Для 90% клубов участие в профессиональном российском футболе убыточно на любом уровне
Президент «Велеса» в своей записи о потенциальной интеграции бизнеса и футбола.
Для частного московского клуба с амбициями, но без серьёзных финансовых или административных ресурсов путь на верх футбольного олимпа тернист и труднодоступен. Три года существования на профессиональном уровне дают обширную пищу для размышлений, а главное четкое понимание куда ты попал и что надо для того, чтобы двигаться вперёд.
ПФЛ (Профессиональная футбольная лига), в которой играет «Велес» — это не предел наших мечтаний. В первую очередь с точки зрения наших спортивных амбиций. Но это подъёмный уровень с точки зрения финансовых затрат для 90% команд из лиги, поэтому играть за 1е место для большинства, чтобы выйти в ФНЛ, (Футбольной национальной лиге) нет никакого смысла. Затраты в ФНЛ находятся на другом уровне, и нет желания проверять себя на прочность, получив заветную путевку на следующий уровень. Сложно себе представить команду из второй лиги в Испании, Англии или Португалии, которая бы не хотела играть в своём чемпионате на уровень выше, но в России это в порядке вещей. Чемпионат мира 2018 дал определенный толчок нашему футболу. В отдельно взятых регионах сильно поменялась инфраструктура, отношение к футболу. Более того, появилось много новых проектов, кажется даже, что их больше, чем тех, кто покинул профессиональное сообщество. Но я предполагаю, что эти изменения носят временный характер. Дело в том, что система осталась неизменной - для 90% клубов участие в профессиональном российском футболе убыточно на любом уровне и осуществляется за счёт владельца клуба или организации, к которой он имеет непосредственное отношение. Даже для лучших клубов из РПЛ работает это правило. Участие в Еврокубках выправляет финансовое бремя для контролирующего акционера, но опять же, это носит временный характер.
Для результативного человека такой расклад не сулит ничего хорошего. Хочется не просто побеждать на поле, но и хочется быть успешным вне его пределов в материальном смысле. Речь даже не о серьёзных доходах, а банально о самоокупаемости. Это позволило бы стабильно функционировать и развиваться в долгосрочной перспективе.
Не будем посыпать голову пеплом. Есть в этой сфере ещё пути для реализации своих амбиций и я хотел бы поделиться своими соображениями на сей счёт. Это может показаться фантазией на тему, но как говорится: бойтесь своих желаний - они могут сбываться!
Представьте себе, что вы собственник, член Совета Директоров, миноритарный акционер, топ-менеджер в крупной компании, работающей на федеральном уровне и обслуживающей миллионы или десятки миллионов клиентов. Ваша компания работает на всей территории России, обладает узнаваемым брендом, операционно эффективна и стремится к дальнейшему росту и экспансии. Сфера может быть абсолютно любой: ритейл, банковская деятельность, телекоммуникация, нефтянка и тд, это не принципиально. Вы своей работой влияете на результаты компании, от вас так или иначе зависит успешна компания или нет в той или иной мере. И наоборот, от успехов компании зависит и ваш персональный, личностный статус, уровень жизни, ощущение внутренней гармонии. По сути вы и успех - понятия неотделимые друг от друга. А ещё вы любите футбол. Вам нравится вкус побед по жизни и своего любимого клуба. Вы живете этим, это ваше альтер-эго. Вы смотрите футбол по телевизору, покупаете вип-ложу на домашней арене, посещаете выездные матчи и тд. Ваша компания может быть даже спонсором вашего любимого клуба , потому что вам хочется поддерживать его везде и во всем. И вы можете полноценно принимать на себя часть успехов команды, поскольку ваш вклад осязаем.
В футболе, как и в бизнесе , работают примерно те же жизненные установки, не правда ли?Встаёт резонный вопрос- а причём здесь я и как это связано с моими планами на будущее в футболе. А вот как. Я тоже люблю заниматься бизнесом и футбол. Люблю побеждать, добиваться успеха в том, к чему прикладываю усилия. По крайней стремлюсь к этому. Уровень моих персональных амбиций выше на порядок, чем тот, на котором мы сейчас находимся. За предыдущие пару сезонов мы безусловно набили шишек, но в тоже время и добились больших успехов в отдельных направлениях. В плане организации и проведения домашних матчей мы оказались лучше других, что отметила ПФЛ своей наградой. К сожалению, нам пока не удаётся заполнить стадион, но в онлайн , благодаря поддержке сети ВКонтакте среднее число просмотров наших домашних матчей исчисляется десятками тысяч. По количеству подписчиков в различных социальных сетях мы входим в топ-10 среди всех клубов не только ПФЛ , но и ФНЛ тоже. Коммерческое направление развивается за счёт продажи атрибутики и партнёрских отношений с компаниями, поддерживающими нас по разным направлениям нашей деятельности.
По спортивной составляющей лучшее достижение это бронзовые медали в прошлом сезоне, но после него возникло понимание, что наши футболисты востребованы на уровне ФНЛ, высших лиг чемпионатов Армении и Грузии, молодежных и студенческих сборных России. Есть ощущение, что в этом сезоне мы не опустимся ниже прошлогоднего результата, а ещё лучше если постараемся замахнуться на первое место! Одним словом, мысленно мы видим себя в другом статусе, осталось доказать это делом. Но как говорил герой одного популярного советского фильма: «Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями»!
И вот здесь мы возвращаемся на шаг назад к тому адресату, которого я описывал выше. В одиночку поднимать клуб на следующий уровень сложно. Не смертельно, но правда сложно. Более высокий уровень чемпионата, к сожалению, в российских реалиях приводит к более высоким расходам, а не доходам. Так вот я подумал, а почему бы мне не разделить свою историю с кем-то, кто может даже и не думал, что есть возможность проявить себя в российском футболе, написать свою страницу в этой книге. Я говорю не о спонсорской поддержке, а о полноценном партнёрстве.
Тезисно - «клуб под ключ». При появлении стратегического партнёра на уровне ФНЛ ПФК Велес может преобразоваться, например, в ПФК Тинькофф, ПФК Мегафон или ПФК Сибур и тд. И на нашей сформированной базе мы начнём решать другой уровень задач, но с новыми вводными. Для многих компаний затраты на спонсорство или пиар по году сопоставимы или выше, чем расходы на содержание клуба. Это просчитываемая история. А я, как управляющий финансовый партнёр, также, как и сейчас, буду контролировать эффективность каждого потраченного рубля. Параллельно, как я описал выше, мы можем решать широкий круг задач, как спортивных, так и в области пиара, маркетинга и тд. 365 дней в году ваш брэнд на радарах спортивных и не спортивных изданий. 45 млн любителей футбола, а также миллионы ваших клиентов, я думаю, с большим интересом будут следить за вашими шагами в футбольном мире.
И с нашей накопленной компетенцией эти шаги будут четкими и в правильном направлении. К тому же, в отличие от спонсорских расходов, расходы на клуб возвратные при грамотном менеджменте. Коммерческая деятельность, трансферная позволят вернуть часть средств от операционки. Ну и в конце концов вы вкладываетесь в себя, а не в чужое имя, а что может быть лучше и правильнее с любой точки зрения. Апофеозом этого упражнения для вас может быть выход в РПЛ и матч вашего клуба против той команды, за которую вы болели всю жизнь.
Повторюсь, все это может показаться фантазией на тему, но мысли материализуются. И потом кейс Red Bull , который они реализовали в Германии, Австрии и США , причём достаточно успешно, говорит мне о том , что все возможно и в России.
Любите футбол, верьте в свою мечту и успехов во всех начинаниях! До встречи в новом сезоне!
Единственное, хотелось бы, чтобы билеты у вас были чуточку побольше, чем в прошлый сезон. Хотя, вообще хорошо, что они есть... Многие клубы, почему-то, халатно относятся к этому делу.