3 мин.

О красно-белом духе

Доказано: спартаковский дух есть. Но к стеночкам и кружевам это отношения не имеет.

Многие говорят, что красно-белого духа нет и вообще это выдумка пробитых сектантов, заучивших идею мнимого величия.

Но в 1975-м вышло так, что «Спартак» остался без идейного вдохновителя движения Николая Петровича Старостина.

Тогда Старостина отстранили от команды решением профсоюза («Спартак» был профсоюзной командой).

В сети я не нашёл причин отстранения, но Евгений Ловчев, который в тот момент бомбил за «Спартак», рассказал мне, что Николай Старостин просто отказал в помощи одному из чиновников. Дело было в получении квартиры, чиновник попросил Старостина ускорить процесс (он обладал широкими связями и очень много мог), но основатель красно-белых знал этого человека и совсем не уважал. Вот и не стал ничего делать.

Перед вылетом в Милан на матч Кубка УЕФА «Спартак» особо строго досматривали спецслужбы и нашли, что искали. У нескольких футболистов обнаружилась незарегистрированные банкноты иностранного государства (короче, валюта), которые спартаковцы привезли с предыдущего выезда в Кёльн.

Скандал. И Старостина, как ответственного за политработу сняли с начальника команды. Руководитель профсоюзов СССР, к которому футболисты отправились, чтобы сохранить Старостина в команде, ответил примерно следующее: «Вы мне ещё спасибо скажете».

Сезон 1976-го проводился в два чемпионата (осень и весна). Весной «Спартак» под руководством тандема Крутиков – Хусаинов занял 14 место, а осенью вылетел, проиграв в последнем туре киевскому «Динамо», хотя перед последним матчем шёл 11-м (вылетали 15 и 16 место).

Говорят, что результаты последнего тура подстроили специально, чтобы красно-белые вылетели. Иначе как объяснить, что одновременно выиграли абсолютно все аутсайдеры?

Впрочем, это неважно. После вылета Николай Петрович исполнил камбэк, сделал революционный шаг с назначением Бескова и вернул настрой и традиции, которые сделали команду одной из самых титулованных в чемпионате Союза. Короче, вернул дух. Спартаковский.

А фамилию того руководителя профсоюзов, который обещал, что ещё «спасибо скажете за увольнение Старостина», никто теперь и не вспомнит.

Кстати, если кто не в курсе. До Бескова «Спартак» играл не совсем в кружева, стеночки и забегания. Там правили монстры вроде Симоняна и Ловчева, которые уничтожали напором, скоростью и техникой. Но и спартаковского духа они лишены не были. Вернее, они его и создали.

Поэтому дух точно нельзя отождествлять со стилем Бескова – Романцева. Он создается мощными руководителями, которые отождествляются с командой, с цветами и идеей. Они и есть проводники клубной философии.

Проблема «Спартака» в оборванной преемственности. После Романцева не осталось человека, впитавшего философию «Спартака» Старостина. Отсюда все нынешние сомнения о реальности красно-белого духа.

Просто парни, выходящие в составе команды, должны уметь побеждать: неважно каким способом. Это могут быть непростые люди с тяжелыми характером, с завышенным чувством собственной важности, но с эгоистичным желанием брать победы и трофеи.

К примеру, Артём Ребров шикарный парень, но разве вы можете сказать, что он обладает дикой харизмой? Да нет. Конечно, нет.

Спартаковский дух – это вертикаль победителей: от владельца до водителя автобуса с единой философией и стремлениями.

Самое главное в этом, что стремление Федуна вернуться к стеночкам и забеганиям в корне не верно. Стеночки – лишь способ, кружева лишь действие способа, а цель всегда едина.

Команда должна побеждать. Любой ценой, любыми средствами. Вот в этом и есть спартаковский дух. Его величие и красно-белая сила.

Только в нынешней структуре его концентрация колеблется в районе нуля.

@spartakoz