«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»
Уходи вовремя
Уходить надо вовремя. А еще лучше, уходить надо победителем. Совместить первое и второе - большое умение и удача. Не каждому дано, не каждый сможет найти именно тот момент в своей спортивной карьере, когда понимаешь, что взял от Игры все и отдал ей тоже - Все! Ни больше, ни меньше. Что дальше будет только хуже, что дальше могут не понять и не простить президенты, трибуны, пресса, друзья и знакомые.
От непонимания до смеха расстояние очень небольшое. Глазом моргнуть не успеешь, а былая слава уже растворится в пространстве и времени.
Это больно и грустно. Больно и грустно уходил Великий Джордж Бест. Слава, космического уровня дриблинг и обаяние остались в прошлом, а ключ от прошлого потерян в угарах бесконечных загулов. Страшно и больно уходил Марадона (то что он "Великий" и так все знают!) Колоссальный талант и фантастическая воля к победе растворились в душном мороке неаполитанской ночи, а гранулы белого порошка запутали и замели следы так, что уже не найти пути назад. И ничего не вернуть...Таких примеров множество. Примеров "наоборот" намного меньше.
Франклин Эдмундо, сын Хермана Райкаарда и Неел ван дер Мёйлен, говорил мало, все больше слушал, тем более, когда говорил Учитель Йохан. А он то знал о футболе все! Тем более знал, как надо уходить. Мало победить и уйти. Надо сделать так, чтобы недоброжелатели и завистники проглотили языки и попрятали глаза от стыда и прямо тут же признались в собственной неправоте. Ни больше, ни меньше! Сам Йохан уходил так же. В 1983-ом, хлопнув дверью на родном «Де Меер», перешел в стан вечных врагов из Роттердама, а через год, сделав Золотой Дубль, утер нос всем и спокойно и величаво удалился.
«Делай как я, парень!»
И он сделал, точь-в-точь. И даже лучше.
Тихая уютная Вена. Парк «Пратер». Счастливый май. 5 лет и 1 один день тому назад его «Милан» в две передачи вертикально распорол защиту «Бенфики» и Райкаард, словно вырвавшийся на простор тигр, с издевательским хладнокровием прикончил надежды португальцев. Теперь все сложнее. «Милан» снова в белом и снова лучший в Европе (Учитель Йохан и его «Барселона» не дадут соврать), но только Райкаард уже не с ними. Все знакомые за 5 лет лица методично и убийственно, только так и умеют в Италии, давят на молодых и дерзких ребят из его «Аякса».
Он знает, что должен уйти, но уйти он может, только победив здесь и сейчас. Перетерпеть и перехитрить вышколенный механизм матерого «Милана». Если не он, то кто? Нет, только он знает и чувствует запах победы, только он безошибочно уверен в том единственном моменте, когда жертва расслаблена и не ждет твоего броска. До конца матча пять минут и вот он шанс. Качнуть на ложном замахе, при попытке сделать «вне игры», Барези и Дезайи и тихонечко катнуть мяч вдоль штрафной на длинноногого Клюйверта. И тот не подвел. Громадный Росси не успел сложиться и мяч под рукой юркнул в сетку.
Надменный, с лицом, словно высеченным из Альпийской скалы, Капелло может говорить, что он разочарован в «позднем голе» и совсем не разочарован в результате. Кому это уже интересно?!
А вот теперь можно и уходить!
И он ушел!
«Быть в нужное время в нужном месте»
«Быть Франком Райкаардом» - это значит, с первого до последнего матча быть игроком Системы, стать одним из «краеугольных камней» любой тактической схемы любого клуба, за который выступал Франк Райкаард. «Аякс» «темных веков» Аада Де Моса и Лео Беенхакера и «Аякс» Луи Ван Гаала, ослепительные «Милан» Арриго Сакки и сборная Голландии на Евро-1988, все они имели в своих составах игроков индивидуально более сильных на отдельных позициях и более ярких в отдельных компонентах игры (единственное исключение, сам Йохан Кройфф, но, на то он и Кройф), но не было в тех командах более цельного и более «тотально-ориентированного игрока», чем Франк Райкаард. Потрясающая «профпригодность».
А ведь мы знаем множество примеров, когда Великий Игрок рождается не в то время и не в том месте (Джордж Бест и Яри Литманен) или, когда Великий Игрок всю свою карьеру играет в свой «отдельно-взятый» футбол, далеко отстоящий от общекомандных интересов (Роберто Баджо), таких примеров много. От этого Величие Джорджа Беста или Роберто Баджо не убудет, но их карьеры это всего лишь ослепительные вспышки фантастического таланта на бесконечном небосклоне Великой Игры. «Тупиковые пути» футбольной эволюции.
«Судьба-индейка» не дала им шанса на футбольное «будущее». Франк такой шанс получил.
Родись он чуть раньше, он бы растворился в гуще довольно средних по уровню голландских игроков, которые в конце 70-х – начале 80-х основательно «уронили» уровень голландского футбола и к моменту возвращения Учителя Йохана его было бы бесполезно «перенастраивать». Он бы уже сложился как игрок. Родись он чуть позже, он бы не застал Кройффа-игрока в «Аяксе» в 1981-1983 годах. Кто бы учил его своим примером на поле?
Не поругайся он с Кройффом-тренером осенью 1987 года и не уйди он с дичайшим скандалом из «Аякса», кто знает с каким настроем он бы подошел к Чемпионату Европы 1988 года. Метания по арендам («Спортинг», «Сарагоса») и чувство задетого самолюбия заставляют его выдать космический уровень игры на том Чемпионате. Сверх мотивированный и предельно мобилизованный Райкаард просто потряс всех своей безошибочной игрой и «обнулил» весь накопившийся в его адрес негатив и скепис. 5 матчей полностью «перезапустили» застопорившуюся было карьеру и вознесли Райкаарда в разряд мировых звезд.
И как награда, контракт с «Миланом» уже через три дня после победного финала…хотя сам Сильвио Берлускони держал «про запас» к лету 1988 года чемпиона Мира 1986 года аргентинца Клаудио Борги. Держал для того, чтобы сделать 3-им легионером к паре Гуллит – Ван Бастен. Арриго Сакки, после всего увиденного на Евро 1988, ни о ком кроме как о Райкаарде и думать не мог. Но всемогущий Берлускони упрямо давил, мол: «Хочу Борги, он мне нравится и все тут! Я тут хозяин». Нашла коса на камень, но тут Сакки пригрозил уходом: «Если Борги будет в команде, в Милане не будет меня». К счастью для всего футбола Берлускони уступил, Сакки остался тренером, Борги исчез с радаров, а «Милан» получил настоящий бриллиант в свой состав.
Дальше пошли победы «Милана» о которых, я уверен, вы все знаете! (не пытайтесь меня обмануть, люди, которые ничего не знают о Голландском Трио «Милана», не читают такие тексты) Но победы заканчиваются, Великий «Милан» Голландского Трио хватило на два полных сезона 1988-1990 годов. Потом побеждать стало труднее. На Чемпионате Мира все сразу пошло не так. Нервный срыв и удаление в игре с «заклятыми друзьями» из ФРГ сильно подпортили репутацию. Сменился тренер. Вместо 3-х легионеров стало возможным использовать 6. На место яркого ослепительного шоу, которое поставил Сакки, пришел строгий, застегнутый на все пуговицы, методически выверенный футбол Капелло. Райкаард был по-прежнему той «точкой опоры», с помощью которой можно было перевернуть весь мир. Но в глазах тренера с лицом римского центуриона он уже не видел прежней веры.
Значит, настало время уйти.
Туда где все начиналось и все закончится. В родной «Аякс» на старенький «Де Меер».
Вот она – истинная мудрость, которая ровно через два года приведет его в ту же Вену, на тот же «Пратер». Да и ворота будут те же!
Просто в нужное время надо быть в нужном месте!
«Сила Тигра»
Как играл Франк Райкаард? Это очень простой и очень сложный вопрос.
Простой потому, что каждый, кого интересует этот вопрос либо уже знает ответ на него, либо может получить его очень быстро. Записей матчей «Аякса», «Милана» и сборной Голландии множество. Было бы только желание, смотри и наслаждайся.
Сложный потому, что очень трудно описать уникальность первого настоящего опорного полузащитника футбола современности.
Еще сложнее передать словами ту метаморфозу в игре, которая произошла с фантастически талантливым голландцем в середине 80-х годов, раз его игра стала каноническим образцом для совершенно новой позиции на поле.
Ведь отнюдь не слабые тренеры Аад Де Мос и Лео Беенхаккер перепробовали Райкаарда буквально на всех позициях в защите и полузащите и даже в нападении. Но добиться качественного рывка от Райкаарда никак не могли. Беенхаккер вообще заявил, что «Райкаард, один из тех игроков, для которого должная позиция еще не изобретена». А Де Мос разочаровался в нем и готов был отдать в «Гронинген»: «Мы никогда не выиграем битвы с такими людьми, как Райкаард».
Самое смешное или грустное в этой ситуации было то, что «Гронинген» от Райкаарда отказался! От Райкаарда, Карл!
Тут уже неважно, кто первый Михелс или Кройф переместил Райкаарда в зону свободного защитника и не стал связывать его жесткими игровыми рамками. Так как было невозможно сформировать всю команду из одних игроков «тотального» стиля (просто потому что такие рождаются раз в столетие), то пришлось наделять «тотальными» функциями самого тактически безупречного футболиста в команде и формировать вокруг него всю игру команды.
Все, кто видел игру Франка своими глазами, пусть по телевизору, даже не догадывались, что следят за игрой будущей «иконы стиля» и на их глазах зарождается новая формация игроков, без которых просто невозможен современный футбол. Все были поражены безудержной энергией и бешеным порывом Гуллита, элегантностью и почти балетной эстетикой движений Ван Бастена, могучими ударами брутального Рональда Кумана, а будущую мини-революцию в середине поля готовил меланхоличный атлет с грустными глазами.
Это было прозрение! Миру был явлен сверхуниверсальный игрок, умевший буквально все. Всего лишь несколько цитат людей, которые дадут представление о том, как играл Франк Райкаард.
«Манера Райкаарда эксклюзивна. Я не знаю ни одного другого исполнителя в мире, который мог бы как он обработать мяч, не глядя отдать выверенную передачу метров на тридцать, и в нужный момент оказаться на ударной позиции, занимаясь при этом преимущественно разрушающим спектром работы» – так скажет Сакки.
А это уже Паоло Мальдини: «Франк настоящий мастер. Он - индивидуалист, как никто иной, умеющий расходовать и направлять свою творческую выдумку во благо всей команды»
А вот мнение Карлоса Билардо: «Это лучший центральный защитник, которого я когда-либо видел на поле. Он умеет все – великолепно персонально держит любого и игрока соперников, отлично видит поле, отлично владеет длинным пасом, а при случае может нанести прицельный завершающий удар. Если ко всему этому добавить, что он очень быстро двигается и быстро принимает решения, то становится ясно, что слабых мест у этого игрока попросту нет».
Но думаю, лучше всего сказал по-солдатски честный немец…никто иной, как сам Руди Феллер, вспоминая тот самый «черный» матч в карьере Франка Райкаарда: «Мое удаление в том матче оказалось для нашей сборной не такой тяжелой потерей, как для голландцев уход с поля Райкаарда. Я был лишь одним из нападающих, а он в своей команде - главным стратегом, режиссером, ведущим полузащитником».
Признание собственной силы от главного врага на поле стоит очень дорого!
Сейчас невозможно представить себе современный футбол без высококлассного полузащитника в опорной зоне, умеющего и атаковать и защищаться. Их много, хороших меньше, элитных единицы. Они все в чем-то похожи друг на друга. Сильные, мощные, в большинстве своем чернокожие парни. Никто даже не пытается объяснить их функции на поле. Все и так знают, как и что должен делать на поле опорный полузащитник.
Вот поэтому и сложно объяснить, как играл Франк Райкаард, копии уже давным-давно затерли в памяти оригинал.
Поэтому лучше найдите старые матчи, посмотрите за игрой Райкаарда и почувствуйте разницу!
«Мудрость дракона»
«Я был тренером с 1998 года, а закончил только четыре года назад. Если быть честным с собой, я не вижу себя в роли настоящего тренера. Таким образом, я занимался почти шестнадцать лет тем, что не совсем подходит для меня. Но я вкладывал в свою работу душу и сердце, я упорно работал, всегда охотно смотрел игры и составлял анализ игры». Вот так сказал он сам о себе. Так искренне и неожиданно, учитывая насквозь циничные реалии современного футбола.
Но надо знать, что для самого Райкаарда нет ничего особенного в этих словах. Слишком уж неформатный внутренний мир был заключен в тело могучего атлета. Быть интровертом и игроком самого высокого профессионального уровня, это очень тяжелая ноша для самой личности. Быть погруженным во всеобщее внимание, постоянно чувствовать взгляд миллионов глаз, быть ответственным за результат здесь сейчас и при этом чувствовать и ощущать собственную отстраненность от всего происходящего вокруг.
Его карьера чуть было не пошла крахом из-за банального неумения рассердиться и нежелания сделать над собой усилия и перебороть свое меланхоличное отношение к происходящему на поле. Учитель Йохан в своем безудержном перфекционизме попытался было сломать «природу через колено» и сделать из сверхталантливого игрока «альфа-самца» на поле и в раздевалке. Но не вышло, все закончилось скандалом и уходом Райкаарда из «Аякса». У других учителей: Михелса и Сакки терпения оказалось побольше, да и Райкаард сделал «работу над ошибками». Стал не мальчиком, а мужем. И тут же пришли успехи и слава!
Вслед за успехами на поле пришла и чисто человеческая мудрость. Как оказалось, за внешне меланхоличным, отстраненным от суеты мира Райкаардом, скрывается могучая харизма победителя и потрясающие человеческие качества лидера и педагога.
Таким он вернулся в родной «Аякс» в 1993 году и взял «под крыло» безудержно талантливую молодую поросль. Не дал ей расплескать всю свою энергию, увлек за собой и ничего не испортил. А в своем последнем Великом матче не сделал ни одного лишнего движения, ни одной ненужной безадресной передачи. Истинное величие, явленное Urbi et orbi!
Таким он стал и тренером. Пусть вначале не было удачи (сборная Голландии на Евро 2000), а потом подвела финансовая нестабильность («Спарта» Роттердам), но главный шанс своей жизни («Барселона») он не упустил и взял, что можно было взять из этого великолепного приключения: славу, успех, репутацию, большие деньги, наконец. Он не рвался в тренеры, тем более на такой запредельный уровень, но Учитель Йохан что-то знал, чего он не знал и о чем не догадывался, и замолвил за него слово на «самом верху». И его позвали спасать «честь и достоинство» «Барселоны». И он пошел. Как оказалось, именно такой тренер и нужен был расхристанному и потерявшему жизненные ориентиры каталонскому суперклубу начала 2000-ых. Мудрый, знающий, как побеждать и как делать это красиво. А, главное, не мешающий тем, кто умеет побеждать красиво, делать это на поле с радостью и с удовольствием.
На его «Барселону» можно было смотреть долго и с наслаждением, пока хватало запала и желания у гения Рональдиньо. Когда запал потух, а желание пропало, «Барселона» остановилась и никакие качества человека и тренера Райкаарда, не могли вернуть в чувство распадающийся на атомы клуб.
Его, конечно, уволили. Благо, смена была под рукой.
Но остались два сезона прекрасных побед, пронизанный ливнем насквозь счастливый «Стад де Франс» в ночь победы в Лиге Чемпионов и…слова благодарности одного игрока:
«Все тренеры, с которыми я работал научили меня определенным вещам. Но, скорее всего, самым важным среди них был Райкаард. Если бы он не доверил мне и не поставил меня в первую команду, возможно, я бы не попал туда никогда».
Послесловие
«Мы теперь будем всегда вместе», - говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. Раз один - то, значит, тут же и другой! Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя!» («Мастер и Маргарита»)
Когда в 1996 году открывали новую «Амстердам Арену», очень трогательно прощались со старым домом «Аякса» маленьким уютным «Де Меер». За 8 дней до открытия стартовал пробег со стадиона прошлого на стадион будущего. 375 бегунов пробежали 1400 километров по городам Голландии и закончили пробег в день открытия новой арены 14 августа 1996 года.
Открыл забег на «Де Меер» Йохан Кройфф.
Завершил его на новой арене Франк Райкаард.
Альфа и Омега "Тотального футбола".