7 мин.

Детокс

Время, в принципе, лечит все. Оно способно залечить гораздо более глубокие раны, чем то, через что прошел Спартак в прошлом сезоне.

Время – не волшебная пилюля с отложенным механизмом действия. Как бы ты не старался, ты все равно ничего не забудешь. Боль, злость, ненависть – они никуда не денутся, просто с каждым днем они саднят все меньше и меньше и, наконец, приравниваются к мелкой царапине, на которую и внимания не обращаешь.

До тех пор, пока она под горячую воду не попадет, конечно. Тогда снова вспоминаешь, обращаешь внимание, грязно материшься, но проходит минута – и ты опять забываешь. Так будет уже до самого конца.

Спартаковский болельщик – он покрыт этими не заживающими царапинами с головы до ног. Моя первая полноценная царапина – матч в Антверпене, Чернятински и этот мудак со свистком. Мне было всего 11 и я плакал от несправедливости и бессилия. Прошло 26 лет, 26 долбаных лет, я плакал с тех пор по куда более страшным и серьезным поводам, чем проигранный матч. Но я до сих пор вспоминаю, как я шмыгал носом, отвернувшись от телевизора и уткнувшись в подушку и как брат-торпедовец, с которым вместе мы смотрели матч, пытался меня успокоить.

1992-й год, тогда болеть за российские команды в Европе не считалось чем-то необычным.

В нулевые спартаковского болельщика, словно специально, всего изрезали вдоль и поперек, на нем нет живого места. Скандал с Сычевым, уход казавшегося вечным Путина, то есть, простите, Романцева. Червиченко, поставки черного дерева, многолетняя серия без побед с ЦСКА, включившая в себя такие позорные поражения, как 1:5 при Черчесове, бездарные вылеты из еврокубков, даже не добираясь до групповых этапов… У кого-то Санкт-Галлена, может, и не было. А у болельщиков он был и никуда не денется. Никогда.

И тут, вдруг, совершенно случайно появился человек с банкой заживляющей мази. Хер его знает, как работала эта мазь. Может она и не работала, может сработал эффект плацебо. А может в ней было что-то такое, чего раньше не было. Но спустя два года он ушел – и все наши царапины, про которые мы было забыли, снова оказались на поверхности. А оставшиеся в клубе эскулапы вместо того, чтобы заниматься их лечением, делали вид, что они вообще не при чем и царапины болельщиков – не их дело.

Моей главной претензией к уходы Карреры был не сам уход. Его можно было считать оправданным, можно было считать поспешным, но Массимо дал повод и этим поводом воспользовались. Работодатель имеет право решать, кому дать работу, а у кого ее забрать. Моей претензией было то, что было сделано много ошибок, но расплачиваться за все, включая ошибки менеджмента и селекционного отдела, заставили одного Карреру. Остальные остались, словно бы делали свою работу хорошо.

Остался и более того, сразу вернулся в состав Глушаков. Который, к тому моменту, уже год, как изображал игру в футбол. Изображает по сей день. В Грозном, давеча, изображал.

Остался и выглядел самопровозглашенным божком Измайлов. Цедил с самодовольной ухмылкой, что в Спартаке лжецов нет, а нормального фото Карреры на сайт просто не нашлось. Где теперь Измайлов?

Остался и многозначительно молчал непотопляемый Родионов. Тот самый, который обещал, в случае провала Аленичева, уйти за своим ставленником – и никуда, разумеется, не ушел. И после ухода Карреры – тоже не ушел.

Остался даже Трахтенберг. Его не столкнули даже горлопаны с нищебродами.

То есть все эти люди, судя по всему, свою работу делали, как настоящие профессионалы. Пока итальянский удачливый любитель со своим шарлатанской мазью вел команду в пропасть.

Все это оставило на мне огромных размеров царапину. От одного края души до другого. Меня злило лицемерие, меня злило паскудное предательство, которое еще и одобрялось. Меня злила бесконечная ложь, танцы на сковороде и полная, абсолютная неспособность, закрыть варежку и делать свое дело. Каждое их появление на экране или в новостях, каждая бездарная попытка Трахтенберга и жополиза Рабинера оправдать и выгородить, делала боль от царапины еще сильнее. В какой-то момент мне стала даже нравиться беспомощность и неспособность этих «героев» спрятаться от всепоглощающей ненависти, которая на них обрушилась. Я считал и считаю это достойной расплатой за их действия. Они-то думали, что надо просто переждать и сделать вид, что все хорошо.

Я не желал поражений Спартаку. Но я считал, что пока эти люди остаются в клубе – это, как минимум, несправедливо. Как максимум – килограмм соли на и без того саднящую рану. Пока у Спартака капитан – главная Шаболда российского футбола – это просто против природы клуба, его ауры. Это в Динамо может быть капитан команды, блять.

Простите, динамовцы, но он же правда был у вас капитаном.

Глушакова, Измайлова, Родионова - больше нет. Родионов где-то рядом с академией и, наверное, пусть там и остается, если уж он совсем непотопляемый. Справедливость (в моем понимании) восстановлена. И боль начала отпускать, царапина потихонечку подсыхает, а в организме происходит детокс. Всякая грязь и вредность вымывается, с каждым днем ее все меньше. Что это значит?

Это значит, что впервые за последний год хочется говорить о футболе. Не об интригах, не о лжецах и предателях – о футболе. Говорить о том, что списанный в Европе Шюррле в нашей стране выглядит запредельным космонавтом и это слегка похоже на приговор нашему футболу. Хочется говорить и настрое Бакаева, о сейвах Максименко, о беспощадном спокойствии Тиля.

Даже о Ларссоне хочется говорить. Пока особо не о чем, пообсуждать, разве что, Йордан он или Джордан, но это оставим маэстро Шмурнову. Ни к чему у дяденьки последнее забирать.

Я был противником прихода Кононова раньше и остаюсь им сейчас. Оставим в стороне его человеческие качества, поговорим только о тренерских успехах. Которых нет и не было. Это грабли имени Аленичева. Когда главным тренером ставят человека, который только что вылетел из Премьер-Лиги со своей командой и ждут, что он сейчас поставит чемпионский футбол – это опасная галлюцинация. И пример Аленичева, судя по всему, ничему не научил. Кононов уткнулся в потолок в Краснодаре, ничего не смог в Грозном и не успел ничего построить в Туле. Более того, его результаты в Туле весьма посредственны. 4 победы при 5 ничьих и 5 поражениях. То есть 4 победы в 14 матчах. И этого тренера приглашают строить команду, которая должна бороться за чемпионство.

Я не отношу Кононова к тем людям, которые ушли из клуба, хотя он и успел, под их чутким руководством, вылить сам на себя ведро с собственными гениальными изречениями. От которых теперь никак не может отмыться. Но Кононов имел неосторожность стать главным после тренера-чемпиона. И хочет он этого или нет – качество его работы будут оценивать сравнивая с работой Карреры. Тот принес Спартаку два титула. Чтобы быть правильным выбором, достойной заменой, Кононов должен взять хотя бы один. И вот вспоминая матч с Туном в Москве – вы верите в это? Вспоминая два выхода один на один, где от гола спас только поймавший уверенность Максименко? Вспоминая то, что первый гол мы забили потому, что вратарь Туна выронил мяч, а второй – потому что у нас есть Шюррле, который бежал куда надо, когда Мирзов бил по воротам.

Да бил, бил. Он даже голову не поднял ни разу. Пнул в ту сторону и все. А там Андре.

Так вот. За много месяцев и две межсезонки Кононова у команды не появилось даже примерного понимания, как действовать в обороне. Провалы происходят постоянно, в каждом матче. И если с Туном еще отскочили, то в Браге ребята поталантливее будут. Да и в дерби и матче с Зенитом таких косяков не простят. И как тренер собирается эти косяки исправлять – непонятно. И что он делал все это время, если поставленной игры нет ни впереди, где хотя бы сменился подбор исполнителей, ни сзади, где игроки, за исключением Тиля, ровно те же, что были зимой – тоже непонятно.

Но за сегодняшним дерби будет, хотя бы, интересно следить. Проверить, действительно ли команда меняется практически на 100 процентов просто из-за присутствия на поле Тиля и Ларссона? Или это просто был вечер в Грозном, когда все сложилось? Это уже, все-таки, про футбол, а не про интриги и бардак.

И за это я хочу сказать спасибо господам Цорну и Лисину. Цорн привез интересных игроков, за которыми хочется смотреть и которых хочется обсуждать. Лисин перекрыл бесконечный поток говна из клуба и начал давать действительно неплохо сделанный контент, за который не стыдно. Вполне возможно, что в Спартаке, наконец, поняли, что болельщика должна заботить только игра и пытаются сделать так, чтобы он только об этой игре и думал. Если это так, то хорошо. Пока получается.

Моя война окончена. Детокс.

Влад Буханцев. Telegram