Сане ехал в «Ман Сити» к Гвардиоле, а теперь из-за него же уходит в «Баварию». Почему так?
Эти странные отношения подошли к концу.
Вингер «Манчестер Сити» Лерой Сане заканчивает английский этап карьеры – и возвращается на родину. По информации немецких медиа, 24-летний игрок согласовал с «Баварией» пятилетний контракт с зарплатой 17 миллионов евро в год, а «Сити» получит за него гарантированные 49 миллионов (и еще 10 – в качестве потенциальных бонусов).
Сане был одним из первых трансферов Пепа. Лерой приехал в Англию из-за тренера, первые два сезона были отличными
Когда Гвардиола только принял «Манчестер Сити», одним из его первых трансферов стал Лерой Сане. Едва ли не главный немецкий талант поколения вырос буквально на глазах Пепа – за те три года, что каталонец возглавлял «Баварию», Лерой из перспективного резервиста с одним матчем за сезон превратился в уверенного лидера «Шальке» и дебютировал в сборной Германии.
После перехода в «Сити» в 2016-м («Шальке» получил 40 миллионов евро) Сане сказал, что решился на это не в последнюю очередь из-за Пепа: «Он убедил меня приехать сюда и что тут я смогу дальше прогрессировать. Знаю, что многому у него научусь и теперь могу сделать следующий шаг в карьере. Я следил за Пепом в «Барселоне» и в «Баварии», где он многого добился и очень хорошо работал с молодыми игроками. Я думаю, что он может сделать меня более целостным игроком».
В первом сезоне Лерой сначала привыкал к требованиям Пепа, потом стал больше играть в старте – набрал в итоге 26 матчей за сезон, не так много, но Гвардиола все равно его хвалил. «Любой может заметить его прогресс. Мы очень довольны его первым сезоном здесь и уверены, что он может добиться большего», – говорил коуч в апреле 2017-го. Правда, уже летом случился первый разлад – Сане провально отыграл предсезонные матчи, Пеп весь август максимум выпускал его на замену и через медиа пытался взбодрить: «Он прибыл не в лучшей форме, провел не лучшую предсезонку и не заслуживал места в составе».
Урок помог: переломным стал хороший матч с «Пэлас» (гол и два ассиста), Сане заслужил респекты не только от тренера, но и от британских медиа – за отсутствие публичных жалоб, несмотря на очевидные проблемы. «Я просто ко всему отношусь спокойно и не думаю об этом слишком много. Я не такой человек, чтобы ругать себя или постоянно размышлять о том, почему что-то сложилось не очень хорошо в определенный момент», – описывал тот момент Лерой.
В итоге тот сезон стал для Сане лучшим в карьере: он набил 10+15 в АПЛ, провел 32 матча и стал очевидным игроком основы. При этом очки за результативность он набирал почти в каждом матче. Выделяются осенний матч с «Тоттенхэмом» (4:1), где сильно помогли его две передачи, и весенняя игра с «Арсеналом»: на «Эмирейтс» Лерой сделал гол и ассист. Набрав форму и начав разрывать лигу, Сане назвал Гвардиолу идеальным тренером.
Проблемы начались после ЧМ – Пеп разочаровался в отношении Сане к тренировкам
Летом Йоахим Лев не позвал Лероя на ЧМ-2018 (и провалился), а Пеп, как рассказывал игрок, позвонил ему и выразил мощную поддержку и помог это пережить. Правда, через пару месяцев на сборе в США публично он был более сдержан: «Йоги решил, что так будет лучше, и я уважаю решения тренера. Что касается Лероя, его это только сделает сильнее. Ему нужно добавить и сохранить прошлогодний уровень».
Точной информации о том, почему Лев не взял Сане, нет до сих пор. Немецкие журналисты высказывали мнение, что это произошло из-за высокомерного поведения Сане в раздевалке – тренер считал, что это рушит коллектив. «Иногда складывается ощущение, что язык тела Лероя всегда одинаковый – побеждаем мы или проигрываем, – говорил Тони Кроос (он тоже звонил Сане, чтобы поддержать). – Ему нужно над этим поработать».
Это косвенно подтверждают и британские журналисты – так, Сэм Ли, журналист, работавший на Goal по «Сити» (сейчас – в The Athletic), писал, что такое поведение вовсе не новость и для клуба. Он отмечал, что Лерой всегда так себя вел – но поначалу это даже радовало Гвардиолу, Сане стал важным игроком для коллектива.
Но после ЧМ-2018 что-то сломалось – и Пеп был уже не так любезен на сборах в США. А в начале сезона он даже общался с Сане насчет его поведения. «Вопрос в его психологическом восприятии. Если он хочет прогрессировать, если он хочет, чтобы все видели его прогресс, сначала ему нужно понять, что есть куда прогрессировать, и настроить себя на это. Тогда он станет лучше. Талант у него есть», – объяснял Гвардиола.
В Суперкубке Англии-2018 Сане вышел в старте, но был заменен в перерыве. Это можно было бы списать на перестроения, но Пеп явно был недоволен его игрой: весь август Лерой провел в запасе, выйдя всего на 34 минуты, а на один матч вообще не попал в заявку. Daily Mail раскопал, что тренеру не нравится отношение Сане к тренировкам, хотя сам Пеп позже заявил, что Сане не попал в заявку просто так – как, например, и 17-летний Фоден матчем ранее. Журналист Sky Sports Дхармеш Шет вообще намекнул на серьезный конфликт между игроком и тренером, и на этот раз вингер действительно долго не проходил в состав – в старт он вернулся только к концу осени и отыграл там до конца года.
Весной Лерой опять начал стабильно оставаться в запасе, а в некоторых важных матчах (например, с «Арсеналом» и «Челси») вообще в итоге не вышел на поле. Гвардиола на все вопросы спокойно отвечал, что это его решение, а футболист вообще не поднимал эту тему. Была пара проблесков – вроде разгрома «Шальке» в Лиге чемпионов (7:0), где Сане забил и сделал три ассиста. Когда началась решающая стадия сезона, Лерой крепко присел на скамейку. В апреле-мае «Сити» провел 11 матчей, и Сане вышел в старте всего в трех: с «Кардиффом», «Кристал Пэлас» и «Бернли». Дважды он вообще не появился на поле, хотя был в заявке, а в ключевых четвертьфиналах с «Тоттенхэмом» сыграл всего 10 минут.
«Под конец сезона Пеп не всегда был уверен в Сане. Мне кажется, он принимает решения, которые Гвардиола считает нелогичными или эгоистичными, – говорил немецкий журналист и автор книг о футболе Рафаэль Хонигштайн, еще не зная, что летом 2019-го все сорвется. – Он живет моментом и не думает, где команда хочет видеть мяч. Думаю, Сане напрягался из-за того, что не попадал в основу на большие матчи. «Сити» хотел бы сохранить его, потому что мало кто в мире может так же переворачивать матчи, выходя со скамейки. По последним данным, сам Сане пока не форсит трансфер. Но «Сити» – а значит, и Пеп – не то чтобы против его продажи за хорошие деньги».
Для «Баварии» это важный трансфер ментально. Клуб подпишет топ-игрока и закроет эпоху Роббери
В мае 2019-го появилась первая информация об интересе «Баварии». В мюнхенском клубе всегда пытались собрать лучших немецких игроков. Тут – один из сильнейших, но все еще перспективных (Сане всего 24 года) футболистов Германии, который надолго закроет фланг и уже сейчас готов стать новым лидером и клуба, и сборной. Поэтому союз выглядит максимально очевидным.
Тогда интерес к Сане подтверждали все в «Баварии», начиная с Ули Хенесса. Многолетний президент не раз намекал в интервью, что мюнхенцы не прочь подписать Лероя, даже несмотря на космическую стоимость. Нико Ковач, тогдашний тренер «Баварии», на пресс-конференциях открыто рассуждал о возможном трансфере: «Наше руководство занимается ситуацией. Я уверен, что мы его купим». Его быстро притормозил Румменигге: «Мне не понравились слова о Сане».
Тренер извинился и перед «Сити», и перед «Баварией», но через пару дней опять заговорил про Лероя. На необходимость крупных трансферов намекали и в команде. Например, тот же Левандовски говорил, что «Баварии» нужны новички как в основу, так и для глубины состава.
Для «Баварии» это в первую очередь важный ментально трансфер – рекордмайстер, в котором только год назад закончилась эпоха Роббена и Рибери, рвавших фланги соперников 10 лет, подписывает молодого футболиста (да еще и игрока сборной), который может стать основным на те же самые 10 лет. Мюнхенцы за пару лет обновили края без сильной потери качества – да еще и игроками сборной Германии: Гнабри уже стал одним из лидеров «Баварии», то же самое хотят видеть и от Сане.
Сане резко передумал продлевать контракт с «Сити» летом 2019-го. Почему?
Гвардиола говорил, что «Сити» уже год пытается продлить контракт с Сане (срок истекает в 2021 году), но этого не выходит. Еще в июле 2019-го стороны были готовы все подписать – но потом Сане резко передумал. О переговорах немца с «Баварией» говорили каждый день самые большие европейские медиа: от France Football и The Telegraph до Bild.
Почему он вообще передумал? Точные детали мы вряд ли когда-нибудь узнаем, но окончательный перелом случился летом-2019. В начале августа Пеп признался: «Как мне говорили, еще две недели назад мы были близки к тому, чтобы подписать контракт. Сейчас нет. Больше мне сказать нечего». Гвардиола добавил, что Сане никогда не жаловался ему на какие-то проблемы и не обсуждал с ним эту тему.
Мы можем только очертить очевидные причины: «Бавария» предлагает ему зарплату больше, чем «Сити», «Бавария» предлагает ему фактически гарантированное место в старте – роль намного шире, чем в «Сити», в Германии живет его семья, ну и, в конце концов, там он ближе к сборной – Йоги Лев предпочитает игроков из Бундеслиги.
С семьей у Сане вообще плотные и непростые отношения. Так, в 2018-м его родители активно участвовали в переговорах по новому контракту своего сына с «Сити», и его мать называли проблемной. Считается, что именно они склоняли Лероя к возвращению в Германию. В прошлом сезоне Сане пропустил матч с «Ньюкаслом» – Гвардиола не включил его в заявку, объяснив это отсутствием концентрации. В тот момент беременная девушка футболиста находилась в конфликте с его родителями.
Спустя пару дней после слов Гвардиолы о контракте случилась та самая травма в Суперкубке Англии, из-за которой в этом сезоне Сане не сыграл бы, если бы не сдвиг календаря из-за коронавируса, он только в марте впервые начал заниматься на поле (еще по индивидуальной программе).
Конечно, «Бавария» отказалась покупать футболиста прошлым летом, но не отказалась от идеи с его трансфером в целом. Это проявилось даже в деталях: «Ман Сити» и Пеп Гвардиола хотели отправить Сане на операцию в Барселону, к доктору Рамону Кугату, в клинике которого до этого оперировали Бенжамена Менди и Кевина Де Брюйне. Игрок же (и это разозлило Пепа) поехал в Австрию, в клинику врача Кристиана Финка, с которым сотрудничает как раз «Бавария».
В ноябре, как писал The Telegraph, даже партнеры по команде были уверены, что в 2020-м Лерой в любом случае уедет в Мюнхен – к тому же, переговоры с «Сити» по контракту не велись, а чем ближе срок его истечения, тем быстрее падает стоимость потенциальной сделки. Разумеется, сейчас речь идет о других суммах и трансфера, и зарплаты. Если прошлым летом «Сити» и «Бавария» торговались в районе 100 миллионов евро, а сам Сане хотел контракт на 18 миллионов евро в год, то сейчас цифры другие. И если по зарплате мюнхенцы сбросили всего миллион, то по цене – почти половину.
«Вместе с Сане мы пообщаемся с «Манчестер Сити» о том, как будет выглядеть следующий шаг. Интерес «Баварии» – не секрет. Но и другие клубы, абсолютно топовые, связывались с нами по поводу Лероя, – говорил агент футболиста Дамир Смольян. – «Бавария» – единственный клуб в Германии, который Лерой может представить как следующий шаг в своей карьере. Он видит там условия для достижения своей цели – победы в Лиге чемпионов. Сомневаться в характере или менталитете Сане удивительно. Но меня заверили, что никто в «Баварии» не задается такими вопросами».
В отличие от прошлого лета, когда и тренеры, и руководство рассуждали о возможном переходе, сейчас баварцы предпочитают обходиться без конкретики. Так, спортдиректор мюнхенцев Хасан Салихамиджич лишь пространно высказывался об амбициях клуба: «Мы хотим усилиться талантливым европейским игроком, а также купить звезду международного уровня, которая поднимет уровень команды и поможет ей играть в эффективный и привлекательный для зрителя футбол. И я, и все остальные в нашем клубе хотим выиграть Лигу чемпионов, но без необоснованных трат». Читается намек на покупку Сане? Пожалуй.
Ханси Флик одобрил покупку игрока, созванивался с ним и общался, по данным Bild, но публично тренер не выступал. Вероятно, в этом помогает нынешняя ситуация с коронавирусом – меньше контактов с журналистами. Зато высказываются люди со стороны: бывший игрок «Баварии» и «Сити» Оуэн Харгривз не уверен, что решение переехать в Мюнхен – правильное.
«Бавария» – большое искушение для любого немецкого игрока. Если Сане хочет вернуться домой и играть за самую большую немецкую команду, тогда я могу это понять, – объяснял он свою позицию. – Однако давайте будем честными, в футбольном плане там ему не будет лучше, чем в «Манчестер Сити». Покинуть «Ман Сити» и попрощаться с футболом Гвардиолы – непростое решение. Может быть, это выбор образа жизни. Лерой хочет жить ближе к дому? Я думаю, что Сане хочет добиться максимального прогресса. Если тебя тренирует лучший тренер мира, тогда все получится».
По данным The Athletic, у Сане был почти целый год на раздумья. Ему нравилась размеренная жизнь в Манчестере, но при этом он хотел вернуться в Германию. Даже несмотря на статус «Сити», на нем не фокусировали внимание. Уже сейчас он понял: он хочет этого внимания и готов играть важную роль в Мюнхене. Учитывая прозвище «Баварии» (ФК «Голливуд»), внимания ему точно будет хватать.
«Сити» же отталкивается от желаний Гвардиолы: Пеп, конечно, хотел бы сохранить Лероя для глубины состава, но за годы работы с ним, кажется, разочаровался. У тренера с игроком не было конфликтов вроде того, что с Ибрагимовичем. Но при этом Пеп видит: Сане не проникся его идеями до конца. Возможно, он просто не подходит энергичному футболу – или просто не хочет выкладываться и отрабатывать согласно планам Гвардиолы. В «Баварии» же у него явно будет больше свободы.
Лукомский не согласен, что у Сане не получилось в «Сити». Просто он хочет играть в старте
Вадим Лукомский поддерживает мысли Хонигштайна и Харгривза: Пеп действительно лучший тренер для Сане, но важную роль играет отношение самого футболиста.
– У Сане получилось у Пепа. Он блестяще играл всегда, когда здоров и нужен под тактическую задачу. Проблема в том, что он ограничен одной позицией, поэтому не стал, например, таким же незаменимым, как Стерлинг.
С позапрошлого сезона Пеп постарался увеличить вариативность на фланговых позициях. Например, использовать Стерлинга слева, а Мареза/Бернарду справа. Инвертированных вингеров. Не всегда, но под некоторых соперников. Плюс чуть больше, чем в сезоне-2017/18, играл Менди (им с Сане не так удобно играть вместе – оба любят создавать ширину).
Сане стал реже играть, хотя каждый раз, когда выходил, подходил к матчу и показывал топ-уровень. Это вполне оптимальное использование Сане. Он блистал в таких условиях, а «Сити» сохранял баланс. Всем игрокам удобно. Побочный эффект был в том, что он не всегда в основе.
С позиции Сане, возможно, все выглядит иначе: «Я всегда круто играю, но тренер не всегда выпускает». Плюс контраст: в сезоне-2017/18 играл всегда, а в прошлом стал меньше. Хотя вроде ничего неправильного не сделал. Обидно. Вот поэтому и хотел уйти летом. Отчасти верно, но не думаю, что он был бы так стабилен без правильного подхода, который нашел Гвардиола.
Дальше случилась та самая травма в Суперкубке. С тех пор позиции Сане в клубе стали еще более слабыми. Марез проводит шикарный сезон (уж точно лучший в клубе), Лерой показывает не лучшее отношение (например, свежая история с лишним весом), плюс после таких серьезных травм всегда есть опасения относительно возвращения на топ-уровень.
До травмы у Сане точно было достаточно таланта, чтобы играть в старте в топ-клубе. В той же «Баварии». Ханси Флик эффективно использует вингеров. Сане в оптимальных кондициях по силам выиграть конкуренцию. Легкое опасение: Альфонсо Дэвис, который сейчас прекрасен. Как левый защитник он тоже любит покрывать ширину фланга и покрывает ее полностью, их нужно будет как-то разводить. Но в итоге все упирается в вопрос: верит ли «Бавария», что Лерой вернется на уровень двухлетней давности.
«Сане хотел уйти, – подтвердил Гвардиола. – Осталось уладить кое-какие детали, но похоже, что он едет в Мюнхен. Желаем ему всего наилучшего и благодарим за совместные годы. Его ждет новая глава в невероятном клубе «Бавария».
Победить расизм в Германии помогло открытое письмо трех темнокожих игроков. Среди них был отец Сане
Фото: Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Matthias Hangst/Bongarts, Michael Steele, Alexander Hassenstein/Bongarts, Michael Regan, Alex Livesey
Если я правильно понял из информаций.
Всегда симпатизировал Баварии. Но этот трансфер не понимаю. Не вижу в Сане менталитет Баварии. Как можно было прописать ему большую зарплату, тем более после тяжелейшей травмы? Сильно разочарован. Надеюсь, Сане оправдает доверие мюнхенского клуба.
Не удивлюсь, если в Баварии у Сане подобный пункт в контракте, мама Лероя доказала, что она весьма цепкий и неуступчивый агент, а тут два мешка борятся за игрока. Что может сделать хороший агент из такого противостояния, мы можем видеть по контракту Санчеса в МЮ. Так что не удивлюсь, если неслабые 17 млн это лишь верхушка айсберга. К слову у Санчеса зарплата 18 млн, но получает он 26,5 млн, даже если не выходит на поле. Есть такая вещь, как подъёмные, Санчесу расписали эту сумму на всю длину контракта, и у Сане подъемные также наверняка имеются. Сумма гонорара агента тоже не указана в этом трансфере, а такие вещи присутствуют абсолютно в каждом контракте, и чем дешевле обходится клубу трансфер игрока, тем больше получает агент этого самого игрока и сам спортсмен в качестве подъёмных.
Насчёт невызова в сборную, тут очевидно, что это способ давления на игрока со стороны Баварии, не в первый раз, и не в последний. Если немец хочет иметь гарантию попадания в сборную, при соответствующем уровне, конечно, то ему необходимо играть в Баварии. А уровень Сане сомнению на тот момент не подвергался.
Наоборот, все эти родственники молодых звёзд в агентах это хорошо, так как сбивают монопольный сговор двух крупнейших агентов Европы. Вот действия жирных монополистов я действительно осуждаю, а экспромты любителей из родственников мне очень понравились, так как уникальны, и точно никому вреда не принесли.
Ну и агенту Санчеса я аплодирую за великолепную работу, так сыграть на интересе двух мешков к своему клиенту - это классика. Понятно, что мешок без перспектив на ЛЧ должен был заплатить гораздо больше. Жаль, забыл имя этого агента, так как он действительно действовал именно в интересах Санчеса,а не для себя и собственный гонорар там был всего 10 млн фунтов. Для примера за переход Джана в Юве агент содрал в свою копилку уже 16 млн фунтов. За переход Погба в МЮ Мендеш получил 25 млн только от Юве, гонорар от МЮ там также присутствовал, и вряд ли меньше. Все большие клубы зависят от этой мафии, Боруссия и Интер вынуждены подписывать облегченные клаусулы для своих молодых звёзд от этих агентов. А вот такие семейные агенты увеличивают конкуренцию хотя бы.
Мама Сане внимательно смотрит за этой битвой, и ставит условия, разговаривая с обоими офисами. И единственный явный победитель прямо сейчас, это именно она.