Восемь лет назад Хальстенбергу предлагали завершить карьеру. Недавно он забил за сборную Германии
13 февраля 2011 года Марсель Хальстенберг рубился за «Ганновер» U-23 в Региональной лиге «Север» против тогда еще практически никому неизвестного «РБ Лейпциг». Восемь лет назад никто, даже сам футболист, не мог предвидеть, что сегодня он будет одним из лучших крайних защитников Бундеслиги, игроком сборной и старожилом самого ненавистного клуба Германии.
В «Ганновере» его долго мариновали во второй команде
@rblive.de | В один момент ему намекнули на то, что есть жизнь и после футбола
Марсель – плоть от плоти воспитанник «Ганновера». В систему команды не по годам рослый защитник попал еще в далеком 1999-м. Тогда он выделялся на фоне сверстников разве что габаритами, поэтому на юношеском уровне звездой не был, да и никогда ей не считался. Все тренеры отмечали его трудолюбие и обучаемость, чего вполне было достаточно для получения стабильной игровой практики (но мало для приглашения в юниорские сборные, к слову). Шаг за шагом Халстенберг шел по ступеням клубной академии, добравшись до ее высшей точки – второй команды клуба. На рубеже нулевых «Ганновер» II без особых перспектив пылил в Региональной лиге «Север», а переросшие молодежку игроки оббивались там в ожидании предложения о профессиональном контракте.
Время шло. Марсель сотоварищи рубились против «мужиков», но пока одни постепенно уходили на контракт и подключались к тренировкам с основой, другие по-прежнему катались по близлежащим стадионам, где порой не набиралось и сотни зрителей. Однажды тренер команды даже намекнул ему на то, что жизнь есть и вне футбола. В итоге, игру Марселя оценили незадолго до его ухода из клуба – в товарищеском матче второй и первой команд он произвел хорошее впечатление, но предложенный ему контракт подписывать не стал: «Я чувствовал, что достаточно готов для основного состава. Мне было неприятно и непонятно, почему после 12 лет в структуре клуба мне не дают хотя бы одного шанса». Взвесив все «за» и «против», защитник решил не переходить в команды Региональной лиги и отправился в Дортмунд, во вторую команду «Боруссии».
Переход в «Боруссию» Д перевернул его взгляд на тактику
@www.bvb-fotos.de | Дортмунд воспринимался защитников как возможность попасть на глаза большим командам
После переезда в Рурскую область Хальстенберг по-новому взглянул на футбол: «Я понимал, что еду во вторую команду. Понимал, что там придется бороться за место в составе, но это того стоило». Шел 2011-й год, «шмели» под руководством Клоппа играли рок-н-ролл, влюбляя в себя не только Германию, но и всю Европу. В «Боруссии» II с Марселем работал близкий друг Юргена и один из последователей его футбольной философии – Давид Вагнер. Он охотно общался с молодыми игроками, давал им советы по действиям на поле и даже объяснял, как правильно питаться. Именно в период жизни в Дортмунде Халстенберг впервые попробовал веганскую диету: «Отказ от продуктов животного происхождения давался тяжело, но затем я стал ощущать, что это приносит пользу».
Главным плюсом своей командировки в стан «шмелей» для Марселя был переход в Третью лигу. «Боруссия» II незадолго до трансфера защитника добилась повышения в классе, и именно этот фактор стал решающим при выборе новой команды: «Я оказался на другой планете. Кажется, что между Региональной и Третьей лигами нет существенной разницы, но это не так. Игроки действовали быстрее, думали быстрее, а тактика… В начале я просто сходил с ума от количества вариантов розыгрыша аутов!». Уже через год им заинтересовались несколько команд Второй лиги – в составе Echte Liebe он играл в центре защиты, активно таскал мяч вперед, напоминая манерой игры легендарного Лусио.
Мог оказаться в «РБ Лейпциг» на заре карьеры, но поехал в другую команду
@www.mdr.de | Марсель до сих пор любит Гамбург за семейную атмосферу
Спустя год в Дортмунде ему неожиданно посыпались предложения из второй Бундеслиги. Заматеревшим и показавшим себя разносторонне развитым защитником заинтересовались команды второй половины турнирной таблицы, большинство из которых предпочитали мощных крайков, способных при необходимости сыграть в центре. Среди предложений от солидных по меркам второго дивизиона клубов затесался никому тогда еще неизвестный «РБ Лейпциг», но Марсель, посовещавшись с родителями, отправился на север Германии – в Гамбург: «Переезжать в Лейпциг тогда было большим риском – с одной стороны команда быстро прогрессировала, с другой – еще никто не знал, каким будет вектор ее развития. Мне не хотелось оказаться в ситуации, когда клуб уходит на повышение, а ты остаешься у разбитого корыта, потому что на твою позицию взяли кого-то более сильного – «под задачу».
К слову о Лейпциге: многим уже тогда, в 2012-м было понятно, что клуб со столь амбициозным владельцем и менеджером вряд ли будет довольствоваться ролью команды второго эшелона, однако защитник не стал искать добра от добра. В «Санкт-Паули» ему дали не только игровую практику, но и нечто большее: «Мы были средней командой даже по меркам второй лиги, но у нас был не просто набор игроков. Мы были настоящей семьей». Хальстенберг не всегда играл регулярно. Мелкие повреждения не позволяли показывать стабильный футбол, однако самому защитнику было комфортно – основу того «Санкт-Паули» составляли сплошь молодые немцы (Кристофер Авевор, Даниэль Брозински, Лассе Собих и другие), что позитивно отражалось на общем настроении. За два неполных года Марсель провел более полусотни матчей и попал на глаза командам Бундеслиги.
Через два года уехал в Лейпциг и чуть не умер под нагрузками у Рангника
@www.sportskeeda.com | Впервые в жизни столкнулся с тяжелыми нагрузками только в Лейпциге
Летом 2015-го перед ним вновь стал выбор: с одной стороны, была команда, которую он перерос, но в которой был счастлив, с другой – клубы Бундеслиги и, наконец, снова возникший на горизонте «РБ Лейпциг», настойчиво предлагавший присоединиться к проекту: «Конечно, мне очень хотелось поиграть на высшем уровне. Мне было 24, многие из моих сверстников уже сыграли больше сотни матчей в Бундеслиге, а кто-то дорос до сборной. Но я не был уверен, что буду играть». Сомнения терзали Хальстенберга все лето – документы о переходе в «РБ» были отправлены в Немецкий футбольный союз за сутки до закрытия трансферного окна. «Быкам» его трансфер обошелся в 3 миллиона: «Я не был уверен, что остаться во второй лиге еще минимум на год было разумным решением, но потраченные на мой переход деньги убедили меня в серьезности намерений руководства».
Естественно, защитник прекрасно понимал – футболиста за такие деньги никто на скамейке держать не будет (для второй лиги 3 «лимона» даже сегодня – огромная сумма). Но стало очевидно и другое – если хочешь играть, нужно соответствовать стандартам и амбициям команды: «Клубу не было и 10 лет, но уже тогда работу внутри мерили критериями Бундеслиги. В первые недели летних сборов я ползал по полю, у меня сводило ноги – столько в жизни я еще не бегал». Иссушивающие и убивающие желание жить физические нагрузки сменялись часами теории – главный тренер Ральф Рангник нещадно лупцевал свою молодую ватагу, заставляя ее впитывать основные принципы своей стратегии: огромный объем работы без мяча, высокий прессинг, вертикальный футбол. В пример «быкам» тренер ставил пример «Боруссию» Юргена Клоппа: «Если здесь и сейчас мы доведем нашу игру до автоматизма, то сможем не только быстро переключаться между эпизодами, но и думать быстрее любого соперника». Еженедельно тренер присылал видеофрагменты для разбора, а потом вызывал игроков по-отдельности и разбирал увиденное тет-а-тет.
Трудолюбие и опыт позволили быстро адаптироваться к новому уровню
@www.goal.com | Хазенхюттль упорно трансформировал Марселя в современного фулбека
Через год «РБ Лейпциг» впервые в своей истории вышел в Бундеслигу. Хальстенбергу было 25 лет: «Я был неописуемо счастлив! Даже когда тренеры говорили, что мой потолок – региональная лига, я продолжал верить в себя». В своих интервью Марсель всегда подчеркивал, что принадлежит к той категории футболистов, которые выходят на свой пик в достаточно зрелом возрасте: «Некоторые уже в 16-17 лет играют на высочайшем уровне, но мне быстро удалось усвоить, что я точно не из вундеркиндов типа Гётце или Дракслера». Его трудолюбие и умение терпеть стали главными козырями на пути наверх, а к 2016-у году к ним добавился еще один.
Его главным конкурентным преимуществом стал опыт – за пять лет своей карьеры Хальстенберг «прохавал» футбольную жизнь с самого низа. В региональной лиге он получал необходимое всем молодым парням игровое время, в третьей понял, что должен быть сильнее и крепче физически, а во второй открыл для себя мир тактики и психологии: «В более сильных лигах ты не только должен быстро бегать, но и уметь общаться на поле, как с одноклубниками, так и с соперниками. Тогда для меня это стало целым откровением: нужно уметь погасить конфликт, если ты на карточке, или наоборот – вывести оппонента из равновесия, если к удалению близок уже он». В Бундеслиге к этому прибавился футбольный интеллект. В свой первый сезон на высшем уровне Марсель быстро убедился, что просто бегать и навешивать здесь не получится – нужно было «читать» эпизоды, уметь закрывать смежные позиции, думать головой и чаще бить (с его «пушкой» это стало приятным бонусом).
За следующие полтора года он успел поиграть в ЛЧ, дебютировать за сборную и порвать «кресты»
@rblive.de | Марсель в матче против сборной Северной Ирландии забил свой первый гол за Mannschaft
Футболиста уровня Бундеслиги и сборной Германии из него сделал Ральф Хазенхюттль: «Когда мы поднялись в первую лигу, я не был уверен, что на мою позицию не возьмут кого-то постарше и опытнее, но тренер уже на первом сборе сказал, что видит во мне игрока стартового состава». Такое отношение к 25-летнему ноунейму при космическом бюджете и бегавшем рядом с ним 18-летнем Тимо Вернере подкупало: в команде шутили, что у Вернера опыта игры в Бундеслиге больше, чем у всей команды (так и правда было). В конце сезона о них говорила вся Европа. Хальстенберг готовился к дебюту в Лиге Чемпионов и получил первый вызов в национальную команду.
Следующий сезон окончательно закрепил за Марселем статус одного из самых надежных фланговых защитников, а первый матч за сборную против англичан (0:0) добавил уверенности и желания выйти на более высокий уровень. Движение вверх затормозила травма. «Кресты» и непродленный на тот момент контракт с клубом сильно портили настроение защитника, однако скоро все стало на свои места: «За год до истечения срока моего договора мне предложили улучшенный контракт. Я был доволен оказанным доверием и спокойно восстанавливался». Также невозмутимо Халстенберг отнесся и к покупке нового левого защитника Марсело Сараччи: «Конкуренция в спорте – это нормально. Она должна подстегивать твой прогресс». Позже защитник не раз повторял – приход уругвайца дал ему дополнительный стимул и заставил еще усерднее трудиться на тренировках. С самого начала своей карьеры защитник доказывал – труд и упорство приведут к цели.
Сегодня Марсель Хальстенберг по-прежнему игрок «РБ Лейпциг» и, похоже, основной защитник сборной Германии.
С вами был блог Футбол auf Deutsch! Подписывайтесь, ставьте «плюсы» и не забывайте оставлять комментарии! Помните – мы пишем для вас!
Читайте также:
Нильс Цандер котировался выше Юлиана Дракслера. Сегодня он работает продавцом
Лорис Кариус провалил финал ЛЧ и был сослан в Турцию. Когда-то он мог стать звездой «Ман Сити»