15 мин.

Клинсманн не разбирался в тактике, Швайни носил тарелки, Леманн отбивал пенальти по бумажке: инсайды из сборной Германии-2006

«Летняя сказка» – образцовая документалка о рождении современной бундестим.

Документальный фильм о сборной Германии на домашнем чемпионате мира вышел в прокат в октябре 2006 года. За три недели на него сходили 4 млн человек – космическая посещаемость для Германии, где главный киножанр – голливудская комедия. Чуть позже фильм показали по общедоступному ТВ и его посмотрели 11 млн немцев. 

«Летняя сказка» – по-прежнему самый кассовый документальный немецкий фильм в 21 веке, при этом в России о нем мало кто знает. Если вы его пропустили, посмотреть точно стоит: в футболе не принято так близко подпускать камеры. Мы собрали главные истории из этой (и о этой) картины.

Как это снималось?

Начиная с подготовки к Кубку конфедераций-2005 и заканчивая матчем за третье место на ЧМ-2006, национальную команду во всех поездках сопровождал Зенке Вортманн. Бывший профессиональный футболист Вортманн после трех неудачных сезонов в региональной лиге разочаровался в себе и в 21 год поступил в мюнхенский университет кино и телевидения. 

В 1994 году в прокат вышла комедия «Самый желанный мужчина» с Тилем Швайгером в главной роли – первый всенемецкий успех Вортманна-режиссера (по сборам в Германии на тот момент его фильм уступил только двум мировым шедеврам – «Королю-льву» и «Форресту Гампу»). 

Если вы помните «Достучаться до небес» наизусть, то Вортманн – это тот патлатый парень, с которым главные герои пересекались в баре «Настоящая любовь» ближе к развязке. 

В 2003-м Вортманн выпустил игровой фильм о сакральной для всей Германии победе на ЧМ-1954 («Чудо в Берне»), положительно встреченный критиками. Спустя пару лет Немецкий футбольный союз предложил ему войти в штаб бундестим. 

Вортманн со своей камерой получил полный доступ: он ездил на матчи, жил вместе с командой в отеле, нарушал личное пространство звезд, врываясь к ним в номера, посещал тактические занятия, командные собрания, на которых обсуждались совсем личные моменты, и снимал все подряд (в итоге набралось более 100 часов видеоматериала). К каждому важному матчу Вортманн монтировал короткий ролик о внутренней жизни команды, после чего показывал клип игрокам для поднятия духа.

Название картины – парафраз поэмы Генриха Гейне «Германия: Зимняя сказка», в которой писатель собрал отрицательные черты немецкого быта во время путешествия из Парижа в Гамбург. Вортманн же показал максимально открытую сборную, которая заряжается эмоциями целой нации и взамен дарит ей праздник. 

Сборы на Сардинии: меньше футбола, больше развлечений

Так как позади был тяжелый сезон, подготовку к чемпионату мира немцы начали с недельного отпуска на юге Сардинии в отеле Forte Village. Они играли в волейбол, боулинг и теннис, катались на картах и загорали – футбол отошел на второй план. «В середине мая погода в Германии переменчивая, поэтому мы отправились туда, где можно комфортно тренироваться и здорово проводить время», – объяснял менеджер сборной Оливер Бирхофф.

Для того, чтобы происходящее еще меньше напоминало тренировочный сбор, футболистам разрешили приехать в Италию с семьями. 

Юрген Клинсманн проводил первый большой турнир как главный тренер. После провала команды Феллера на Евро-2004 (третье место в группе) никто не был уверен, что сборная достойно представит страну на домашнем турнире. «Германия многое поставила на карту, чтобы добиться успеха этим летом, – заявил уполномоченный федерального правительства по туризму Эрнст Хинскен. – А Клинсманну, который живет в Калифорнии, следовало бы больше времени проводить в Германии и посещать мероприятия, которые устраивает ФИФА, вместо того чтобы отправлять на них своих помощников».

«Все, что в ближайшие несколько недель будет написано в прессе про вашу игру или про вас лично – абсолютно не важно, – сказал Юрген на первом командном собрании. – Вы знаете, на что способны и в какой футбол хотите играть. Все ваши будущие страдания на тренировках оправданы тем, что вам выпал уникальный шанс сыграть за сборную на домашнем чемпионате мира. Ни у кого из вас – и у нас, тренеров, тоже – больше не будет такой возможности». 

За физподготовку отвечал Марк Ферстеген. До этого он тренировал морских пехотинцев ВМС США

Клинсманн много раз повторял, что устоять против топовых сборных получится в том случае, если немецкая команда физически превзойдет соперника. Для этого он нанял одного из лучших фитнес-тренеров Америки. 

Ферстеген сравнивал свою работу с работой механика в автоспорте. «Мы оцениваем эффективность каждого игрока: сколько оборотов набирает мотор, как быстро изнашиваются шины, есть ли вероятность, что машина просто встанет посреди гонки. Затем мы смотрим, какие конкретно детали нужно поменять, чтобы не было внезапных остановок. Мы не строим новый болид с нуля, мы выжимаем максимум из того, что у нас есть». При Ферстегене появились новые упражнения на мышечную растяжку (для профилактики травм), о которых немецкие футболисты раньше даже не слышали. Также Марк улучшил технику спринта нападающим. При этом он никогда не перегружал футболистов.

В Германии прохладно отнеслись к зарубежным специалистам. Журналисты из Frankfurter Rundschau смеялись над щадящими нагрузками («Это точно сработает? Выглядит как реабилитация для пенсионеров, переживших инфаркт»), а менеджер «Герты» Дитер Хенесс патриотично отстаивал старые методики («Я против американизации немецкого футбола»). В итоге основы подготовки, заложенные Ферстегеном, привели немцев к победе на ЧМ-2014.

Лам мог пропустить матч открытия. А Одонкора взяли в последний момент

Лам получил травму (частичный разрыв трицепса) в контрольном матче за три недели до старта турнира. Игроку сделали операцию, после чего он вернулся на Сардинию. Вортманн в тот же день зашел его проведать и узнать, как все произошло. «Шла середина второго тайма, – улыбался Лам и показывал режиссеру загипсованный руку. – Я побежал в атаку, на мне сфолили и я всем телом упал на локоть. Уходя с поля, я боялся посмотреть вниз, думал, что у меня перелом».

Лам вышел на матч с Коста-Рикой и забил, пожалуй, самый красивый гол чемпионата, хотя еще за час до игры было неясно, разрешат ли ему играть с лангеткой. Арбитр Орасио Элисондо вызвал Филиппа в судейскую, осмотрел руку, попросил надеть форму с длинным рукавом и только тогда дал добро. 

Ни по каким разумным причинам 22-летний Давид Одонкор не должен был попасть в заявку на ЧМ-2006. Атакующий игрок, ни разу не забивавший за сезон больше двух мячей, в 2004-м порвал кресты и перенес две сложнейших операции. Казалось, карьера Давида прижалась к обочине, но Клинсманну нравилась его скорость. 

«Я готовился вместе с немецкой молодежкой к чемпионату Европы в Португалии, – рассказывал Одонкор. – И тут в 8 утра мне звонит наш тренер Дитер Айльтс и говорит, что я больше не в сборной». Я оцепенел от ужаса, а он спокойно продолжил: «Сейчас тебе позвонит Юрген Клинсманн. Собирайся, тебя вызвали в первую команду».

Давид вышел на замену в тяжелейшем матче против Польши во втором туре (игра проходила на его родном «Вестфаленштадионе») и на 91-й минуте отдал голевой пас на Нойвилля. Германия выиграла – 1:0. Это было первое и последнее полезное действие Одонкора на турнире.

В дальнейшем он пережил еще 5 операций на больном колене, после чего его лечащий врач сказал: «Продолжишь играть – ногу придется ампутировать». Одонкор завершил карьеру в 29. Последним клубом немца стала «Говерла» из Ужгорода.  

Штаб-квартиру сборной сделали максимально уютной. Игроки в ней жили большой семьей

Во время ЧМ сборная поселилась в люксовом отеле в парковой зоне Берлина (Грюневальд). Чтобы футболисты круглые сутки не утопали в своих роскошных апартаментах (интерьером отеля занимался легендарный немецкий модельер Карл Лагерфельд), а собирались в одном месте, Бирхофф и Клинсманн распорядились оборудовать на первом этаже лаунж-зону, куда игроки приходили смотреть телевизор, играть в Playstation, настольный футбол или покер.  

В саду растянули три огромных тента, где сборники спасались от жары, проводя время на свежем воздухе. Иногда к ним приходили гости – например, Михаэль Шумахер.

Клозе и парикмахер: чудесный диалог накануне первого матча в Мюнхене

Футболисты по-разному настраивались на игру с Коста-Рикой. Кто-то уединился в номере, чтобы не показывать волнение, а кто-то захотел выглядеть стильно и свежо перед полуторамиллиардной аудиторией и позвал парикмахера. Вортманн с камерой заглянул в комнату, где стригли Миро, и подслушал разговор. 

– Честно говоря, твоя прическа выглядит так себе. Но не переживай, я сделаю из тебя красавчика. 

– Хорошо.

– Ты ведь не из «Баварии», верно? Я знаю всех игроков «Баварии».

– Нет, я играю за «Вердер».

– Извини, я вообще не разбираюсь в футболе. У тебя есть личный стилист или парикмахер?

– Нет.

– О, поверь, тебе стоит завести.

– Не слишком коротко? Если я завтра не забью головой...

– ...да-да, согласна, это будет моя вина.

Клозе забил Коста-Рике дважды и во втором голе немного помог себе головой.

Клинсманн был ментальным коучем. Тактикой и анализом соперников занимался Лев

О том, что Клинси – отличный мотиватор, но не тренер, вся Германия узнала в 2008-м, когда Юрген принял «Баварию». Лам писал в автобиографии: «В «Баварии» мы вообще не разбирали игры и понятия не имели, чем силен наш будущий противник. Мы выполняли какие-то физические упражнения, после чего он говорил, что мы готовы к игре. После шести недель совместной работы я понял, что с Клинсманном у нас ничего не выйдет».

Йоги Лев рисовал схемы и придумывал сочетания. В фильме это разделение ролей здорово показано, когда на предматчевом собрании сначала выступает Клинсманн с 10-минутной духоподъемной речью («Если вы пропустили, ничего страшного – грудь вперед»), затем вступает Йоги и переходит к детальному разбору: рисует стрелочки на доске и объясняет, где должны располагаться игроки (как можно ближе друг к другу, заставляя соперника играть горизонтально).

Анализируя футбольный стиль экзотических сборных – Коста-Рики и Эквадора – немцы отталкивались от культурного бэкграунда этих стран. «Когда испанцы высадились в Южной Америке, Коста-Рика их интересовала меньше всего, потому что там нечем было поживиться, – объяснял игрокам один из аналитиков сборной. – У них не было огромных запасов золота и серебра. Серьезные войны миновали этот регион, поэтому люди здесь просто наслаждаются жизнью и делятся этой философией с другими. Их лидер Ванчопе – единственный, кто может сыграть агрессивно; остальные счастливы и миролюбивы».

Игроки могли обсуждать тренерские решения. Лев перед каждым матчем советовался с Баллаком

«На поле не должно быть случайных действий, – объяснял Йоги. – На любое развитие событий у нас готов ответ. Важно, чтобы футболисты тоже понимали, как реагировать на смену тактики у противника, выход новых игроков, удаление или глупо пропущенный гол в начале игры. Для этого мы перед каждым матчем общаемся с опытными ребятами и работаем с замечаниями». 

Лев прокачал сборную в трех главных компонентах, по которым она отставала от других команд: 

  • быстрая игра в пас, 

  • постоянное движение игроков, 

  • ориентация на атаку.

В Бундеслиге до 2006 года сохранялась тенденция к замедлению игры (бесконечные горизонтальные розыгрыши или передачи назад), из-за чего лига по скорости отставала от ведущих чемпионатов. Пример сборной вдохновил многие немецкие клубы пересмотреть философию.  

Швайнштайгер плохо бил пенальти на тренировках. В наказание он работал официантом у запасного вратаря Хильдебранда

Тренеры старались насытить каждое занятие стрессовыми ситуациями, чтобы монотонное выполнение заданий не становилось рутиной. К примеру, перед тем, как пробить пенальти, игрок говорил, в какой угол собирается ударить (разумеется, чтобы вратарь не слышал). Тот, кто бил мимо цели или не забивал, получал наказание.  

Человек на заднем плане – Олли Кан, помогающий коллеге отбить удар.

К примеру, Швайни однажды хотел пробить в девятку, но не смог поднять мяч, поэтому на дне рождении Арне Фридриха он прислуживал запасному вратарю Тимо Хильдебранду и Марселю Янсену.

Листок с подсказками, которым пользовался Леманн в четвертьфинале, был продан на аукционе за 1 млн евро. Сейчас он хранится в Доме истории ФРГ в Бонне

«На тренировках обычно я отражал 1 удар из 20, – признавался Йенс. – Я не надеялся на свои рефлексы, поэтому мы с тренером вратарей Анди Кепке собирали информацию о бьющих. Перед Аргентиной Анди подготовил мне шпаргалку. Вот только почему-то он написал ее карандашом и я, честно говоря, с трудом ее прочитал».

Леманн взял два аргентинских пенальти из четырех – от Камбьяссо и Айялы, информация по удару последнего совпала на 100%.

Обязательный музыкальный ритуал – песня Dieser Weg Ксавьера Найду. В Германии летом 2006-го от нее нельзя было скрыться

Диджеем в раздевалке сборной был Джеральд Асамоа. Это он познакомил соотечественников с творчеством соул-исполнителя Найду и включал его треки в автобусе и раздевалке. Песня, написанная Ксавьером для крестника и рассказывающая про трудную дорогу жизни, по которой должен пройти каждый, идеально попала в настроение сборной и стала неофициальным гимном команды.  

Dieser Weg залетел в топ главного хит-парада Германии и продержался там 79 недель.

Как и другой бестселлер Найду – Was wir alleine nicht schaffen – с рефреном «Каждый день со своими братьями я ощущаю настоящую жизнь».

***

Вся выручка от реализации билетов на этот фильм (около 4 млн евро) и последующей продажи DVD была направлена в благотворительную организацию по поддержке детей-сирот. На премьере присутствовали игроки сборной, канцлер Германии Ангела Меркель и бургомистр Берлина Клаус Воверайт. Йоги Лев оценил эпизод с серией пенальти: «Было здорово снова пережить те эмоции». «Все супер, – делился впечатлением после просмотра Йенс Леманн. – Особенно мне понравились те сцены, в которых меня не было». 

Клинсманн не пришел на премьеру. Он посмотрел фильм позже и остался недоволен. «Меня изобразили каким-то крикливым мотиватором. Я бы не пропустил эти сцены в финальный вариант, если бы увидел их раньше», – сказал он в интервью 11Freunde. 

После ЧМ-2006 сборная Германии на пяти следующих крупных турнирах ни разу не опускалась ниже третьего места, став в 2014 году чемпионом мира. 

18 лет назад «Бавария» выиграла бундеслигу последним ударом. А «Шальке» уже праздновал

Устаревшие методики, жадные агенты и слишком много иностранцев. Немецкая система подготовки больше не лучшая в мире

Фото: imdb.com; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts (2,4), Markus Gilliar GES-Pool/Bongarts, Friedemann Vogel