5 мин.

Зенит и Власть

 

Не понимаю, как можно одновременно рьяно не любить нынешнюю власть и не менее рьяно болеть за "Зенит" в его нынешнем виде

(твиттер Никиты Белоголовцева)

 

В первой половине 80-ых я очень не любил за хоккейную сборную СССР. Во-первых, болеть за нее было просто не интересно. Сборная СССР все время побеждала и куда веселее было радоваться успехам шведов или канадцев. Кроме того, сборная СССР являлась одной из гордостей строя, который я тоже не сильно любил.

Нет, я вырос не в диссидентской семье и не отказывался вступать в октябрята или пионеры, да и о политике со мной, ребенком, никто, конечно, не разговаривал. Тем не менее, было некое интуитивное ощущение, какой-то неправильности окружающей жизни и соответственно радости от побед «красной машины» на хоккейной площадке я не испытывал. В итоге, до сих пор я не проникся любовью к нашей хоккейной сборной, хотя теперь и выигрывает она намного реже, да и называется по-другому.

Но, моя болельщицкая судьба, со свойственным всем судьбам чувством юмора, сделала полный круг и снова предлагает мне переживать за команду, которая, по мнению многих, является одним из символов нынешней власти, мало отличающейся от советской.

Вот такой пердимонокль.

Любимая команда обычно появляется в детстве. Или, по крайней мере, на заре интереса к футболу. Чаще всего болеют за команду своего города, или, если таких команд несколько, то за команду, за которую болеет отец или дед. В любом случае, такая команда одна. Могут появляться симпатии. На какое-то время. На турнир. На отдельный матч. Но эти «симпатии» не идут ни в какое сравнение со «своей» командой.

Думаю, что у большинства людей, родившихся в Питере, а не приехавших сюда из других городов, не было никаких вариантов. Мы болеем за Зенит. Мы можем ругать его, как ругаем невозможный питерский климат. Мы можем терять надежду на победы, как это было, когда Зенит провалился во вторую лигу или когда пан Петржела произнес свое «Зенит никогда не будет чемпионом», но мы не можем не чувствовать, что Зенит часть нашей жизни. Поэтому, мне очень сложно представить обстоятельства, при которых мы перестанем болеть за Зенит, или, тем более, начнем также переживать за, например, самарские Крылья.

Так можно ли сегодня совмещать симпатию к Зениту с хэштегами #жалкий и #ПЖиВ?

Мы сегодня живем в кривозеркалье. Кривозеркалье существует по своим кривозеркальным законам. Это относится ко всему. К бизнесу, к искусству, к телевидению, к суду, политике, выборам. Ко всему, что, так или иначе, отражается в кривом зеркале под названием РФ. Футбол, как часть этого кривозеркалья не может быть выстроен по нормальным законам. Он тоже выстроен с поправкой на все выпуклости и впуклости нашей жизни. И было бы странно считать Зенит командой, которая является непорочной девой Марией, среди портовых профессионалок. Конечно, это не так.

Яркий пример стадион для команды, строительство которого изначально предполагалось завершить в конце 2008 года, а стоимость обозначалась в районе 6,5 млрд. рублей. Теперь ситуация несколько изменилась. Стоимость выроста до 33 млрд. и это без учета того, что новому губернатору города «внезапно» не понравилась крыша.

Я не буду здесь приводить сравнительную стоимость крупнейших европейских арен. Интересующиеся читатели и так примерно знают соотношение цен, а если нет, легко найдут эту информацию в Интернете. Задам лишь один простой вопрос. Воруют ли на строительстве Газпромарены? Да, конечно. Для человека, которому по каким-то причинам не выгодно доказать обратное, это очевидно. Но, должен ли я, болельщик Зенита, в связи с тем, что в администрации города сидят воры отказываться от любимой команды? Нет. Хотя бы потому, что на 99% строящихся объектов воруют. Или замечательная арена в городе Грозном, где вчера избили Гогниева, построена джигитами, которые скорее отрежут себе руку, чем возьмут чужое? Не, думаю. Или Черкизовский стадион уложил свой бюджет копейка в копейку? Вряд ли.

А давайте вспомним о предстоящих нам Олимпийских играх в Сочи и чемпионате Мира по футболу. Все эти грандиозные события делаются не на деньги ли налогоплательщиков? Они наверняка пройдут со всевозможной помпезностью и тем чрезмерным русским барством, которое не выветрили из «хозяев жизни» никакие революции. Разве закидывать черной икрой и разбрасывать лепестки роз перед иностранными делегациями будут не на те деньги, на которые нужно было отремонтировать дороги и переселить ветеранов войны из бараков в квартиры? Так при чем же здесь одна единственная команда? Просто это страна, в которой мы все живем.

Вы считаете, что финансирование команды госструктурами неправильно? Вы правы. Только перед тем, как обвинять Зенит в спонсорских связях с Газпромом, я предложу Самарцам и Томичам убрать протянутую руку из под носа Путина. Или футбол в Вашем регионе имеет большее социально-экономическое значение, чем в Питере? А еще я поинтересуюсь природой богатства господина Абрамовича. Вряд ли у сильно обеспокоенных социальной справедливостью товарищей, нет к нему вопросов. И это никому не мешает болеть за ЦСКА. Да и за сборную не мешает. Хотя прекрасно известно, какие теплые отношения связывают Романа Аркадьевича с РФС. А банк ВТБ не принадлежит на 75% государству? А РЖД не монополия?

При этом Зенит работает над тем, чтобы клуб не просто тратил деньги, но и зарабатывал их. Вложения Газпрома, это не вложение в «игрушку», которая завтра надоест владельцу. И не госзаказ на «сильный кавказский клуб». Это вложение в бизнес, который будет приносить отдачу не только победами на футбольном поле.

Конечно, Зенит в некоторой степени госпроект. Проект той самой гопгоскомпании, которая планирует собрать 60% на ближайших выборах. И президент, появившись на матче Зенита с Шахтером, не просто перепутал Петровский с бадминтонной площадкой. Но мы не покупаем стареющих звезд, типа Роберто Карлоса. У нас в подтрибунном помещении не бьют футболистов. И после матчей с нами не выпускают вот такие «официальные заявления», когда стоило бы на следующую игру вместо команды соперника отправить братьев Запашных.

Да, наши успехи выгодны ЕР. Но это успехи профессионалов, которые делают свое дело и достигают результата. А власть сегодня готова примазаться к любому успеху, чтобы поддержать падающее реноме. И, слава Богу, пока еще ни один футболист не «станцевал на поле лезгинку» и не посвятил гол Путину.

Поэтому, если меня спросить, как я совмещаю любовь к Зениту и нелюбовь к власти, отвечу: нормально совмещаю. Так же как совмещаю уважение ко многим своим старшим товарищам и нелюбовь к КПСС, в которой они состояли. Это мир, в котором мы живем. Это правила, по которым мы играем. Надеюсь, когда-нибудь они изменятся. И тогда мне не придется отвечать на вопросы уважаемого Никиты Белоголовцева, а мы просто будем играть в футбол.

 

Хочешь знать, что будет дальше? Жми