9 мин.

«На месте Чалова у нас играет Дзюба». Черчесов – о делах сборной

В понедельник главный тренер сборной России Станислав Черчесов пришел к Илье Казакову в программу «Футбол России» и 20 минут отвечал на вопросы о русском футболе. Мы выбрали самое интересное.

О Чалове, Сафонове и молодых футболистах

– Вас сейчас часто спрашивают про Чалова – как перед чемпионатом мира спрашивали про Денисова. Когда он станет игроком стартового состава?

– Когда станет – тогда станет.

– Что ему нужно?

– На сегодняшний день на месте Чалова у нас играет Артем [Дзюба], Артем – капитан, лидер команды, от этого же тоже нужно отталкиваться. Мы же не говорим, что недовольны тем или иным футболистом. Мы говорим, что кто-то пока приносит больше пользы команде, сильнее выглядит.

Не забывайте, что Федя еще и в молодежной сборной может играть. Буквально неделю назад мы общались с тренером молодежной сборной Галактионовым. Нам надо понять, насколько мы можем и должны Чалова использовать у себя или отдать в молодежную сборную. То, что он прогрессирует, то, что он играет, мы можем только приветствовать, но все надо делать вовремя.

Мы работаем на ваших глазах, вы можете нас оценить. Мы глаза не закрываем и стараемся ничего не упустить.

– Еще одна фамилия, которая часто звучит применительно к первой команде. Но он, в отличие от Чалова, еще не вызывался на сборы. Это голкипер «Краснодара» Сафонов. Он вошел в список 50 лучших молодых игроков по версии УЕФА – там были 2 россиянина: Обляков и Сафонов. Понятно, что есть Гилерме, что рядом опытные Лунев и Шунин. Но как близко к вызову в команду Сафонов?

– Это из той же серии, что и Федя Чалов. Кстати, Обляков у нас уже был, мы его воочию оценили. Давайте дождемся, всему свое время. Самое главное, что такие футболисты у нас появляются.

Как говорил Константин Иванович Бесков, «все надо делать вовремя». Чтобы футболист, попавший в команду, чувствовал себя комфортно и проявил лучшие качества. Торопиться и форсировать – не думаю, что правильно.

К тому же Сафонов тоже играет в молодежной сборной. Нам надо решать свои задачи. Если он у нас не может играть в основном составе, то зачем его выдергивать с молодежки? Чтобы он и там не играл, и тут не играл? Ну так нельзя. Тем более, сейчас надеемся, что «Краснодар» удачно выступит с «Порту».

Дай бог, чтобы они попали в основную сетку Лиги чемпионов. Тогда еще и такой опыт появится – и у него, и у Игнатьева, Шапи, других футболистов, которые нам интересны.

О «Спартаке»

– Насколько «Спартак», с учетом всех перемен, может считаться базовым клубом сборной?

– Вы назвали только «Спартак», но это большинство команд в России. Чемпионат стартует, а трансферный период еще открыт. Мы не будем удивляться, что футболисты и приходят, и уходят. Это не только «Спартака» касается.

Если игроки сборной есть в клубах, то они должны чувствовать себя комфортно. И чтобы те задачи, которые перед ними стоят, решались – тогда они чувствуют себя хорошо и как футболисты, и как личности. Приходить в сборную в плохом психологическом состоянии – не совсем приятно для нас.

Другое дело, мы должны принимать ситуацию в «Спартаке» как она есть. Значит, и работодатель, и тренер, и менеджер знают, что делают. Главное, чтобы был результат и те футболисты, которые нас интересуют, чувствовали себя комфортно.

Тем более «Спартаку» тоже надо играть квалификацию Лиги Европы. Очень бы хотелось, чтобы они туда попали. Чтобы Бакаев, Мирзов, которые еще не играли в таких играх, тоже прибавляли. Чтобы мы могли их оценить на том уровне.

– В прессе и болельщицких кругах ваша фамилия чаще других всплывает применительно к будущему «Спартака»...

– Можно я вас перебью? И вы туда же?

– Я хотел спросить о другом. Никто вроде бы вас в лоб не спрашивал. Ваш контракт с РФС подразумевает возможность совмещения? Возможно это вообще?

– Знаете, возможно всегда все, но главное – хотим мы этого или нет. Принесет это кому-то пользу или нет.

Давайте так: каждый занимается своим делом, я уже сказал, что я главный тренер сборной, мне надо концентрироваться на своей работе. Она достаточно интересна, сложна, специфична, поэтому надо сконцентрироваться на одном и работать там, где ты работаешь. И, пожалуйста, слухи – слухами. Честно говоря, не хотелось бы ни коллегу напрягать, ни людей отвлекать.

– От вашего спартаковского прошлого не уйти. Вы и игрок, и тренер, и спортивный директор. Вот этот исход: из 29 чемпионов осталось всего 8. Насколько это сравнимо с тем, что было в середине 90-х? Когда «Спартак» хорошо выступил в ЛЧ, а потом все лидеры уехали.

– Сложно сказать. Почему решения принимаются: футболист не хочет или клуб не хочет.

На последнем сборе нашей сборной из 28 игроков были лишь 10 тех, кто ездил на чемпионат мира-2018. А прошел-то всего один год. Зачем обсуждать клубы, к которым я не имею отношения? У меня такая же ситуация: мы же не специально кого-то из состава выводим, а внимательно отслеживаем текущее состояние.

Кто-то уже закончил, кто-то уже не может, кто-то не хочет, кто-то хочет, но не может. Также и в «Спартаке» в частности: стали чемпионами, хотят что-то изменить в клубе или команде, хотят другое лицо. Мне не нужно отвечать на эти вопросы, не хочу отвечать.

Об игроках сборной

 – Что с теми игроками, кто еще недавно для сборной был свой? Не по атмосфере и ментальному эффекту, а по присутствию на сборе и на поле. Я говорю о Черышеве, Кутепове, Дзагоеве, Кудряшове. Где они по мере отдаления от сборной?

– С Черышевым буквально три дня назад разговаривал. Он уже тренируется после травмы, недавно сыграл 20 минут. Денис доволен тем, как все развивается. Тем более, у нас есть еще месяц перед сбором.

Кудряшов провел великолепные полгода в Турции. Честно говоря, хотелось бы, чтобы он там и оставался, потому что чувствовал себя комфортно, играл на той позиции, которая нам выгодна, и достаточно классно себя проявлял. Тем более, играл в сборной.

Что касается Кутепова – на чемпионате мира мы думали, что надолго приобрели игрока на позицию центрального защитника. А оказалось, что у него год потерян по тем или иным причинам. Надеемся, что он восстановится и отвоюет место в основном составе.

С Дзагоевым я тоже дней 10 назад разговаривал. Он тоже тренируется в полную силу. Мы практически каждый день с Эдуардом Безугловым (врач сборной России – Sports.ru) на контакте. Вчера он прислал мне очередную телеграмку в WhatsApp о состоянии здоровья кандидатов в сборную. Практически все игроки отслеживаются, мы знаем о всех травмах и знаем, как их вылечить. Все происходит в режиме онлайн.

– Насколько для вас была неприятной история с продлением/непродлением контракта Гилерме? Это первый номер сборной на данный момент.

– С ним общался и Гинтарас Стауче, и я с ним беседовал. Мы же читаем все это. У нас для игроков один совет: принимайте те решения, которые вы считаете правильными, за это вы должны нести ответственность. Мы не можем ни позвонить в клуб и попросить взять футболиста, ни заставить самого футболиста делать то, чего он не хочет.

Это касается не только Гильерме, у нас и Кудряшов был в таком состоянии, Нойштедтер остается единственным кандидатом в сборную, который без клуба. Мирзов месяц после сбора национальной команды пропустил, не тренировался в «Ростове», в «Спартак» еще не взяли. Бывают нюансы, да, это неприятная ситуация, но мы ни в одном случае не вмешиваемся в дела клуба и карьеру игрока.

Единственное – просим принять те решения, чтобы их карьера не пострадала. За былые заслуги не можем в сборную брать.

– При Капелло, при Юрии Красножане во второй сборной существовали списки игроков, которые за сборную не выступали, но могут получить гражданство. Сейчас такие списки есть?

– У нас такого списка нет. Говорю как есть. Мы никого не просили и просить не собираемся. Каждый принимает решения, которые принимает. Если кто-то женился на россиянке и стал россиянином или еще что-то... Ни одного мы не просили и просить не собираемся.

О Дзюбе

– Еще одна контрактная история, которая не разрешилась – судьба Артема Дзюбы в «Зените». Приезжает нападающий из «Барселоны», есть уже Азмун. Есть риск, что Дзюба в такой ситуации перестанет быть игроком старта?

– Во-первых, все зависит от него. Мы знаем, что он никому ничего дарить не собирается, и это нас радует.

Во-вторых, с Азмуном они роли уже поделили, оба чувствуют себя комфортно, Дзюба и отдает, и забивает, так что здесь проблем нет. 

Малком – совершенно другая позиция. Это игрок фланга, насколько я понимаю. Вопрос по контракту – надеюсь, что решится. И мы не будем читать в газетах, что кто-то куда-то хочет, хочет больше или меньше. Это некрасиво. Другое дело, что Артем своей игрой и отношением заслужил сделать все вовремя.

О годе после ЧМ-2018

– Отмечали недавно год с завершения чемпионата мира. Как вы этот год прожили? Понятно, что дела, выступления сборной, задачи, поездки. Как прошел этот год для тренера сборной России? В плане восприятия того, что в нашей стране произошло и происходит.

– Если брать чистые цифры, то посещаемость в Премьер-лиге увеличилась на 20%. На наши игры всегда проданы все билеты. На Сан-Марино пришли 43 тысячи человек, на Кипр – 45. Это о чем-то говорит.

А если рассказывать, как оно прошло: чемпионат мира закончился, Лига наций уже стартует. Хочется, может, оглянуться и оценить, но уже есть другие сборы. Во всяком случае, радоваться или огорчаться у меня времени не было. И я этому только рад.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Виталий Тимкив, Юлия Честнова; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com, Aleksandr Kulebyakin/Global Look Press, Thierry Roge/ZUMAPRESS.com