Кононов в «Спартаке»: верил в Ханни, делал из Фернандо десятку, но так и не поставил качественную игру
Осмысление Дорского.
Олег Кононов пришел в «Спартак» в середине ноября 2018-го: команда устала от бесконечных 4-3-3 Рауля Рианчо, не могла выиграть в РПЛ четыре матча подряд (один из них – еще при Массимо Каррере) и скрипела в нестрашной группе Лиги Европы.
Сразу после назначения Кононов рассказал, что расстановка Рианчо ему нравится: «4-3-3 – одна из моих любимых схем, но все зависит от игроков, их расположения и уровня. Тренировочный процесс будет подчинен тому, чтобы определить тактическую схему игру. В моем понимании она не столь важна сейчас, сейчас важно объяснить мое видение игры. Ни в коем случае я не буду играть от обороны».
В ноябре и декабре 2018-го «Спартак» сыграл шесть матчей с Кононовым: во всех команда выходила с парой нападающих Зе Луиш-Луис Адриано. При этом по чистым 4-4-2 «Спартак» выстраивался только при обороне – в атаке Адриано уходил в глубину и качественно взаимодействовал с Ханни и Комбаровым. При обороне у Адриано тоже была широкая роль: он часто менялся позициями с Ханни, закрывая левый фланг.
Еще важнее для Кононова был Ханни, который редко выходил при Каррере и Рианчо. Миф, что Софьян может играть только десятку, быстро разрушился – слева при Кононове Ханни чаще всех пасовал в финальную треть и штрафную и был вторым по числу передач под удар (уступал только Адриано).
Правда, вся крутость Ханни проявлялась только в РПЛ – там «Спартак» вынес «Крылья Советов», «Локомотив» и «Анжи». В Лиге Европы новый лидер атак москвичей терялся, а команда проиграла «Рапиду» в «Вильярреалом» и не вышла в плей-офф.
Зимой «Спартак» подписал Айртона и вернул Гулиева, но качество игры «Спартака» точно не стало лучше. Ханни резко сбавил, поэтому слева у Кононова поиграли Мелкадзе, Ташаев, Мельгарехо и даже Ломовицкий. После апрельских поражений от ЦСКА и «Ростова» Кононов разочаровался и в схеме – вместо 4-4-2 пришли 4-2-3-1, в которых десяткой неожиданно стал Фернандо.
«Рассматриваю Фернандо в том числе на позиции десятки, он обладает прекрасным пасом и ударом, пониманием игры в атаке. Поэтому вторую позицию для него вижу именно в роли под нападающим. Позиция десятки – не игра на скорости, а интеллект», – объяснял Кононов.
Тренер перевел Фернандо ближе к атаке еще по ходу первого матча в клубе – против «Крыльев Советов», но тогда эксперимент продлился меньше 20 минут из-за травмы Зобнина.
Поздней весной 2019-го Фернандо отыграл десяткой шесть матчей – и даже забил «Рубину» и «Уралу», но вряд ли Кононов был очень доволен своим решением. Фернандо все равно опускался к центральным защитникам для розыгрыша (Зобнин и Гулиев не могли так же хорошо продвигать мяч), по-разному действовал без мяча (то располагался под нападающим, то выдвигался в одну линию прессинга с ним – и проваливался), но качества позиционным атакам «Спартака» это не добавило.
Вообще все рухнуло в последнем туре: «Спартак» без Фернандо проиграл в Оренбурге после двух ошибок Максименко и пролетел мимо группы Лиги Европы. Тогда казалось, что Кононов близок к увольнению, но тренеру дали еще один шанс.
Правда, полноценным он не стал. Сезон «Спартак» начал почти в том же составе (ушел только Зе Луиш), а Кононов искал оптимальную схему – видимо, планировался полноценный переход на 4-3-3 с Фернандо, Гулиевым и Зобниным в середине, причем бразилец вернулся на позицию нижнего центрального полузащитника. Снова не помогло: странные выходы новичка Понсе на левый фланг атаки, моменты – только после прорывов Айртона, дриблинга Бакаева и стандартов Фернандо.
В матчах с «Сочи» и «Ростовом» «Спартаку» повезло с судейскими решениями, в игре с «Тамбовом» – нет (хотя качество все равно было ужасным), а потом москвичи продали Фернандо и Луиса Адриано. Так Кононова вынудили строить новую команду уже после старта чемпионата – так себе занятие.
Быстрая перестройка «Спартака» провалилась (хотя Кононов обыграл ЦСКА) – в первую очередь в этом виноват клубный менеджмент, но и к работе тренера возникало очень много вопросов.
Возможно, главный – Бакаев на левом фланге. Такую перестановку Кононов объяснял желанием быстрее адаптировать к «Спартаку» Ларссона (он выходил справа), но швед ничего не показал, а Бакаев лишился смещений с фланга в центр под левую ногу. Даже в последнем спартаковском матче Кононов поставил Бакаева налево – справа вышел Мельгарехо, с которым Зелимхан менялся краями по ходу матча. Серьезное снижение потенциала главной надежды в атаке – необъяснимое тренерское действие.
Стилистические требования руководства «Спартака» и желания Кононова были понятны: москвичи должны были качественно позиционно атаковать и интенсивно прессинговать, в том числе вступая в отбор сразу после потери мяча. Если бы Федун, Цорн или Кононов публично признали, что «Спартак» поставил на контратаки и подбирает игроков под них, претензий было бы меньше ко всем ним.
А так «Спартак» действительно остался только с контратаками (ярчайший пример – второй тайм с ЦСКА) и стандартами (Фернандо ушел, но остался Жиго), не заменив ключевого игрока середины поля. Тройка Зобнин-Гулиев-Крал в матче с «Уралом», когда ниже всех располагался Зобнин, а не Крал (руководство «Спартака» представляло его как опорника) – отличная иллюстрация того, что взаимодействие тренера со спортивным департаментом отсутствовало.
Поэтому справедливую оценку работе Кононова в «Спартаке» скорее дала весна 2019-го. Тогда москвичи стали восьмыми по качеству созданных моментов (но «Крылья», седьмые по этому показателю, провели на одну игру больше) и десятыми – по качеству допущенных. Провалы с «Арсеналом» и «Оренбургом» могли лишить Кононова работы еще в мае.
Тренера оставили. Но он ушел все равно после «Оренбурга» – правда, спустя четыре месяца.
Четыре месяца грусти.
Кононов – возможно, худший тренер в истории «Спартака», но у него четыре конкурента
Так с чего бы считать его неплохим?
Неплохой тренер это Парфёнов, со скромным Тосно выиграл Кубок. Потом вывел в финал Урал. Вот Валера, кажется стал неплохой тренер, вернул жизнь в Ростов не смотря на финансовые проблемы. Если удержит дончан в тройке, то даже у сомневающихся не будет повода назвать его сбитым лётчиком. А что у Олега? Рассказы, байки и обещания.
Вообще, у Спартака что сейчас, что в прошлом сезоне приемлемый состав. Да, тускловато, но в целом работать можно. Кононов не только не выполнил своих же манифестов, он не поставил команде вообще ничего. По сути, кроме эксперимента с попыткой сделать из Фернандо Глушакова образца чемпионского сезона и обсуждать-то нечего, сплошной мрак. Во что играл Спартак ответить сложно. Это и футболом-то не всегда можно было назвать. Скорее прогулки с мячом, иногда забеги с мячом, но все коллективные потуги сообразить что-либо заканчивались на подступах к штрафной.
Сейчас в команде есть переизбыток в центре поля. Гулиев, Зобнин, Крал, Умяров, Игнатов, Тиль, Шюррле, на лавке если смахнуть пыль, то можно найти и Жано. Кто-то из них не тянет Спартак и их пора продать, кому-то пора передохнуть или попробовать новые амплуа, а третьим дать уже нормальные шансы. Я думаю, что из условной тройки Крал-Умяров-Тиль может выйти симпатичный центр, возможно несколько легковесный, но мобильный и думающий.
Прямо сейчас в команде есть футболисты, чтобы поставить для начала простой вертикальный футбол. Даже форвард для этого есть. Понсе вполне себе Индзаги для бедных и красно-белых. Отдать ему прострел, передачу на ход и прочее есть кому. До зимы можно доползти. А зимой уже думать, что и куда.
Кстати о Кононове. Я думаю, что это была его первая и единственная возможность поработать в большом клубе. Вряд ли теперь его ждёт хоть один серьёзный контракт.
Что бы команда играла в атакующий футбол ,в первую очередь нужны исполнители,в это трансферное окно,таких не купили.С теми игроками,что есть есть сейчас такой футбол не поставит не один тренер.
Продолжил спортивными провалами и абсолютной творческой импотенцией. Команда не просто играла плохо, игроки тупо не понимали, что делать на поле. Сопровождал это бредовыми речами про "все будет хорошо, надо только подождать", чем ещё больше злил фанатов. И с десяток раз не ушел тогда, когда не уйти было преступлением против совести.
Это люди с центральной трибуны, довольно зажиточные и респектабельные. Даже их довели.
Непонятно чем он заслужил такое отношение и самые последние слова в свой адрес. Мерзко.