Малком пока не Халк, но точно добавит «Зениту» дриблинга и дальних ударов. Его приход – испытание для Семака
Дорский разбирает, как будет играть «Зенит» после второй по стоимости покупки в истории клуба.
Самый громкий трансфер года в России состоялся – «Зенит» объявил о подписании Малкома. Вадим Лукомский рассказал, как бразилец зажигал в «Бордо» и почему провал в «Барсе» – не его вина, а я прикину, где и как Малком будет играть в «Зените».
Представление Малкома российским медиа получилось довольно скомканным из-за немногословности бразильца (хотя он вряд ли мог поделиться чем-то очень интересным, проведя в Петербурге меньше 24 часов), но Сергей Семак подсветил пару важных моментов.
Во-первых, позиция Малкома. Лукомский объяснил, почему новичку «Зенита» удобнее выходить на правом фланге атаки – на этой позиции он засиял во Франции. Но в «Барселоне» (причина понятна) и в «Коринтиансе» Тите Малком чаще появлялся слева – причем в «Коринтиансе» справа стартовал Жадсон (да, тот самый). «Тите ставил меня на левый фланг, я играл хорошо, но никогда не считал эту позицию идеальной. С детства я выходил справа, это лучшее место для меня», – говорил Малком.
Семак заявил, что в «Зените» Малком может играть не только на правом фланге: «Его не нужно привязывать исключительно к правому краю, точно будут и другие варианты. Посмотрим, насколько их удастся реализовать». Скорее всего, Малком все-таки чаще будет играть справа – этот фланг страдает еще с ухода Халка.
За три года там качественно играли хотя бы в течение месяца лишь Кузяев в июле-августе 2017-го и Ригони этой весной (и то, Эмилиано – относительно качественно). Смысла менять флангами Малкома и Дриусси нет – Себа не очень удачно сыграл справа в первом тайме с «Тамбовом» (и больше не выходил вообще), а у Малкома пропадет одна из главных фишек – смещение в центр под обводящий удар с левой.
С Суторминым проще – Алексей играл на левом фланге полузащиты в «Волгаре», и даже стартуя правым инсайдом в «Оренбурге», часто менялся полуфлангами с Поповичем. По качеству и уровню сыгранности Сутормин пока сильно хуже Дриусси (это нормально – три недели в команде и всего два матча в старте), но сейчас его шансы на основу кажутся точно не ниже.
Второй фактор, о котором Семак сказал на презентации Малкома, – лимит. Пара центральных защитников «Зенита» – железно иностранная (Иванович, Ракицкий, Маммана), Дугласа Сантоса только купили (тем более он кажется апгрейдом даже по сравнению со здоровым Жирковым), без Барриоса Семак точно потеряет и так хрупкий баланс, Азмун – лучший бомбардир.
Отход от привычных 4-4-2 в ближайшее время вряд ли возможен. «С точки зрения перспективы и планирования мы понимаем, куда нужно двигаться, но сегодня исходя из лимита и набора игроков в плане выбора схемы у нас не так много выбора. Когда у нас будет еще пара игроков, мы сможем быть более вариативными», – сказал Семак.
Вадим Лукомский написал, что в «Зените» нет игрока объемов – это не совсем так, особенно если не говорить про дриблинг. У Дриусси и в прошлом сезоне была довольно широкая роль, а теперь он не только располагается в полуфланге при начале позиционных атак «Зенита», но и двигается по всей ширине поля в других фазах – вспомните голевую на Дзюбу в игре с «Тамбовом» (а смещений вправо, которые не привели к остроте, конечно, было намного больше).
Семак наверняка не хочет убирать Дриусси из старта, но, вероятно, именно Себа станет жертвой лимита и прихода Малкома. «Когда начнется Лига чемпионов, будет проще, но сейчас – да, есть сложности. Будем выбирать игроков, исходя из соперников – может, кто-то будет дублировать какую-то позицию», – сказал Семак в пятницу.
Позиции Дриусси теперь слабее, чем у других топовых легионеров не только из-за отсутствия конкуренции (центр обороны) или фундаментальной роли (Барриос). Слева в полузащите в РПЛ могут сыграть Ерохин (дико успешное лето 2018-го на этой позиции), Жирков, Сутормин и вернувшийся в общую группу Кузяев.
Применительно к Лиге чемпионов смущает другое: Дриусси и Малком на флангах полузащиты – излишне атакующая расстановка. Семак и Дзюба отмечали объем Себы в игре без мяча, но на своей трети поля он все еще часто недорабатывает. С учетом точного попадания Малкома в старт появление Ерохина, Кузяева или Жиркова на фланге полузащиты даже в Европе кажется очень вероятным.
В прошлом сезоне Семак несколько раз рассказывал, почему «Зенит» иногда упрощает игру. Самое подробное объяснение прозвучало в эфире «8-16»: Нужны игроки, которые могут контролировать мяч. Посмотрите на «Манчестер Сити»: у Гвардиолы есть игроки, которых он выставляет на фланги – они могут обыграть 1-в-1 любого. Если в команде есть игрок, который обыгрывает 1-в-1, обстановка на поле сразу меняется – ты должен сделать все, чтобы создать для него такую возможность. В нашем случае важна командная игра. Индивидуально у нас нет игроков, которые могут решить эпизод. Если есть пространство, например, Ригони, который обладает хорошей скоростью, может обыграть. Если соперник обороняется низко, ему намного сложнее. То же самое касается Мака».
На презентации Малкома Семак, по сути, сказал, что теперь у него появился игрок, решающий эпизоды 1-в-1: «Мы всегда ориентируемся на приглашение игроков с качествами, которых не хватает команде, чтобы разнообразить нашу игру. Я говорю об обводке, ударе, скорости, работе с мячом под давлением». Год назад Малком входил в топ-15 Лиги 1 по количеству успешных обводок за 90 минут. На фоне «Зенита» последних лет те цифры – космические (но понятно, что перенести большое количество обводок в РПЛ будет непросто).
Семак признался, что «Зенит» хотел подписать Малкома еще прошлым летом – проблему отсутствия даже одного качественного дриблера в Петербурге остро понимали уже тогда.
С вариативностью у Малкома проблем нет – может не только смещаться в центр для удара или проникающей передачи в штрафную, но и уходить в лицевую и простреливать с правой (2 голевые передачи в «Бордо» после такого трюка), и сам убегать за спину (голевая в матче с «Вильярреалом» в апреле 2019-го), и получать мяч в полуфланге (так часто было в «Бордо»).
Последнее кажется особенно важным для нынешнего «Зенита» – Ригони на сборах и Сутормин против «Сочи» и «Оренбурга» очень часто уходили с фланга, когда Ракицкий и Иванович разыгрывали мяч, освобождая место для подключений Смольникова и Терентьева. Правда, это не жесткое требование Семака – так, по информации Sports.ru, в перерыве матча с «Оренбургом» ассистент Семака Александр Низелик попросил Сутормина действовать ближе к краю, чтобы лучше контролировать мяч.
За три с половиной года в Европе Малком отдал 17 голевых передач (14 – с левой, 3 – с правой). Они были разными: 9 – навесы или прострелы с игры, 4 – подачи с угловых, 3 – передачи на ход из центра, 1 – откат под удар после перехвата у чужой штрафной.
Замкнуть чужой прострел или навес Малком тоже способен – 4 гола из 23 в Европе (причем за «Барсу» бразилец дважды забил головой – во Франции такого вообще не было). А вот над любимым смещением в центр и ударом еще нужно работать – Лукомский прав, что они еще не на элитном уровне. На Халка Малком был похож только в первой половине сезона-2017/18 – тогда у него залетели дикие удары с «Лионом» (в августе), «Сент-Этьеном» (в ноябре) и «Дижоном» (в декабре).
От дальних ударов Малком вряд ли откажется – и они реально могут помочь «Зениту». В прошлом сезоне команда Семака поделила 11-е место по числу ударов из-за штрафной с «Рубином» и «Оренбургом» (при этом у петербуржцев была лучшая доля ударов из штрафной), а кроме Паредеса никто не выбил больше 1 удара издали за 90 минут (даже у Ракицкого с его штрафными – всего 0,9). В «Бордо» Малком не опускался ниже 1 удара с дистанции за 90 минут, а в последний год во Франции вообще наносил 1,4 дальних ударов.
***
Малком – суперкачественный трансфер для РПЛ, но новое (и, возможно, пока главное) испытание в жизни Семака-тренера:
1) как адекватно распределить игровое время в РПЛ между всеми топовыми легионерами,
2) как найти баланс с сверхатакующими флангами (да, весной справа был Ригони, но в контексте Лиги чемпионов его вряд ли рассматривали всерьез),
3) как наладить контакт со статусным новичком, приехавшим из «Барселоны» (и с остальными легионерами в связи с лимитом – тоже).
Если Семак справится с этими тремя задачами, «Зенит» станет намного сильнее, чем в чемпионский сезон.
Фото: fc-zenit.ru/Анна Мейер, Вячеслав Евдокимов; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com
трансферы у нас просто топ! / а кто ноет, мол, деньги бабушек потратили)) - идите вы в лес) Зенит давно уже работает в плюс: на контрактах, рекламе и спонсорству ЛЧ, и Крестовский каждый раз под биточек!, - так что, заполняйте свои стадионы, а не нойте)
Это лучший клуб!
Мы - Зенит! И нам это нравится!