Финансовый Fair Play над нами проплывает
На общем собрании клубов РФПЛ их руководителям разъяснили особенности применения концепции финансового fair play в футболе.
Амбициозный проект президента УЕФА Мишеля Платини начнет действовать в 2012 году. Суть его одним предложением можно выразить так: клубам нельзя тратить больше, чем они зарабатывают, а те, кто не сумеет жить по средствам, будут наказаны. Причем, как уверяет босс европейского футбола, очень серьезно, вплоть до исключения не только из еврокубков, но и из национальных чемпионатов.
Первыми ласточками стали испанская «Мальорка» и английский «Портсмут», завоевавшие по итогам национальных турниров право играть в Лиге Европы и не допущенные к участию в ней. Главной мишенью для атаки Платини многие считают «Челси» Романа Абрамовича. Только это далеко не так. Скромный российский олигарх сейчас уже не является лидером по расходам на трансферном рынке, которые нельзя покрыть доходами от футбольной деятельности.
Главным транжирой стал владелец «Манчестер Сити» шейх Мансур бен Заид Аль-Султан Нахан, потративший за последние годы на усиление состава 600 млн. фунтов стерлингов. Болельщики «горожан», конечно, счастливы. Их команда в кои-то веки играет в Лиге чемпионов и громит в манкунианском дерби грозный «Юнайтед». Все равно ведь денежки дает богатый меценат с Ближнего Востока, где просто не знают, куда девать нефтедоллары и нефтефунты.
Находятся и желающие потратить на футбол нефтеевро. Катарский шейх Тамим бен Хамад бен Халифа Аль-Тани обладает не только солидным капиталом, но и немалыми амбициями. В Катаре вообще футбол любят и средств на него не жалеют, в чем все убедились во время выборов места проведения ЧМ-2022. Четвертый сын местного эмира прикупил по случаю прозябавший в последнее время парижский ПСЖ и потратил нынешним летом на трансферы 86 млн. евро. Больше позволили себе только «Манчестер Сити» и «Ювентус», построивший новый стадион и выставивший акции клуба для продажи на бирже.
Платини же без всякого пиетета, а, скорее, с тревогой взирает на деятельность новоявленного благодетеля французского футбола. По словам президента УЕФА, французского и собственно парижского в новом ПСЖ осталось мало. Видимо, Платини давно не гулял по бульварам большого Парижа, и предпочитает не замечать изменений в облике жителей французской столицы.
Вот и до России у месье Мишеля дошли руки. Только руководители клубов премьер-лиги, выслушав растолковывавшего им суть реформ высокопоставленного чиновника УЕФА, покинули зал заседаний, как писалось раньше в стенографических отчетах съездов КПСС, с чувством глубокого удовлетворения. Традиционные схемы финансирования менять не придется.
Футбольные клубы в России по-прежнему никак не будут зависеть от болельщиков, способных обеспечить их достойное существование. Не нужно будет вести долгие переговоры об условиях телевизионных контрактов, искать новые рынки для распространения атрибутики, выходить на фондовые рынки, как это сделали ведущие английские клубы, а также итальянские «Лацио», «Рома» и «Ювентус», дортмундская «Боруссия» и амстердамский «Аякс».
В РФПЛ не нужно будет даже обнародовать финансовую отчетность и указывать заработки футболистов и топ-менеджеров клубов. О первых мы еще имеем определенное представление после публикации информации об оставшихся долгах перед игроками в обанкротившемся «Сатурне». Еще раньше подобные суммы мелькнули в публикациях о проблемах «Крыльев Советов».
Самарский клуб за счет «блистательной» деятельности своего менеджмента накопил долги в 45 млн. долларов. При этом трансферная политика велась своеобразно. Платили за тех, кого можно было получить в качестве свободных агентов, соглашались на явно не соответствующие реалиям цены за других новичков. Практически все выплаты шли через сомнительные компании, зарегистрированные в оффшорных зонах.
Только «Крылья» не обанкротились и не были отправлены в низший дивизион. После того, как судьбой команды лично заинтересовался премьер-министр Владимир Путин, в Самаре нашлись спонсоры. Подобный подход в российском футболе практикуется повсеместно.
Испытывающая финансовые проблемы на протяжении всех последних лет «Томь» также привлекает к работе по спасению команды на общественных началах лидера правящего тандема. Генеральный директор сибирского клуба Юрий Степанов даже посетовал, что спонсоры не назначаются каждый год правительственным указом, и приходится уговаривать руководителей крупных компаний выделить средства футбольной содержанке.
Самыми большими доходами непосредственно от собственной деятельности в премьер-лиге может похвастаться «Зенит». Руководители питерского клуба с гордостью рапортуют, что зарабатывают на билетах, продаже телеправ и бренда, распространении атрибутики около 60 млн. долларов. Зарабатывает «Зенит» и победами в Лиге чемпионов.
Сколько тратится на покупку новых игроков и зарплату уже бьющихся за честь Питера звезд – коммерческая тайна. Эксперты считают, что «Зенит» тратит где-то в три раза больше, чем зарабатывает без учета доходов от еврокубков. Разницу покрывает «Газпром». И пусть попробуют референты Платини доказать, что это нарушение финансового fair play!
Спокойно относится к возможным визитам ревизоров из УЕФА и президент «Локомотива» Ольга Смородская. А уж мнение вынужденных мириться с постоянным повышением цен на железнодорожные билеты болельщиков «Амкара», «Волги» или «Спартака» босса «Локо» интересуют в последнюю очередь.
Даже Сулейман Керимов может не тревожиться о том, что на любимую игрушку «Анжи» придется тратить меньше. Вряд ли клуб из столицы Дагестана покрывает хотя бы пять процентов затрат на Роберто Карлоса, Самюэля Это’О и прочих звезд, поменявших элитные европейские клубы на перспективы развития футбола в Махачкале. Вот только как проверить, сколько футболок с фамилией Юрия Жиркова и за какую цену было продано в высокогорных аулах Дагестана?
К тому же в переходный период внедрения концепции финансового fair play допускается максимально возможный уровень убытков в 45 млн. евро за сезон. Такими бюджетами в РФПЛ не каждый клуб из первой восьмерки похвастаться может. Во всяком случае, официально.
Ну, а предприимчивые звезды уже сориентировались в стиле поведения в условиях проведения реформы Платини. Вот и Это’О уже намекнул, что готов обсудить свой переход из «Анжи» в ПСЖ. Свою миссию по поднятию уровня дагестанского футбола камерунский легионер, видимо, счел выполненной. Годовая зарплата в 20 млн. евро в Махачкале с полным пансионом в Москве – это, конечно, хорошо, но Париж есть Париж. Особенно когда и там могут предложить соответствующее уровню звезды жалование.