6 мин.

Букмекеры в топ-лигах: захватили Англию и Испанию, регулируются государством во Франции и Германии

Особенности европейского беттинга.

Букмекеры углубились в английский рынок: захватывают формы команд, часто теряя большие деньги

В 2016 году «Лестер» стал чемпионом Англии, хотя букмекеры оценивали его золото коэффициентом 5001. И все равно нашлись безумцы!

Болельщик «Лестера» запульнул 20 фунтов на любимую команду и чуть не выиграл 100 тысяч. Чуть – потому что под конец чемпионской гонки с «Тоттенхэмом» букмекеры предложили ему 29 тысяч фунтов, чтобы он отказался от ставки. Так человек по фамилии Прайк спокойно наблюдал за финишем исторического сезона – без желания подсчитать возможный доход. А вот другая болельщица «Лестера» поставила экспресс: 7 фунтов – на победу в АПЛ и 20 фунтов – что команда Раньери закончит сезон в топ-6. Выиграла 35 тысяч.

Тот самый сезон-2015/16 был последним для Англии без масштабной интеграции букмекеров. Дальше – спонсорские контракты с лигой, клубами, очень редко – с самими игроками. АПЛ – самый продаваемый чемпионат в мире (в общей сложности вещатели заплатили 1,7 миллиарда евро за показ его матчей), и неудивительно, что конторы ею сильно заинтересовались.

Для сравнения: ценник на трансляцию матчей Бундеслиги – 1,2 миллиарда евро, у других лиг все значительно скромнее; так что возбуждение букмекеров по размещению рекламы именно в АПЛ неудивительно.

Тем более после чемпионства «Лестера» букмекеры просекли: англичане часто ставят небольшие суммы на глобальные события. Пример – чемпионство «Ливерпуля» в прошлом сезоне. Благодаря такому исходу конторы собрали 1,5 миллиона фунтов. Хотя риск потерять большие деньги был велик – судьба золотых медалей решалась в последнем туре.

Ставок с маловозможным исходом много, и большая часть из них касается околофутбольных тем. В 2017-м букмекеры принимали кэш на то, что вратарь «Саттона» Уэйн Шоу (тот самый, который любит покушать, сидя в запасе) прожует что-нибудь во время кубкового матча с «Арсеналом». В этой акции поучаствовал и сам Шоу: грузанул денег, съел пирожок, получил бан на два месяца от Футбольной Лиги и штраф 375 фунтов.

Букмекерам не хватало бешеных ставок, и они пошли дальше – в сторону титульного спонсорства. По данным The Guardian, на данный момент 50% клубов АПЛ помещают на формы логотипы букмекерских контор. Это «Борнмут», «Астон Вилла», «Бернли», «Кристал Пэлас», «Эвертон», «Ньюкасл», «Норвич», «Уотфорд», «Вест Хэм» и «Вулверхэмптон. Короткая отсылка назад: в первый в истории сезон АПЛ на футболках вообще не было подобной рекламы.

От такой вовлеченности букмекеров доходы клубов только увеличиваются. Их общая выручка, полученная от титульной рекламы в сезоне-2018/19, составила 315,6 миллиона фунтов. Сейчас – 349,1 миллиона.

Для одних увеличение рекламы букмекеров – совсем не важное событие. Для других – тотальная проблема. Заместитель главы лейбористской партии Том Уотсон заявил: если его партия придет к власти, то он обяжет клубы АПЛ отказаться от рекламного сотрудничества с букмекерскими конторами.

Есть два забавных момента.

  • Такой наплыв букмекеров не гарантирует огромной выручки. К примеру, клубы, ставящие конторы в качестве титульного спонсора, не входят даже в топ-5 по выручке с этого. Рейтинг выглядит так:

  • В Англии против переполненных спонсорами форм бьются и сами букмекеры. Paddy Power вместе с «Хаддерсфилдом» выпустили футболки с огромной рекламой компании на лицевой части. Итог – толпы разгневанных болельщиков и красивое переобувание: «Формы – не доски для объявлений. Мы должны уважать цвета и традиции клубов».

Испанцы тщательно продумывают стратегию: определяют правила и вводят налоги для букмекеров

В Испании беттинг легализовали только в 1977 году – до этого ставочники могли получить тюремный срок или административный штраф. Несмотря на 40 лет со времен легализации, Ла Лига утвердила сотрудничество с букмекерами лишь в 2011 году.

Причина проста: до этого за чемпионство боролись лишь «Барса» и «Реал», но потом конкуренция в Ла Лиге ужесточилась, чемпионат не получал никаких доходов от ставочных контор, а болельщики вбухивали больше и больше. Тогда лига подписала первые спонсорские контракты с букмекерами.

В отличие от Англии, в Испании все сложнее с регистрацией прав на рекламу букмекерской конторы. Любые сделки заверяются Джуэго Сегуро, генеральным директором организации, регулирующей азартные игры в Испании. Все конторы должны подать заявку на получение лицензии. Их три: на казино, на покер и на ставки. Еще одно обязательное условие – все должны быть зарегистрированы онлайн с доменом «.es».

Справляются не все, поэтому в с 2016-го по 2018-й закрылось около 50 контор, отказавшихся соблюдать хотя бы одно условие. Все были признаны нелегальными, а против тех, кто отказался от капитуляции, возбуждали уголовные дела.

На каждый доход от ставки существует определенный налог. На сумму от 2,5 тысяч евро – 20%, на меньший прайс – меньший процент.

«Так мы контролируем общий доход с азартных игр, – говорит Сегуро. – Раньше процент был меньше, но сейчас его пришлось повысить. Все из-за того, что ставки набирают популярность. Отсюда и растет прибыль букмекерских контор».

Только за прошлый сезон букмекерские организации суммарно потратили около 53 миллионов евро – и это касается только обязательств по процентным выплатам. Но есть еще и титульное спонсорство – дополнительный доход клубов Ла Лиги.

Как результат – уже у восьми испанских клубов прописано сотрудничество с букмекерскими конторами: 

В Германии и Франции букмекеров не запрещают, но следят, чтобы их не стало слишком много 

В 2015 году букмекеры впервые подползли к Бундеслиге и вдохновили уже бывшего президента Немецкого футбольного союза Вольганга Нирсбаха на речь: 

«Букмекерские конторы – это хорошо, но мы будем следить за ними. Ежегодно ставки завлекают все больше и больше молодых людей. И это очень похоже на зависимость. Мы не против такой рекламы, но нам нужно ее контролировать, чтобы не получить отрицательный эффект». 

 Спустя четыре года дело Нирсбаха живет. Действующий президент организации Райнхард Гриндель внимательно следит, чтобы поток букмекеров в Германии не превратился в массовую истерию (как в Испании и Англии). Но Гриндель никак не ограничивает клубы – они могут рекламировать такие компании на футболках (пока есть только один пример – Sunmaker у «Падерборна»).

На этом все. 

Австрийская Бундеслига заключила соглашение с компанией Tipico: контора отображена на логотипе лиги. Такой же ход Tipico пыталась провернуть и в Германии, но Гриндель жестко его пресек: «У нас должна быть уникальность. Это герб и наш отличительный знак, а не рекламный билборд». 

В чемпионате Франции похожая ситуация. В 2014 году руководство Лиги 1 при поддержке правительства страны запретило клубам рекламировать букмекерские конторы. Ха! В 2016 году первая реклама букмекеров появилась на билбордах. 

Теперь титульными спонсорами «Бордо» у «Монпелье» выступают букмекерские конторы, а президент лиги Ноэль Ле Гре говорит, что таких сотрудничеств может быть сколько угодно, но число не должно выходить за разумные пределы: «Так букмекеры не повредят рекламе других компаний».

 

Что в итоге?

На примере Англии и Испании, Германии и Франции мы видим, что влияние букмекерских контор в Европе растет и легко выживает под номинальным прессом со стороны государства, постепенно захватывая новые лиги и большее количество болельщиков

В следующей серии – особенности итальянского беттинга. Который, конечно, европейский, но совсем не похож на остальные.