Трансферный рекорд «Бетиса» держится с 98-го. Тогда Денилсона увели у «Барсы», подписали контракт на 11 лет, но скоро пожалели
Все решили деньги. Очень много денег.
Этим летом «Бетис» заметен на трансферном рынке: клуб отдал почти 20 млн евро «Лиону» за Набиля Фекира и получил 24 от «Ромы» за вратаря Пау Лопеса. Но несмотря на глобализацию и запредельный рост ценников на игроков, «Бетис» уже более 20 лет не может перебить трансферный рекорд.
В 1998-м клуб из Севильи, который исторически представлял рабочий класс, взорвал рынок и заплатил «Сан-Паулу» 5000 миллионов песет (около 30 млн евро) за 20-летнего бразильца Денилсона, сделав его самым дорогим футболистом планеты. Контракт подписали аж на 11 лет.
Предыдущий рекорд удерживал переход Роналдо из «Барселоны» в «Интер» примерно за 26 млн евро. Сделку «Бетиса» в 1999-м затмил «Интер»: миланцы заплатили 46 млн евро за Кристиана Вьери.
Президент «Бетиса» и видный бизнесмен из Севильи Мануэль Руис де Лопера строил амбициозный проект и не жалел денег. Под управлением де Лоперы клуб впервые за 28 лет взял трофей (Кубок Испании в 2005 году), а еще впервые в истории пробился в Лигу чемпионов. Но была и обратная сторона: на президента злились болельщики, которые считали, что клуб живет не по средствам.
История Денилсона поучительна. Молодой бразилец с завораживающим дриблингом и неплохой историей в сборной уже согласовал контракт с «Барселоной», но и «Сан-Паулу», и игрок выбрали «Бетис» из-за лучших финансовых условий. Футболист ничего не знал о новом клубе и особо не задумывался о будущем.
В 13 лет Денилсон три дня работал в пекарне, чтобы помогать семье. Но потом ушел ради футбола
В детстве Денилсон играл на улицах родной Диадемы (штат Сан-Паулу, население – около 400 тысяч человек), но бегать часто приходилось босиком, потому что семье не хватало денег на кеды, иногда парень одалживал у приятелей кроссовки. Он хорошо понимал: футбол – единственная возможность вырваться к более сытой жизни.
Первым клубом Денилсона был «Сан-Бернарду», в матче против «Сан-Паулу» тренера соперника Нелсиньо поразил дриблинг полузащитника. «Сан-Бернарду» выиграл 7:0, и после этой игры Денилсон оказался в «Сан-Паулу».
В 13 лет ему приходилось совмещать футбол с работой в пекарне, но мальчик не выдержал и уже через три дня оставил заведение. Возражения и злость родителей не сработали, Денилсон смело ответил: «Это бесполезно, я хочу играть в футбол».
Он быстро адаптировался в академии «Сан-Паулу»: «В команде тогда были ребята из богатых семей, на первой тренировке на меня даже никто не посмотрел: я был тощим, в простой одежде, умирающий от стыда. Но после занятия все хотели дружить со мной».
Стремительный взлет случился в 1994-м, когда 17-летний Денилсон подписал первый профессиональный контракт. «Сан-Паулу» тогда тренировал Теле Сантана, при котором парень очень быстро прогрессировал. Уже через два года, в ноябре 1996-го, вингер дебютировал за сборную Бразилии в матче с Камеруном. В следующем году бразильцы выиграли Кубок конфедераций, Денилсон стал MVP турнира, а летом команда взяла Кубок Америки.
Трансфер Денилсона в «Бетис» финансировал чудаковатый президент: он молился перед сделкой
Зрелищная игра Денилсона, скоростные забеги и финты, важная роль в сборной на Копа заинтересовала европейские клубы. Топы отправляли в Бразилию скаутов, за полузащитником следили «Реал», «Барселона», «Лацио», «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэм». Кстати, в «Барсе» Денилсона ждал лично ван Гал, а «Реал» в 1996-м заключил с бразильцем устную договоренность.
«Бетис» блекло смотрелся на их фоне – клуб никогда не был в Лиге чемпионов, выигрывал чемпионат лишь раз в 30-х годах, а в сезоне-1997/98 скромно финишировал восьмым.
Самая захватывающая часть сделки началась летом 97-го – торги. В офисах претендентов было душно, борьба за Денилсона напоминала аукцион. Три главных игрока: «Барселона», «Лацио» и «Бетис». «Сан Паулу» оценил футболиста в 5 100 млн песет (30 млн евро), первой о трансфере практически договорилась «Барселона». Писали, что каталонцы даже согласовали с Денилсоном личный контракт, но не хотели платить всю сумму, поэтому играли с разными формулами, а чтобы сэкономить 2000 млн песет, хотели включить в сделку полузащитника Джованни. Казалось, все решено: директор и президент «Сан-Паулу» намекали, что трансфер практически закрыт.
Но 2 августа «Барса» неожиданно отказалась от перехода. El Pais сообщила, что Денилсон запросил неподъемно высокую зарплату – 500 млн песет за сезон. «В определенный момент нужно сказать «хватит», вот «Барселона» и сказала», – объяснял вице-президент каталонского клуба Жоан Гаспар.
На линии остались «Лацио» и «Бетис». В Севилье за сделкой стоял тот самый де Лопера. Он поднялся на продаже бытовой техники (в том числе в кредит), и в 90-е уже был крупным бизнесменом: занимался недвижимостью и владел компаниями Tegasa, Farusa, Incecosa (продажа, кредиты и инвестиции в недвижимость). В конце августа «Бетис» предложил за Денилсона 27 млн евро, «Лацио» повысил ставку и дал 29 млн.
В понедельник, 25 августа, «Бетис» вновь залез в переговоры. В нем участвовали агенты игрока и президент севильского клуба. Встречу приостановили на рассвете во вторник и возобновили спустя несколько часов. То же самое произошло в среду.
В среду, в семь часов вечера, де Лопера должен был решить, повышать ли ставку до 30 млн. К удивлению агентов игрока, президент отправился помолиться в церковь Лос-Салезианос-де-ла-Тринидад недалеко от дома. Вернувшись, он сказал «да». Сделку закрыли.
Sports.ru связался с севильским журналистом Хосе Мигелем Муньосом (кстати, он рассказывал нам о той самой фотосессии голого Рамоса), чтобы узнать, как так вышло, что скромный «Бетис» боролся за дорогущего футболиста. Да еще и купил его.
Все дело как раз в де Лопере – бизнесмене без опыта работы в футболе. При этом Мануэль вообще не слушал советов. «Денилсон – личная инициатива де Лоперы. – объясняет Муньос. – Ему снился этот трансфер с тех пор, как за молодым Денилсоном гонялись европейские топ-клубы. Финансировал сделку сам де Лопера, от имени «Бетиса».
Важный момент: «Бетис» никто не ограничивал. Это сейчас существует финансовый фэйр-плей, и клубы должны жить в соответствии с доходами, но тогда регуляторов не было, и де Лопера вливал средства со счетов своих компаний, в частности, Tegasa и Farusa. В конце 2000-х его обвинили в финансировании бизнеса через клуб, но в 2018 году все обвинения сняли.
«Бетис» договорился о трансфере Денилсона в августе 1997-го: по договору футболист присоединился к команде в 98-м, сразу после чемпионата мира.
Бразильца презентовали 30 июля 1998 года. Де Лопера включил в контракт Денилсона отступные в 65 000 миллионов песет (390 миллионов евро). «Тому, кто захочет подписать его, придется закрыть банк», – сказал де Лопера на презентации.
Денилсон ничего не знал о «Бетисе», из-за трансфера Арагонес ушел в отставку
До перехода Денилсон ничего не слышал о «Бетисе», зато бразильца полностью устраивали зарплата и бонусы. Возможно, в этом и была его ошибка – все упиралось в деньги.
Поскольку де Лопера ни с кем не советовался, проблемы возникли и внутри команды. Главный тренер Луис Арагонес пообещал окружению, что уйдет, если клуб все-таки подпишет Денилсона. Арагонес был против трансфера и злился, что к его мнению не прислушиваются. За два дня до дебюта бразильца тренер собрал вещи и ушел.
«Арагонес понимал, что хочет от игроков больше, чем просто зрелищного стиля игры», – говорит Муньос.
На Денилсона давил ценник. Болельщики ждали от игрока большего
Проект де Лоперы заглох на старте: «Бетис» занял 11-е место, а в следующем сезоне вообще вылетел в Сегунду. Чтобы не играть во втором дивизионе, бразилец ушел в аренду во «Фламенго».
Денилсону было трудно: он не мог привыкнуть к испанскому футболу, а когда выходил на поле, чувствовал, что стоит дороже не только партнеров, но и соперников. Футболист говорил, что в Бразилии много бегал впереди, а в Испании учился возвращаться и отрабатывать в защите.
«Если он и чем-то выделялся помимо футбольного мастерства, так это приятной улыбкой, – объясняет Муньос. – В целом Денилсону нравилось в «Бетисе» – как в светлые, так и в мрачные моменты. Деньги создавали определенное давление, но он не виноват в пороках этой команды».
И все-таки с фанатами у бразильца сложились рваные отношения. В 2000-м ему постоянно предъявляли с трибун: команда не добилась ничего существенного, а футболист забил лишь 5 голов в 65 матчах.
«Мне все равно, что говорят люди, потому что я уверен, что могу качественно выполнять свою работу», – злился Денилсон. После этого болельщиков защитил тренер Хаджибегич, попросив уважать фанатов и партнеров по команде. Денилсон извинился, но сказал, что вообще-то его покупали не для голов, а дриблингом и скоростью он и так выделяется: в Ла Лиге на нем фолили чаще, чем на ком-либо еще (159 раз).
При этом болельщики даже в большей степени предъявляли претензии к де Лопере, потому что считали, что клуб не имеет права тратить столько денег на одного игрока. Денилсон не показал чего-то нереального, но все же выдал несколько красивых перфомансов – например, уложил Пуйоля на лопатки.
В 2002-м бразилец поехал на ЧМ-2002, и пусть он не был основным, но мощно усиливал команду со скамейки. Его сборная выиграла турнир, а футболист заполнился культовым эпизодом: собрал вокруг четырех футболистов сборной Турции, которые так и не смогли отобрать мяч.
В Испании он закрутил роман с бывшей тореадора
В «Бетисе» Денилсон не стал футбольной иконой, зато нырнул в мир светской в жизни. Бразилец жил в роскошном особняке, в его гараже стояли три автомобиля, а еду готовил личный повар. Любимые блюда Денилсона – бульон с рисом и бобами и фейжоада (блюдо из фасоли и мясных продуктов).
В декабре 2001-го бразилец заехал на ток-шоу Escalera de color. Передача начиналась с карнавальных танцев, затем камера фиксировала большой стол, за которым собирались знаменитости и обсуждали светские вопросы.
На ток-шоу Денилсон встретил Викки Мартин Беррокаль, дочь крупного предпринимателя, который построил бизнес-империю на крупном рогатом скоте. Викки выросла в диком для бразильца мире: абсолютный комфорт, лучшие школы Мадрида и Швейцарии, степень в области маркетинга и бизнеса. На передачу девушка пришла спустя три месяца после развода с потомственным тореадором Мануэлем Гонсалесом.
После съемок Денилсона и Викки все чаще видели вместе: они ходили по лучшим ресторанам, гуляли и целовались на улицах Севильи, девушка посещала матчи «Бетиса».
Пара не афишировала отношения, но новости дошли даже до Хуанде Рамоса и де Лоперы. Поговорив с футболистом, тренер убедился, что личная жизнь на отношение к игре не повлияет. Де Лопера тоже был не против: «Неплохо, что у футболистов есть привлекательные подруги, но при условии, что игроки работают поле».
Параллельно Денилсона накрыла волна давления со стороны медиа, журналисты на пресс-конференциях атаковали вопросами о личной жизни. Один репортер даже притащил журнал и попросил прокомментировать совместную фотографию с Викки. «Одно фото лучше тысячи слов», – выкрутился футболист.
Спустя время Денилсон признался, что сильно влюбился в Викки, но их отношения не выдержали нескольких месяцев разлуки: футболист тренировался с Бразилией, а девушка работала в Мадриде. Как-то в расположении сборной Денилсон разговорился с Роберто Карлосом, и тот допустил, что Викки сходит с ума без него в Мадриде и явно закрутит с кем-то еще. За столом Денилсон соврал Роберто, что они уже не вместе, а сам после обеда побежал к телефону. «В Севилье обо всем поговорим», – сухо ответил женский голос в трубке. Это был конец романа.
В отношениях Денилсона и Викки был и философский подтекст. «Я прекрасно провел время, хоть и знал, что всю жизнь отношения не продлятся, потому что она пришла из одного мира, я – из другого. Мы с ней воспользовались моментом», – признался Денилсон.
Викки после романа с бразильцем стала заметным дизайнером (в ее платье на свадьбу сына пришла мама Рамоса), дебютировала в кино и шоу-бизнесе. А Денилсон уже около 10 лет женат на актрисе Люсиль ди Камарго и воспитывает дочь.
Однажды де Лопера заявился на тусовку игроков «Бетиса». Денилсон испугался и чуть не выпрыгнул из окна
В «Бетисе» Денилсон сходил на тусовку, которая врезалась в историю испанского футбола. В 2001-м накануне Хеллоуина, который отмечают 31 октября, полузащитник «Бетиса» Бенхамин Сарандона организовал вечеринку в особняке, пригласив несколько одноклубников, в том числе Денилсона.
Тусовка с алкоголем, музыкой и девочками с самого начала пошла не по плану: футболист ожидал человек 30, но слухи о вечеринке разлетелись шире, и в итоге собралось около 200 гостей. Новость дошла даже до де Лоперы: в 4 утра он живо набрал Хуанде Рамоса, мужчины чуть посовещались и поехали в особняк Сарандоны.
Когда Лопера подъехал к дому, начался переполох. Первым президента увидел Бенхамин, который вышел на улицу проверить, все ли в порядке. «Я испугался, увидев Лоперу. Он сказал, что удивлен и не ожидал подобного», – вспоминал экс-футболист.
Денилсон в этот момент отдыхал с Хоакином и другими одноклубниками на втором этаже у открытого окна. Де Лопера еще на улице засек бразильца, тот жутко испугался. «Денилсон хотел выпрыгнуть из окна, – вспоминает Хоакин. – Не знаю как, но я сказал: «Эй, куда ты лезешь? Там два метра. Ты что, собираешься убиться? Пусть он увидит тебя и скажет все, что захочет». Денилсон уже наполовину высунулся в окно и сказал: «Он мне не заплатит». В итоге бразилец не решился на прыжок.
Де Лопера открыл дверь: «Мы с Хуанде вошли, и у первой же двери мы наткнулись... Короче, там были голые девушки, делающие... физические упражнения».
Президент бродил по особняку и вылавливал футболистов «Бетиса», проводя с каждым воспитательную беседу. Не все врубились, что это был де Лопера, один игрок подумал, что кто-то прикалывается и пришел на вечеринку в маске президента.
Жестких санкций к футболистам не применили, но на следующий день тренировку продлили на пару часов. По итогам сезона «Бетис» пробился в еврокубки, а информацию о вечеринке, как оказалось, слил сотрудник клуба.
Денилсон признает, что лучше бы перешел в «Барсу». Но мечту он исполнил
Бразилец вылез из нищеты, поэтому деньги для него – важный стимул. «Барселона» предлагала Денилсону в три раза меньше, чем выкладывал Лопера. К тому же «Бетис» удовлетворил и футболиста, и «Сан-Паулу».
«При переходе в «Бетис» я знал только о финансовой стороне сделки и просто шагнул к более спокойной жизни. С опытом я поступил бы по-другому. Думаю, перешел бы в «Барселону». Мы почти подписали контракт, но на следующий день появился де Лопера. Я был очень молод, мне было 19-20 лет», – говорил Денилсон в 2007-м, уже после отъезда из Испании.
Бедность в Бразилии всегда возмущала Денилсона. Футболист объяснял, что высокая зарплата и дорогая машина не изменили его, на родине он даже построил дом для нуждающихся детей. «Понимаете, в Бразилии нет среднего класса, как в Испании: там либо у вас много денег, либо вообще ничего нет, – рассуждал Денилсон. – Теперь, когда Бог дал мне возможность зарабатывать, я пытаюсь помочь тем, кто нуждается в этом в родной стране».
Денилсон не реализовался в полной мере, но зато исполнил мечту всей жизни: «Всегда считал, что лучше остаться в памяти как хороший человек, чем как хороший футболист. Я осуществил мечту – мои родители живут в хороших условиях».
После «Бетиса» карьера не задалась. Сейчас Денилсон – телеведущий
Сезон-2004/05 стал для Денилсона последним в «Бетисе», он так и не отработал до конца 11-летний контракт. Бразилец выпал из основы, провел всего 10 матчей и долго лечился от травмы. Суммарно за «Бетис» Денилсон провел 165 матчей и заработал больше желтых карточек (33), чем забил мячей (12).
В августе 2005-го игрок заключил однолетний контракт с французским «Бордо», где закрепился в основе, а клуб по итогам сезона финишировал вторым. Но затем Денилсон попросил высоченную зарплату, и отношения развалились.
Из Франции он перекочевал в «Аль-Наср» из Саудовской Аравии, оттуда – в «Даллас» из МЛС, а дальше – «Палмейрас», вьетнамский «Хайфон» и греческую «Кавалу», где так и не провел ни одного матча. В 2010-м Денилсон завершил карьеру из-за мучительной травмы правого колена. В 32 года.
Денилсон ушел в шоу-бизнес, куда органично вписался благодаря харизме, открытости и хорошему чувству юмора. Сейчас бразилец ведет юмористическое шоу о футболе Jogo Aberto с аудиторией 2 млн человек.
Денилсон превратился в сильную медийную личность: у него почти 3 млн подписчиков в твиттере и более 5 млн в инстаграме, есть сайт-визитка. Помимо работы на ТВ, у бразильца куча спонсорских сделок (рекламирует водопроводные трубы, пиво и даже финансовые услуги), а в свободное время читает мотивационные лекции.
«Я не жалею ни о чем, – признается Денилсон. – Многие мечтают играть в футбол, но никогда не выходят на топ-уровень. Я сделал карьеру в Европе и играл за сборную, став чемпионом мира. Мне нечего стыдиться. Даже если бы я этого не сделал, все равно не забуду, что когда-то был самым дорогим игроком в мире».
История войны «ПСЖ» и «Барселоны». Все началось 7 лет назад из-за Тиаго Силвы
«Атлетико» платит 126 млн за игрока с одним сезоном на взрослом уровне. Симеоне знает, что делает
Фото: EPA/Vostock Photo/Eduardo Abad; REUTERS/Marcelo Del Pozo; Gettyimages.ru/AllsportUK, Alexander Hassenstein/Bongarts, Adam Pretty/Allsport; as.com; hola.com; instagram.com/denilsonshow
Только вот интересно, автор это все тонко подводит к достаточно неоднозначной и малопонятной покупке Фекира(малопонятной со стороны Фекира и Лиона, но безусловно блестящей для Бетиса, даже с учетом возможных травм и сопутствующего урона), или это просто милый исторический экскурс вышел? Интрига, но посмотрим)
Дриблинг -- 99.
Пацан играл в профессиональный футбол как во дворе. И никто ничего с этим сделать не мог. Хрен мяч отберёшь по правилам.
Финтил конечно он классно, действительно кудесник мяча.