Равнение на «Ливерпуль»
Появление у руля лучшего немецкого клуба сравнительно неопытного хорватского тренера, которое многие восприняли как мезальянс, в действительности таило в себе еще более глубокое противоречие. В Мюнхен, где он на заре века провел два малопримечательных сезона в качестве полузащитника, Ковач вернулся с конкретной идеей: в "Айнтрахте" успех ему принес столь характерный для Бундеслиги быстрый футбол, который через год доказал свою жизнеспособность и на международной арене – в Лиге Европы. Однако в "Баварии", в чьей игре в последние десять лет неизменно присутствовала комбинационная доминанта, хорват нашел не так много единомышленников и постоянно был вынужден делать поправку на привычки и особенности команды. Эта внутренняя борьба достигла апогея в 1/8 финала плей-офф Лиги чемпионов в матчах с "Ливерпулем" - клубом, демонстрирующим именно тот футбол, которому отдает предпочтение Ковач. Понимая, что его визави Юрген Клопп годами тщательно подбирал исполнителей, ориентированных именно на высочайший темп игры, а сам он лишен подобной роскоши, главный тренер мюнхенцев решил наступить на горло собственной песне и попробовать нейтрализовать соперника за счет долгого и неспешного контроля мяча – классического козыря немецкого гранда образца последних лет. Эта тактика очень неплохо сработала на "Энфилде", но на "Альянц-Арене" класс "Ливерпуля", которому не надо было идти на такие компромиссы, все же сказался, еще сильнее убедив хорвата в необходимости перемен.
К счастью для него, "Бавария" выступает не только в Лиге чемпионов – внутри Германии мюнхенцы выиграли все турниры и не позволили изначально переходному сезону стать по-настоящему неудачным. Что касается самого 47-летнего специалиста, то он впечатлил не столько итоговым результатом (дубль на домашней арене уже давно не является для немецкого гранда экстраординарным событием), сколько манерой, в которой к нему пришел. В конце ноября, когда его команда отпустила дортмундскую "Боруссию" в солидный отрыв, а сам Нико явно потерял контакт с подопечными, казалось, что на "Альянц-Арене" вот-вот появится новый главный тренер. Однако Ковач в сжатые сроки сумел найти баланс между игрой, которую он хочет видеть в идеале, и той, на которую способны имеющиеся в его распоряжении исполнители, проявив незаурядные волю и стрессоустойчивость. Завоеванные в мае трофеи стали для хорвата одновременно наградой и возможностью хотя бы отчасти перестроить команду в соответствии с собственным вкусом.
С благословения тренера "Бавария" рассталась с Арьеном Роббеном, Франком Рибери и Рафиньей, в силу возраста не вписывавшихся в скоростную игру, и не стала выкупать у "Реала" права на Хамеса Родригеса, стилистически тоже не подошедшего Ковачу. Перестройку состава мюнхенцы начали с защиты – линии, в которой медлительность Джерома Боатенга и уже проданного обратно в дортмундскую "Боруссию" Матса Хуммельса весь прошлый сезон раздражала хорвата. Основным центральным защитником грузного, но хотя бы значительно более молодого Никласа Зюле он сделал не от хорошей жизни. Покупка Лукаса Эрнандеса и Бенджамена Павара, которые перебрались на "Альянц-Арену" из "Атлетико" и "Штутгарта" соответственно, должна помочь "Баварии" адаптироваться к скоростному футболу – к тому же французы привлекли Ковача еще и универсализмом. Оба чемпиона мира уверенно чувствуют себя не только на фланге обороны, но и в ее центре, причем Эрнандес, судя по всему, будет востребован в Мюнхене именно как стоппер, ведь сильный левый защитник у мюнхенцев уже есть – в лице Давида Алабы.
В центре же поля хорватский тренер и в прошлом сезоне располагал отличным подбором разноплановых исполнителей. Если же учесть, что к Тиаго Алькантаре, Леону Горецке и Хави Мартинесу добавится пропустивший почти год из-за тяжелейшей травмы Корентен Толиссо, и вспомнить об универсализме Йосуа Киммиха и Алабы, в этой зоне у чемпиона Германии не должно быть никаких проблем. Плюс есть еще не спешащий оправдывать выданные ему авансы Ренату Саншеш, от которого Ковач по-прежнему рассчитывает добиться прогресса. И не без оснований - чисто теоретически скоростная игра должна подойти резкому португальцу значительно лучше, чем размеренный комбинационный футбол. На фоне такого богатства кадров приписываемый "Баварии" интерес к оцененному "Атлетико" в 70 миллионов евро Родри выглядит слегка надуманным.
А вот результативный атакующий полузащитник, тяготеющий к игре на открытом поле, немецкому гранду действительно необходим. Мобильные Кингсли Коман и Серж Гнабри пока смогли сравнительно эффективно заменить Роббена и Рибери лишь в Бундеслиге, поэтому желание президента мюнхенцев Ули Хёнесса заполучить Лероя Сане не стало сюрпризом. Бережливый босс "Баварии", который еще раньше рассматривал кандидатуры Антуана Гризманна, Пауло Дибалы и высоко котирующегося на трансферном рынке Николя Пепе из "Лилля", предложил "Манчестер Сити" 80 миллионов евро за полузащитника сборной Германии, но получил двойной отказ: и от "горожан", и от самого футболиста. В результате теперь Хёнесс вообще никого не собирается покупать на эту позицию и дал понять, что в первую очередь ждет роста мастерства от Гнабри и Комана.
Полноценного дублера для Роберта Левандовского после отъезда Сандро Вагнера в Китай "Бавария" пока тоже не нашла, что, впрочем, не является настолько уж серьезной проблемой. Гуманный график Бундеслиги, помноженный на комфортный зимний перерыв, и огромный запас класса по отношению к подавляющему большинству соперников на внутренней арене наверняка позволят Левандовскому даже в почти 31 год избежать перерасхода энергии. Когда же поляку все же понадобится слегка передохнуть, его место на острие атаки может занять Томас Мюллер, растерявший за последние два-три сезона мастерство и продуктивность, но не универсализм.
В общем, из проблем Ковача эта является едва ли не наименьшей, а вот окончательно и качественно перевести команду на рельсы принципиально иного футбола и повысить класс и игровой интеллект отдельных исполнителей (в первую очередь – Гнабри и Комана) будет очень тяжело. Так что если в следующем году "Баварии" удастся задержаться в Лиге чемпионов до мая, большой тренерский вклад в этот успех признают даже критики хорвата.