6 мин.

«Пусть Кононов забанит Шалимова». Кто прав, кто виноват в конфликте из-за слов про Черенкова

Мнение Дмитрия Симонова о самой громкой истории четверга.

Начну с того, что Игорь Шалимов, безусловно, не прав. По форме, абстрагируясь от содержания. Он оскорбил человека, применив очень жесткое слово – да еще и в ситуации, когда, честно говоря, вполне можно было и промолчать.

Хотя даже здесь нельзя не сделать оговорку. Из-за соцсетей мир очевидно движется в сторону грубости и прямоты, которые недопустимы в обычной жизни. Просто почитайте комментарии под любым постом на сайте, что там пишут про ФедунаКононоваШалимова, про Симонова, Егорова, Рабинера, про игроков, тренеров, журналистов, друг про друга. Гадости легко говорить, когда ты не стоишь лицом к лицу – это факт. И новое время приносит новые правила. Если что-то не нравится – ты говоришь "это г...о" вместо "это плохо". Если кто-то раздражает, ты называешь его "дебил" вместо того, чтобы сказать "ты не прав".

Так что юзер Instagram shalimov_igor8 выступил вполне в духе времени. И единственное, за что в данной ситуации готов выразить Игорю Михайловичу респект – за то, что он не спрятался в панцирь, не отказался от своих слов, а аргументировал свою позицию в интервью, то есть поступил как мужик в данном случае. Надо, видимо, понимать, что он готов сказать то же самое глядя в глаза Кононову – блогеры продали бы душу за возможность снять этот бой. С посылами можно не соглашаться (на мой взгляд, для оскорбления человека таким словом нужны куда более весомые аргументы), но очевидно, что Шалимов делал пост осознанно, намеренно, обдуманно, а не в порыве вызванных чем-либо эмоций. Но, на мой взгляд, выбрал неправильные слова.

Для меня очевидно и другое: негатив Шалимова к Кононову выходит за рамку отдельного случая, произошедшего в день, когда Черенкову исполнилось бы 60. Игорь Михайлович уже допускал в Instagram жесткие высказывания в адрес Олега Георгиевича и, в частности, нынешней игры "Спартака". В чем причина вероятного конфликта, я не знаю. Когда-то Шалимов работал в "Краснодаре-2" и затем в штабе Кононова в первой команде "быков", сменил его на посту главного тренера. Но тогда, по идее, скорее Кононов мог бы затаить обиду. В общем, трудно понять.

Нельзя не сказать и о том, что формулировки Кононова на мероприятии на Троекуровском кладбище, где похоронен Черенков, покоробили многих. Работа журналиста заключается в том, чтобы постоянно общаться с людьми, улавливать настроения. Тот факт, что Кононов неудачно выразился, когда поздравил ушедшего из жизни человека с днем рождения, бурно обсуждался в российском футбольном сообществе целый день, с самого утра. По сути, эта неудачливость подчеркнута и на официальном сайте "Спартака", где заявление подкорректировали. Едкие характеристики, подобные шалимовским, милые шутки или откровенная злость постоянно звучали в личных переписках. Просто до Шалимова никто не выносил их в онлайн. А недопустимая, грубая форма заострила внимание – и, не сомневаюсь, обидела и Кононова, и "Спартак". Их можно понять.

Что тут еще сказать. Постараюсь сам подобрать правильные формулировки. Все, что касается смерти, что касается ухода из жизни дорогих сердцу людей (а Федор Черенков дорог миллионам людей, хотя из них лично его знали единицы) – тема очень тонкая, глубокая, способная причинить боль, в ней нет и быть не может каких-то общих правил. Каждый по-своему переживает тяжелые потери и по-своему поминает тех, кого с нами нет. Кому-то важно участвовать в массовых мероприятиях и церемониях, потому что тем самим можно отдать дань памяти человеку. А кого-то это раздражает, кому-то проще остаться дома наедине с самим собой и поднять 50 грамм за упокой души. Здесь нельзя кого-то критиковать, ругать, осуждать, что-то советовать. Каждый сам для себя решает, понимаете?

Слова в этой жизни ранят гораздо сильнее, чем поступки. Большинство конфликтов между государствами, между друзьями, между членами семьи происходят из-за слов, а не из-за поступков. И особенно важно верно выбрать каждое слово, когда ты говоришь об усопшем, выступая на подобном публичном мероприятии. Оговорки Кононова и правда могли задеть чувства людей, в такие минуты следует быть максимально аккуратным – здесь я готов согласиться с содержанием (не с формой!) интервью Шалимова. Хотя – еще раз – это не повод откровенно оскорблять человека.

Феномен Олега Кононова в "Спартаке" состоит в том, что ему постоянно прилетает за слова, а не за дела. По сути, в рабочем процессе к нему предъявляют не так много претензий, а вот за когда-то сказанное он получает по полной. Стеночки и забегания, наследие Бескова и Романцева, поставленный за четыре месяца футбол, "заработали шесть очков без судей", другие перлы с пресс-конференций, теперь вот "поздравления для Черенкова". Кононов испытывает явные проблемы с медийностью, с пиар-подачей самого себя, у него намного лучше получается тренировать, чем говорить. Здесь надо работать.

Важно еще понимать: с современными технологиями, с повсеместным использованием видео моменты общего доступа – такие, как во время мероприятия в память о Федоре Черенкове – становится невозможно "отрулить", источников информации становится слишком много, они бесконтрольны и неуправляемы, и все всё увидят в Ютуб. Причем снимают и выкладывают даже случайные прохожие.

Я хорошо помню схожий случай: на презентации новичков "Динамо" в 2013-м тогдашний вице-президент клуба, генерал и хороший дядька Геннадий Соловьев вдруг дал огня: "Вся история "Динамо" – на Ваганьковском кладбище". В тот момент я посмотрел на Константина Алексеева, динамовского пресс-атташе. На моих глазах лицо Кости трагически побелело. Опытный профи, он все понимал. И когда подошел ко мне и коллегам, мы развели руками: тут уже ничего не поделаешь. Всем ясно, какой смысл вкладывал в свои слова Соловьев, рассуждая про славную историю великого клуба. Но двусмысленная, корявая фраза сломала все. Такие вещи целиком и полностью зависят от спикера.

Или вот история, рассказанная комментатором Ильей Казаковым: "Зимой 1996-го перед Новым годом записывал для программы "Щелчок" на НТВ поздравления хоккеистов и тренеров. Запомнился только Виктор Шалимов (олимпийский чемпион и чемпион мира по хоккею, совпадение фамилии случайно – Прим. "СЭ"), сказавший: "Хочу поздравить с праздников всех своих боевых товарищей, даже тех, кого уже нет с нами, и пожелать им крепкого здоровья и счастья".

Кому-то от таких историй становится смешно, кому-то грустно, а кто-то не способен сдержать гнев...

Как теперь будет реагировать "Спартак"? Я бы рекомендовал красно-белым не делать обиженный вид. Реакция со звериной серьезностью вряд ли будет эффективна. Возможно, стоит подготовить короткий, честный спич для Кононова по поводу неудачной формулировки и несоразмерности реакции на нее. Ну а Кононов, как того требуют соцсети, пусть внесет Шалимова в черный список, отправит в бан. Сейчас так принято.

И отдельно отмечу: конечно же, ужасно жаль, что конфликт разгорелся в светлый день для миллионов красно-белых болельщиков и поклонников таланта Федора Черенкова, когда все вспоминают великого игрока. Но тут никуда не денешься.

Извините, это "Спартак".

Дмитрий Симонов, "СЭ"