедеско.
А было так: ровно за неделю до приезда Доменико в регион рудников я был на «саксонском дерби» между «Ауэ» и дрезденским «Динамо». Гости разбили фиолетовых вдребезги, приведя в бешенство зрителей – многие из них уходили, выливая с горя в воздух недопитое пиво. Когда последнее место, можно и так.
После тех 1:4 сразу же убрали Павла Дочева, а уже через неделю брутальный руководитель клуба Хельге Леонхардт дал шанс недавнему отличнику тренерских курсов академии имени Хеннеса Вайсвайлера. Даже у таких суровых дяденек бывают приступы сентиментальности – за пару месяцев работы Леонхардту показалось, что он нашел сына. Тедеско потрясающ в вопросах коммуникации. И будь я Леонидом Федуном, выбрал бы именно его.
«Он никогда не говорил о деньгах», – вспоминал Леонхардт. Разумеется, нет. Тедеско цеплялся за шанс. И понимал, что если «Ауэ» вылетит, второго у него может не быть. И пример светил пышной шевелюрой: знаменитый Штефан Эффенберг учился с Тедеско на одном курсе, примерно в то же время получил «Падерборн», но не смог стать львом, возглавившим армию. Ладно, результата не дал, но искателя правды и справедливости Эффе перестали уважать игроки. И с тех пор его никуда не берут. «Тедеско – лучший тренер, у которого я играл», – откровенничал тем временем в «Шальке» старик Налдо.
Недавно меня спросили: не знаю ли подходящего молодого тренера для маленького, но амбициозного клуба. Но такого, чтобы хорошо одевался, умел делать презентации и с закрытыми глазами разбирался во всех статистических приложениях. Босс убежден, что если есть шашечки, значит, можно ехать далеко и с комфортом. Таких руководителей становится все больше, ведь за некоторыми богатыми людьми есть такой грешок: они любят, когда их разводят красиво. Леониду Федуну ли этого не знать.
Но Доменико не имеет отношения к футбольным проходимцам. Преподаватели академии Хеннеса Вайсвайлера вспоминали: если Юлиан Нагельсманн (скоро с ним встречаться «Зениту») был гиперактивен и без конца задавал вопросы, в том числе и провокационные, то Тедеско, скорее, напоминал классического очкарика, искавшего решения своих вопросов в прилежании и скрупулезности. Как и Рогер Шмидт, которого тоже призывали стать тренером «Спартака», Доменико работал выпускающим дежурным в автомобильном цеху – чтобы стать футбольным тренером, видимо, нужно через это пройти. Тедеско отвечал за все нюансы, связанные с уровнем комфорта «мерседесов», прислушиваясь к ненужным вибрациям и покачиваниям. Он не больший проходимец, чем итальянский сапожник, убеждающий вас, что именно он способен сделать произведение искусства, веря в то, что на самом деле умеет, и не думая о том, что может ему помешать.
«Если я скажу, что мяч квадратный, многие начнут кивать головой, лишь бы получить работу. Я провоцировал, но Доменико продолжал настаивать, что он круглый», – вспоминал экс спортивный директор «Шальке» Кристиан Хайдель свои первые переговоры с Тедеско у себя дома в Майнце. Этап был важный: именно Хайделю было решать, подключать ли к процессу босса клуба Клеменса Тенниса, которому в Германии могли легко бы дать прозвище Федун за своеобразное обращение с футболом. И что делать, если спортивный директор в «Спартаке» не имеет полномочий для подобного отбора.
Неизвестно, о чем сегодня будут расспрашивать в Москве нового тренера руководители «Спартака», но по одному параметру Тедеско им точно подходит: за последние два года маленький итальянец дважды принимал команды, разобранные на молекулы, и каждый раз внятно объяснял, за счет чего намерен преодолеть кризис.
До его прихода в марте 2017-го «Ауэ» пропустил со «стандартов» 17 голов из 40. Но вместо того чтобы тратить время на устранение проблем при оборонительных «стандартах», Тедеско научил команду поменьше фолить, а в играх, когда соперник предпочитал нагнетать стресс в защите длинными передачами, избегать любой ценой вертикальной игры. Тедеско – классический представитель новой немецкой школы, сдвинутой на то, что соперника нужно не перебороть, а перехитрить и перебегать. «Кто контролирует момент перехода мяча, тот контролирует всю игру», – повторял Тедеско и в «Ауэ», и в «Шальке». Что это значит? Игроки «Спартака» должны будут заставлять соперника играть неудобной ногой в момент приема и так далее. Не уверен, что, когда тысячи футбольных тренеров ездят на различные стажировки и смотрят десятки тысяч футбольных матчей, они не видят того же, что и Доменико Тедеско, которого новые медиа тут же записали в гении. Разница между российским и немецким футболом остается принципиальной в одном: в исполнении задач и мотивации. «Спартак» чисто гипотетически мог дождаться одного собственного тренера «из бундеслиги», но Станислав Черчесов не сможет проститься со сборной раньше следующего лета, а начать его «Спартак» может уже в ФНЛ. Поэтому Тедеско сейчас – это внешне похожий на здоровый эксперимент.
«Когда игроки вовлечены в общее дело, они верят в план», – так Тедеско объясняет причину, по которой позволяет с собой дискутировать, чем завоевал многих игроков в «Ауэ». Дискуссии в «Спартаке» – да и вообще в российском футболе – зачастую не подразумевают никакого общего дела. С этим придется столкнуться Тедеско, если только ошибется при выборе помощников, а генеральный директор по имени Томас Цорн окажется неспособным прикрыть тренера в поле, где «грубо торчит на голом выгоне церковь дикого цвета», а «за церковью блестит на солнце мелкий глинистый пруд под навозной плотиной – густая желтая вода, в которой стоит стадо коров, поминутно отправляющее свои нужды, и намыливал голову голый мужик»… Если на совете директоров, принимающих решение, окажется И.А. Бунин, его мнение будет не лишним. Помню, Властимил Петржела в «Зените» очень нервничал при упоминании имен некоторых старейшин, мнение которых почему-то нельзя было игнорировать. Тедеско собрался изучать русский язык? Стоит ему кое о чем напомнить.
Базовой схемой в «Ауэ» у Тедеско была 3-4-3, что тоже полностью отвечает трендам. Но если восточногерманский клуб спасся от вылета и благодарит до сих пор за это провидение, то «Шальке» к новым методам пришлось привыкать. В первом официальном матче при Тедеско берлинское «Динамо» замучило кобальтовых диагоналями за спины крайним защитникам. «Шальке» еле-еле выиграл, затем с переменным успехом начал чемпионат. Новые тренеры не приживаются, если не приносят жертвы. В «Шальке» ею стал Бенедикт Хеведес, чемпион мира, которого теперь еще и не очень уважает сам Юрий Палыч.
«Культовая фигура? Хочет идти – пусть идет», – сказал Тедеско журналистам, когда стало понятно, что сработаться не выйдет. Посыл специально для «Спартака» – когда-то то же самое проходил Станислав Черчесов, будучи старше Тедеско на момент принятия решения по Егору Титову.
«Я ушел как игрок, остался как фанат». «Ага, я был привидением», – добавил Тедеско через пару недель, когда кто-то из журналистов попросил его прокомментировать высказывание нового защитника «Ювентуса». Когда бывший босс Доменико в «Ауэ» Хельге Леонхардт увидел все это в новостях, втянул голову в плечи: «Мальчик мой, теперь тебе придется набраться терпения».
Фанаты «Шальке», которые до этого уже тоже считали Тедеско своим сыном, братом, отцом и бог еще знает кем, остались недовольны таким обращением с легендой. И можете себе представить, сколько за их спинами было почетных президентов и прочих чемпионов сердец. Тедеско не только грызет тактический гранит. Он еще и человек, готовый протянуть руку каждому болельщику, каждому сотруднику клуба, вплоть до уборщицы на базе. Идеология, в принципе, соответствующая старому «Спартаку», формирующему «опорные» мифы для тех новых, что считают себя вправе манипулировать именем клуба в личных целях. Точно таким же был и спортивный директор «Шальке» Кристиан Хайдель, со времен «Майнца» сохранивший привычку обсуждать с болельщиками дела команды за пивом. Но если в клубе есть Клеменс Теннис, то уходят оба. В конце концов, Денис Глушаков (не Хайдель и не Тедеско) тоже сидел на заборе с «миллеровкой», а сейчас прячет ее от Шалимова в Грозном.
Доменико Тедеско навсегда вошел в память болельщиков «Шальке» как тренер, сумевший не проиграть рурское дерби «Боруссии», уступая по ходу матча 0:4. «Что бы ни случилось, я с вами» – эти слова в раздевалке в подобной ситуации мог бы произнести любой тренер, но лишь один раз из ста вечер мог закончиться добрым. Он вывел «кнаппен» в Лигу чемпионов после сезона, который те закончили на 11-м месте, но стал «одним из» через год, когда «Шальке» снова стал играть «через два на третий». С Тедеско попрощались в марте 2019-го после 0:7 от «Манчестер Сити». Хотя, скорее, после семи матчей без побед в бундеслиге.
Есть и еще одна вещь, которая может не соответствовать спартаковским представлениям: где бы Тедеско ни учился, он – итальянец. И когда в середине сезона-2017/18 стало ясно, что можно добиться топ-результата, «Шальке» уже при любой схеме играл в «сжались-разжались», встречая соперника огромным количеством на своей половине поля и стреляя контратакой, как только тот терял мяч. Эксперты по инерции продолжали петь про замыслы, но Кирхен играл в простой первобытный катеначчо, приносящий результат, но не радуя тонкие души.
«Спартак», самоистязая себя очередной крайностью, по итальянцу скучает. Но перед Тедеско следует ставить более жесткую задачу – этот клуб должен будет остаться кому-нибудь нужным.