3 мин.

О восприятии

Меня всегда раздражает под на различных корпоративных сайтах подпись "С уважением, команда сайт.ру". Корень этого раздражения кроется в том, что меня вообще тошнит от любого внутрикорпоративного пиара, а если человек в своей речи использует такой омерзительный англицизм как "тим билдинг", то для меня это повод задуматься о необходимости общения с таким человеком. 

Любой, кто работал в крупной, особенно западной компании меня поймет. Еще хуже все это корпоративное мудоебство мутирует в наших российских компаниях, которые ориентируются на западные технологии организации рабочего процесса. Я уж молчу про то, что сотрудники "Тойоты" вообще перед началом рабочего дня поют гимн (!) своей компании (!!!). 

Также меня сильно удивляет какие огромные суммы выкидываются руководством на пресловутый "тим билдинг", который происходит довольно-таки забавно, если бы это не было такой несусветной глупостью. Обычно это тетенька лет 45 в очках, с образованием психолога и удостоверением супер-пупер эчара, моделирует различные ситуации, и ты по ее воле, как идиот несешь чушь в диалоге со своей сотрудницей о том, как важно компандное взаимодействие. 

Проблема заключается в том, что все эти телодвижения не работают. Или человек профессионал и выполняет свою работу качественно, или нет. Если человек предпочитает работать один - это одно дело, если у него развиты коммуникативные навыки - другое. И любые тренинги едва ли исправят годами складывающийся темперамент с одной стороны, и привычную модель поведения с другой. 

В принципе об этом можно говорить и спорить еще долго, но остановлюсь именно на том, с чего всегда начинается подобная вакханалия. Вот как раз с этого слова "команда". Команда - это общность людей, объединенная целью превзойти соперника в спортивном состязании. Если я работаю в Пепси, я работаю там потому что я хочу заработать денег, самореализоваться как мужчина и т.д. Я хочу выполнять свою работу качественно и приносить пользу. Но я не участвую в соревновании кто круче: Пепси или Кока-Кола! Такое соревнование может быть только в головах собственников предприятия. Я сам сталкивался с подобным: когда для руководителя его бизнес - как ребенок прям. Ну или как спорт, где он главный тренер и "подбирает команду". Смотрится это очень глупо. 

В этом месте можно было пошутить а-ля "Я не член команды, я ее мозги", однако я плавно переведу всю эту писанину в спортивную область. Если я отношусь к своей работе как просто работе, то почему футболисты или хоккеисты не могут сделать тоже самого? Это для меня моя работа - это работа, а хоккей отдушина. А для игрока это хоккей - работа, а отдушина, к примеру, рыбалка. И если хоккеист ловит на удочку, а другой человек на спининг, то хоккеист даже по одной улице с ним ходить не будет. 

Разница, на мой взгляд, заключается в том, что никто в детстве не болеет за Пепси: "Вперед, Пепси! Обыграй Кока-Колу", а за футбольную или хоккейную команду болеют. И никто не следит за трансляцией форума газировщиков и не вешает на стену портреты топ-менеджеров обеих компаний. 

Впрочем, это деталь выглядит вполне незначительной для действующих спортсменов. Когда-то лет 8 назад, я играл в футбол во дворе, в том же, где для души (в свободное от тренировок время) в футбол играл будущий игрок "Рубина" Александр Рязанцев. Тогда он еще был в спортшколе "Тор-Мета", но уже вызывался в юношескую сборную. Я помню еще спросил его:

  • - А ты в каком клубе хотел бы играть?

  • - Честно? Все равно. Где бабок больше платить будут - там и буду играть. Главное на лавке не сидеть и турниры выигрывать.

В принципе, Рязанцев сейчас должен быть доволен. 

Все дело в восприятии. Для этого человека футбол - это любимая, но работа. Футболисты-болельщики - это явление крайне редкое. Почти вымирающее. Впрочем, это совсем не отменяет того, что футбольный или хоккейный клуб - это команда, а общность сотрудников Пепси - это трудовой коллектив, и путать эти понятия не стоит хотя бы из-за романтической составляющей.