Пока мы не узнали Юппи
Мюнхенская «Бавария» в течение недели прервала и сухую, и беспроигрышную серии, но нисколько не испортила свою репутацию.
А что, разве были случаи, когда какая-либо серия – побед, поражений, сухих матчей – продолжалась бесконечно? Нет никакой трагедии в том, что «Бавария» сначала наконец-то пропустила (а точнее, забила себе сама) в Лиге чемпионов, а спустя несколько дней и проиграла впервые с августа месяца. В этом даже драмы никакой нет или же намеков на обозначившиеся мюнхенские слабости. В Неаполе Бадштубер неудачно встретился с мячом, в Ганновере поочередно сваляли дурака Лам и Боатенг, в обеих играх «Бавария» растратила большое количество моментов, никаких более глубокомысленных наблюдений тут сделать нельзя. «Бавария» по-прежнему чудовищно сильна: стоит только вспомнить, как она раздавила лидирующий в английской премьер-лиге «Манчестер Сити». Кажется, настолько угрожающего впечатления команда не производила даже пару лет назад, когда ей удалось добраться до финала Лиги чемпионов.
В активном поиске
Большинство клубов бундеслиги в последние несколько лет мечтают найти своего Юргена Клоппа. Но «Бавария» скорее хотела бы заиметь своего Алекса Фергюсона. Известно, кстати, что несколько сезонов назад мюнхенцы размышляли о приглашении оригинальной версии Клоппа, но в итоге не решились – их смутила молодость и неопытность.
С тех пор Клопп постепенно поднимал дортмундскую «Боруссию» к вершине турнирной таблицы, а вот Мюнхену покой и стабильность только снились: каждые пару лет в клубе происходила очередная революция, связанная не только со сменой тренера, но и с пересмотром мировоззрения в целом.
Феликс Магат два года подряд выигрывал все внутри страны, но проваливался в еврокубках. Очарование новым сладостным стилем сборной Клинсманна быстро сменилось полной фрустрацией, когда выяснилось, что для клуба он – специалист слабый. Попытка установить в команде авторитаризм с помощью ван Галя сначала принесла отличные результаты. Голландцу в Мюнхене благодарны не только за победу в чемпионате и выход в финал Лиги чемпионов, но и за открытие Томаса Мюллера и Хольгера Бадштубера, а также за перевоспитание Бастиана Швайнштайгера – из хорошего, но не гениального атакующего полузащитника в отменного опорника.
Однако уже на следующий сезон пристрастие ван Галя к жесткой концепции обнаружило свои минусы. Все наработанное непосильным трудом было испорчено. Лучше всего о том, что происходило внутри команды, рассказал Филипп Лам: «Ван Галь категорически отказывался признавать и бороться с недостатками своей философии. В первую очередь они касались обороны. Например, тренер заставлял нас снова и снова тренировать переход к атаке. Как только мяч попадал к вратарю, оба центральных защитника должны были занять позиции на углах штрафной и быть готовы получить мяч. То есть они располагались на расстоянии около 40 метров друг от друга. Но эти тренировки не предусматривали потерю мяча, и когда она случалась, сопернику было очень легко создать голевой момент. Не знаю, сколько мячей мы пропустили в таких ситуациях. Я говорил об этом с тренером несколько раз. Он охотно со мной общался, но в конце концов всегда решал так, как ему казалось правильным. Он ни разу не усомнился ни в себе, ни в своей тактике».
Все сложно
Ничего удивительного, что после столь ярких и необычных фигур, как Магат, Клинсманн и ван Галь, руководство мюнхенской «Баварии» затосковало по норме. Которая в современном профессиональном футболе, набитом деньгами и болезненными амбициями, становится все большей редкостью.
66-летний Юпп Хайнкес в 1998 году выигрывал Лигу чемпионов с мадридским «Реалом». Пять лет назад не слишком удачно работал в родном Менхенгладбахе и, получив несколько анонимных писем с угрозами, решил, что с него хватит, и ушел на пенсию. Но в конце сезона-2008/2009 вернулся к трудовой деятельности, чтобы спасти «Баварию» от непопадания в Лигу чемпионов – такая перспектива в результате нетрадиционных методов работы Клинсманна выглядела вполне реальной. Хайнкесу удалось поднять команду на второе место, и он настолько вошел во вкус, что решил не возвращаться на покой, а принять предложение «Байера». В Леверкузене ему сначала удалось установить новый рекорд бундеслиги: его команда со старта сезона не проигрывала на протяжении 24 туров. На следующий год «Байер» занял в чемпионате второе место, и Хайнкеса очень захотели вернуть баварцы.
Согласившись с критическими замечаниями Лама, больше всего внимания Хайнкес и шефы «Баварии» уделили обороне. Эта линия обновилась практически полностью: были куплены вратарь Нойер, правый защитник Рафинья и центральный защитник Боатенг, а Филипп Лам вернулся с правого фланга на левый.
Летние телодвижения мюнхенского руководства воспринимались не без скепсиса: было совсем не ясно, как быстро все новички придут к взаимопониманию хотя бы по основополагающим вопросам. Тем более что Боатенг казался некоторым экспертам еще сыроватым, Рафинья – напротив, подрастерявшим в Италии свои лучшие качества, а юного Нойера жестоко троллили мстительные мюнхенские фанаты.
Другим поводом для критики в адрес «Баварии» было отсутствие серьезного усиления атакующей линии: в клубе рассудили, что вместо уехавшего в Рим Клозе достаточно взять лучшего бомбардира второй бундеслиги Нильса Петерсена.
Глупое домашнее поражение в первом матче чемпионата против менхенгладбахской «Боруссии», конечно, усугубило этот скепсис: Нойер и центральные защитники привезли дурацкий гол, а игроки атакующей группы не смогли забить.
Нормальные отношения
Однако уже следующие игры показали, что звездной «Баварии» действительно нужен был просто умный, а главное, нормальный тренер. Хайнкес – футбольный учитель по образованию – быстро навел порядок. Когда у тебя в классе сплошь способные ученики, нужно всего лишь навсего правильно рассадить их по местам и доходчиво объяснить правила поведения на уроке: Рибери, свисток для учителя! Олич, вышел из офсайда и зашел как положено! Гомес, все правильно забил, но за оформление снижаю! Боатенг, а если все с крыши прыгнут, ты тоже прыгнешь?! Что, Роббен опять болеет, воспаление хитрости?!
«Бавария» в рейтинге фейр-плей занимает 2-е место в лиге. Она не пропускала в течение 12 матчей подряд, и заслуга Нойера в этом практически минимальна. Даже серьезным соперникам – «Манчестер Сити», «Байеру» или «Шальке» – баварская оборона позволила создать максимум по одному серьезному моменту за матч. И это при том, что Хайнкес не боялся менять сочетания игроков и в центре защиты (Боатенг, Бадштубер и ван Бюйтен), и в опорной зоне (Луис Густаво, Тимощук, Швайнштайгер).
Впереди у «Баварии» тоже все быстро наладилось – настолько, что в немецкой прессе началась бурная дискуссия о том, нужен ли вообще команде ломкий Роббен. Мнения разделились – одни вспоминали, что голландец во второй половине прошлого сезона в среднем всего три раза за матч вступал в единоборства, а в этом лишь раз провел на поле весь матч – тот, который «Бавария» и проиграла в первом туре. Другие вполне обоснованно предполагали, что таланты Роббена очень пригодятся команде в плей-офф Лиги чемпионов, когда исход игры может решить одно гениальное движение.
Хайнкес же сконцентрировался на решении более насущных проблем. Именно он сделал из Тони Крооса – талантливого, но нежного юноши, над которым в команде посмеивались, потому что он при плюсовой температуре выходил на поле в перчатках – основного игрока сборной и распасовщика «Баварии», умеющего не только атаковать, но и отбирать мяч.
Новый тренер привел в отличное расположение духа Рибери, помог Марио Гомесу набрать ту форму, которая позволила нападающему раззабиваться и за клуб, и за сборную. В общем, нормально сделал свою работу.
Пожалуй, только Томас Мюллер не особенно нуждался в дополнительном тренерском внимании. Может быть, это станет для кого-то неожиданным открытием, но согласно индексу журнала Sport Bild, который учитывает все показатели – от голевых передач до преодоленного расстояния, созданных опасных моментов и заработанных пенальти, – именно Томас Мюллер был абсолютно лучшим игроком «Баварии» в прошлом чемпионате. Он не перестал им быть и с приходом Хайнкеса. С начала прошлого сезона Мюллер не пропустил ни одного матча, в 80 играх бундеслиги он организовал 56 забитых мячей. Мюллеру при этом только 22 года. «Тактически для своего возраста я хорошо образован, – говорит он сам. – А вот физически еще не достиг потолка».
Очень трудно себе представить, что такая «Бавария», как сегодня, способна не выиграть бундеслигу. Особенно если учесть, что в этом сезоне такого практически безупречного конкурента, которым был Дортмунд в прошлом году, у мюнхенцев не наблюдается. У выступающей в Лиге чемпионов «Боруссии» предсказуемые трудности, а «Байер», «Шальке», «Ганновер» и «Вердер» к борьбе за чемпионство просто не готовы.
Мюнхенцы грезят и во сне, и наяву о том, чтобы весной сыграть в финале Лиги чемпионов, который состоится на их родной «Аллианц Арене». И даже любящий провокационные заявления журнал 11 Freunde в заметке «Почему «Бавария» не выиграет Лигу чемпионов» сумел обозначить только одну не шутливую причину – статистическую. Всего три раза за 57 лет какой-либо команде удавалось добраться до домашнего финала Кубка или Лиги чемпионов. Последним клубом, который сумел победить, был миланский «Интер», и было это в 1965 году – как раз когда «Бавария» благодаря молодым дарованиям Беккенбауэру, Майеру и Мюллеру с триумфом поднялась в недавно образованную бундеслигу.
Разумеется, в Лиге чемпионов, где на стадии плей-офф ключевую роль может сыграть отдельный эпизод, ни одна команда на свете не может быть уверена в выходе в финал. Но шансы сегодняшней «Баварии» представляются очень неплохими.
Чуть более отдаленное будущее видится мюнхенцам и вовсе радужным. Уже совсем скоро «Бавария» рассчитается с долгами за свой феноменальный стадион, и на ее счетах образуется довольно много свободных денег. Если результативно заработает правило финансового фейр-плей, то с экономической точки зрения у «Баварии» в Европе останется совсем немного серьезных конкурентов.
Журнал Football Mag №9
Ссылки для скачивания:
О чем пишут в микроблог ваши друзья?
«Байерн» можно поставить в один ряд с «Реалом», например. Хотя это абсолютно разные команды, и сильно сомневаюсь, что Мюнхен сильнее.