6 мин.

Сборная мира от 23-летнего Бобби Чарльтона: нет Пеле и Яшина, но есть вратарь из люфтваффе

Капсула времени.

Октябрь – знаковый месяц в жизни сэра Бобби Чарльтона. В этом месяце великий англичанин родился, умер, а в далеком 1960-м опубликовал «Книгу футбола».

В предисловии автор признает – возможно, он рано задумался об автобиографии. Но затем добавляет: «За мои 23 года со мной произошло ужасно много». И с ним нельзя не согласиться, ведь к тому времени Чарльтон уже пережил мюнхенскую авиакатастрофу.

Однако на 79-й странице редкой книги The Athletic раскопал вот такой приятный артефакт – символическую сборную мира по версии молодого Чарльтона. Через 65 лет часть из этих фамилий узнают только истинные ценители истории футбола.

Чарльтон намеренно не включил в команду игроков из «МЮ», чтобы сохранить больше объективности. И да, здесь нет многих из привычных нам звезд эпохи: Пеле, Гарринчи, Ференца Пушкаша, Льва Яшина.

Пеле к тому времени было почти 20 лет. Он уже сверкнул на победном ЧМ-1958, но, видимо, еще не воспринимался Чарльтоном в роли игрока сборной мира.

Зато там есть обладатели «Золотых мячей» с 1957-го по 1959-й – француз Раймон Копа и великий Альфредо Ди Стефано, поигравший за Аргентину, Колумбию и Испанию. К 1960 году Чарльтон уже успел сыграть против Пеле, но при этом написал: «Ди Стефано, конечно, лучший футболист, которого я когда-либо видел».

Много лет спустя англичанин высказывался похожим образом: «Я знал Пеле – как большого друга и игрока потрясающего диапазона. Но влияние Ди Стефано пересекло все границы. Я никогда не видел настолько совершенного футболиста».

А вот кто оказался в символической сборной Чарльтона еще:

● Вратарь «Ман Сити» Берт Траутманн – человек с очень сложной биографией. Он никогда не играл за Германию, но при этом с детства входил в гитлерюгенд, а в 1941-м вступил в люфтваффе. Берт служил десантником, был награжден пятью медалями (в том числе Железным крестом I степени), дважды бежал из плена – советского и французского. В 1945-м его окончательно поймали уже британцы – и направили в лагерь для военнопленных в графстве Ланкашир. Из 1000 человек, воевавших с Бертом в одном полку, в живых осталось лишь 90.

В 1948-м Траутманна освободили, но он не вернулся на родину: работал на английской ферме и играл в местной любительской команде. Спортивный талант оказался таким, что вскоре за вратарем пришел «Ман Сити». Несмотря на то, что фанаты были против: 20 тысяч человек пришли к «Мейн Роуд» – и скандировали «нацист». К слову, до 1949 года на этом стадионе играл и  «МЮ», так как «Олд Траффорд» сильно повредили бомбардировки немецкой авиации.

Самоотверженная игра бывшего десантника изменила настроения болельщиков. Легендой Траутманн стал в финале Кубка Англии-1956. После столкновения с игроком «Бирмингема» он получил тяжелую травму, но помог удержать победный счет и только через три дня узнал, что играл со сломанной шеей. В том сезоне вратаря признали лучшим игроком Англии – приз впервые получил иностранец.

Траутманн сыграл 545 матчей за «Ман Сити» – он единственный немец, включенный в Зал славы английского футбола. А в 2004-м, за девять лет до смерти, экс-вратарь получил Орден Британской империи – за помощь в укреплении англо-немецких отношений.

Чарльтон оценил Траутманна еще в 1950-х, несмотря на память о страшной войне и вечное соперничество с «Ман Сити»: «Когда игроки «Юнайтед» получают выходной, мы почти всегда идем на «Мейн Роуд», чтобы увидеть эту великую немецкую звезду в действии».

● В оборону Чарльтон поставил двух защитников бразильской сборной, которые попали в символическую сборную ЧМ-1958: это Джалма Сантос и Нилтон Сантос. Оба сделали большую карьеру в Бразилии и в 1962-м стали двукратными чемпионами мира.

● В центре обороны – Джон Чарльз, признанный УЕФА лучшим футболистом Уэльса XX века. Легенда «Лидса» и «Ювентуса» – он играл на разных позициях по всему полю и стал первым зарубежным игроком в Зале славы Серии А. В английский Зал славы Чарльз тоже входит, а в год 100-летия «Ювентуса» фанаты туринцев назвали его лучшим иностранцем в истории клуба.

● Второй британец в составе – тоже не англичанин, а шотландец Дэйв Маккэй. При этом его главные достижения случились уже после 1960 года: с «Тоттенхэмом» он выиграл чемпионство, по три Кубка и Суперкубка, а также Кубок обладателей кубков. Да, то были времена, когда «Тоттенхэм» брал трофеи не раз в 17 лет.

Маккэй входит в залы славы английского и шотландского футбола.

● Еще два полузащитника – югослав Драгослав Шекуларац и венгр Йожеф Божик. Первый к 1960 году взял серебро Евро и Олимпиады, возле стадиона «Црвены Звезды» ему установлена статуя. За день до мюнхенской авиакатастрофы Чарльтон играл против Шекулараца в четвертьфинале Кубка чемпионов – англичанин в той роковой игре сделал дубль (3:3) и вывел «МЮ» в полуфинал.

А вот Божик, по признанию Чарльтона, единственный игрок в списке, против которого он не играл лично. Но он точно помнил его по матчу столетия 1953 года, когда венгры разнесли англичан на «Уэмбли» со счетом 6:3. Божик забил один из голов в той игре, а Пушкаш стрельнул дублем. Божик и Пушкаш – легенды «Гонведа» и золотой сборной Венгрии, с которой они выиграли Олимпиаду и взяли серебро ЧМ.

К 1960 году Пушкаш уже выиграл с «Реалом» два Кубка европейских чемпионов, но Чарльтон все же предпочел Божика, который всю карьеру провел в «Гонведе».

● В атаке слева от Ди Стефано – его напарник по «Реалу» и сборной Испании Франсиско Хенто, известный также как Пако Хенто. Он провел за обе команды значительно больше сезонов, чем Ди Стефано. Выиграл 12 чемпионств и 6 Кубков чемпионов. Только недавно по победам в ЛЧ его догнали Лука Модрич, Тони Кроос, Дани Карвахаль и Начо.

В 2022-м «Реал» трогательно простился с суперлегендой.

● На правом фланге атаки – еще один бразилец, но при этом никогда не выигрывавший чемпионат мира. Жулиньо играл на ЧМ-1954 – вылетел в четвертьфинале от венгров (2:4) в матче, который за жесткость и обилие драк прозвали «Битва в Берне». Жулиньо забил один из голов после сольного прохода, а Пушкаш назвал его лучшим в составе соперника.

Но на золотой ЧМ-1958 бразилец не поехал. Он к тому времени играл в «Фиорентине», а Бразилия тех лет легионеров в сборную не брала. Причем для Жулиньо тренер сделал исключение, однако игрок отказался от турнира сам: посчитал, что это несправедливо по отношению к игрокам, которые играли в Бразилии, ведь именно они достойны защищать честь страны. Такие были времена.

Зато Жулиньо стал легендой «Фиорентины». Его позвали для завоевания первого в истории клуба чемпионства – и он принес его в дебютный сезон (1955/56). В следующем году бразилец помог команде выйти в финал Кубка чемпионов – первый в истории итальянского футбола. Там проиграли «Реалу», где блистали трое из списка Чарльтона – Ди Стефано, Копа и Пако Хенто. В том финале Жулиньо был единственным легионером «Фиорентины», но именно его в 1990-х признали величайшим игроком в истории клуба.

Чарльтон назвал Жулиньо лучшим правым нападающим – поставил его даже выше соотечественника Стэнли Метьюза, обладателя «Золотого мяча»-1956. С бразильцем лично он столкнулся во время товарищеской игры 1959 года на «Маракане» – при 150 тысячах зрителей. И остался впечатлен.

Жизнь Бобби Чарльтона: солгал ради дебюта в «МЮ», отказал «Реалу», продавил назначение Фергюсона

Фото: Gettyimages.ru/Reg Burkett, Laurence Griffiths, Terry Disney