3 мин.

Они стояли молча в ряд – их было восемь

Сейчас уже трудно вспомнить, в какой именно момент откололся «Краснодар». Что и стало моментом определения первой восьмерки, как мы теперь знаем. Но случилось это довольно давно...

Конечно, до предпоследнего тура сохранялись теоретические шансы догнать и перегнать «Анжи», но… Мы же понимаем, что теоретические. А почему меня это интересует?

Деление пополам в нашем чемпионате всегда отсутствовало как административное. Нынче оно, так сказать, дебютирует. Понятно, когда отрывается лидер, – это стратегическая задача. Откалывается аутсайдер – тоже ясно: его топят, играют с ним особенно бескомпромиссно, потому что прочим неудачникам так легче – один изгой уже есть.

Ясно и когда линия разделения проходит по условной тройке – сильны «медальные» предрассудки, хотя частенько в смысле реального достижения третье место не дает ничего, отличного от четвертого. Вот не станет у нас третьего места в Лиге чемпионов – а все равно тройка будет считаться чем-то особенным; традиция!

Но восьмерка…

Или у нас действительно есть восемь бедных и восемь богатых? Да вроде бы нет. Тот же «Краснодар» в этом смысле не уступит. Скажете, он новичок? Ну, так «Терек» не новичок. И «Кубани» той же не беднее. Они даже похожи в чем-то; во всяком случае, что в городе Грозном, что в офисе «Кубани» в этом году били футболистов. В одном Гогниева, в другом Никезича. Никезич уже, правда, всем доволен, а Гогниев, чувствуется, вот-вот будет, потому что молчит, ничего не говорит.

Что ж, пусть все разруливается ко всеобщей выгоде и счастью, верно?

Я вот почему этим вопросом задаюсь. В этом году практически все ведущие клубы сделали серьезный шаг вперед. Спаллетти вывел «Зенит» к осени на качественно новый уровень. Как-то неуловимо вывел. Целый год над «Зенитом» посмеивались, что купил защитника за 25 миллионов и пропускает в каждом матче; теперь Спаллетти называет «идеальной» игру, в которой, забив единожды, «Зенит» уверенно играет «на ноль».

«Динамо» просто преобразилось. «Локомотив» – так даже дважды. Совсем другая команда теперь «Спартак», у «Рубина», как мы знаем, происходит перестройка, но и он выдал несколько игр в сезоне на загляденье…

Может быть, просто те команды, которые составляют сердцевину нашей таблицы, не угнались за этим прогрессом? В сугубо спортивном смысле? Ведь не может быть так, чтобы все развивались равномерно, ведь так?

Или дело все-таки в инвестициях?

Я боюсь, что все же дело в деньгах. Потому что не появляется новых тренеров и новых имен. Такие события всегда бывают спутниками прогресса, если он лежит в профессиональной плоскости. У нас по-прежнему молодые тренеры – это Слуцкий да Карпин, с тех пор так и не появилось людей следующего поколения.

За три года – никого.

В командах, которые остались во второй половине таблицы, нет ни одного доморощенного игрока, который мог бы перейти в клуб выше рангом уже сейчас – и стать в нем основным. Я россиян имею в виду, конечно. Среди них есть только игроки средней, отдаленной перспективы. Вот этот парень из «Амкара», выносливый, как конь, Коломейцев. Может быть, кто-то из «Краснодара», Шипицын, например. Ну, давайте для полноты картины назовем старательного правого защитника из «Терека» Уциева. А больше вроде и назвать-то некого.

Как ни странно, практически все эти проблемы могли бы сдвинуться с места, отмени мы лимит легионеров. Возникла бы конкуренция, цены упали бы до адекватных, за свои заработки пришлось бы работать в поте лица. Не автоматически, конечно, тут система мер нужна. Но в лимит все так или иначе упирается.

И его, конечно, не отменят и не либерализуют. Его устрожат. Не думаю, что в этом есть что-то положительное, если не считать за плюс то, что это все-таки не катастрофа. Случается, и через асфальт ведь трава растет, верно?

 

P.S. Этот текст является моей колонкой в газете «Советский Спорт». Следующая в пятницу.