3 мин.

Допуск к весенней сессии

«Карпин перевел Макгиди налево, Комбарова – в центр, и тем самым переиграл Коусейру». Заявление это – из той же серии, что и «Карпин не учился на тренера, не работал тренером и потому не тренер». На неделе, кстати, Валерий Георгиевич высказался в том духе, что, мол, не знает, чем отличается этот «Локомотив» от весеннего – чем дал бурлящим массам очередной повод для развития приведенного тезиса. Хотя смысл-то послания был достаточно очевиден: матч на носу, чего разглагольствовать?

Конечно, появление Дмитрия Комбарова в центральной зоне удивило. Но не одной лишь расстановкой игроков выигрываются матчи. Да, в забитых голах присутствовал элемент случайности: для начала по-родригесовски застрял в стороночке Майкон, не попал толком по мячу Макгиди, не очень ловко подставил ногу Эменике – но факт, что мяч оказался в воротах. Когда мяч мечется по чужой штрафной, словно шаровая молния – это ведь и есть достижение атаки.

Пока «Локомотив» входил в игру, «Спартак» в нее врывался. Преимущество стартового рывка вылилось в два гола. Пусть и не самых логичных с точки зрения организации, но вполне закономерных по ходу встречи.

Так на табло высветился тревожный для нынешнего «Спартака» счет 2:0. Тревожный – потому, что команда не раз показывала свойство выключаться при достигнутом комфортном преимуществе. И, надо сказать, были моменты, когда опасения едва не оправдались. Тогда, например, когда Обинна и Макеев, сцепившись, тандемом вошли в штрафную, и там нигериец упал. Когда стелился в опасном подкате имевший уже предупреждение Пареха.

Но, в целом, даже принужденный атаковать большими силами «Локомотив» выглядел не острее отошедшего на свою половину соперника. И при этом чаще стал рассыпаться в защите. В один из таких разов Кариоке, отчаянно пытавшемуся избавиться от мяча, пришлось дотащить его до линии штрафной – Эменике оттуда пробил на исполнение. После этого исход матча перестал вызывать сомнения (что зафиксировали события в VIP-ложе). Противостояние перешло в фазу доигрывания.

В составе «Спартака» в этот раз была только одна выпадавшая фигура. Речь – о Дзюбе. В данный момент Артем выступает заложником своей роли в команде: форварда,отходящего на отбор и на подыгрыш, с российским паспортом. Вот, скажем, Павлюченко тренер в его клубе держит лишь слегка прогретым, дожидаясь неминуемого по ходу сезона спада ведущих нападающих – Артема же график обязывает и взлеты, и спады переживать в основной обойме. Он, конечно, старался, отрабатывал – но, главным образом, своим присутствием.

Впрочем, на Дзюбу у «Локо» был свой Сычев. Плюс еще Игнатьев и сменивший его Торбинский. Если претензии клуба в самом деле определяются уровнем имеющихся в нем российских игроков, то, судя по этому матчу, места выше «Спартака» «Локомотив» пока не заслуживает.

Однако и сам «Спартак» далек еще от того, чтобы сравниваться с машиной. Гораздо увереннее он смотрится, когда имеет преимущество в один мяч – и зачастую судьба матчей с его участием зависит от того, кто забьет первым. Этот матч, при всей убедительности счета в нем, не зарекомендовал «Спартак» командой, способной переламывать любые негативные обстоятельства.

Но это и не является задачей текущего дня. Это станет задачей дня завтрашнего – весенней части чемпионата. Фора в качестве такого обстоятельства подбирается оптимальная.

Для тренера Карпина подходит к концу вторая фаза его становления. Он пережил взлет, он пережил и кризис. И он удержался. Конечно, красивее будет, выиграв в последнем матче круга, обеспечить то самое место в тройке. Но даже если этого не произойдет – опрометчиво будет играть в красивую принципиальность. Разве для того были все эти «Легии» и «Волги»? Это ведь не только тренер Карпин набивал шишки – это спартаковские болельщики учились необходимому на пути к свершениям иррациональному доверию.

Большинство людей в значительной мере уповает на опыт ориентирования в типовых ситуациях, нежели на творческое осмысление. И, таки да, большинству строить легче, чем перестраивать – поэтому оно в значительной мере зависимо от обстоятельств. По-настоящему же силен тот, кто умеет этими обстоятельствами управлять: создавать, предотвращать, оборачивать в свою пользу. Вот и тренер должен уметь (когда безболезненно, когда безжалостно) переделывать  свое творение так, чтобы оно оставалось жизнеспособным в множестве вариаций – не только в той, что удачно получилась однажды. Выработав такое умение, люди и переходят на другой уровень деятельности.

Удастся ли такой переход Карпину – увидим весной.

[play_rate tid=31 mid=286159 u=3405 show_avg=widget allow_rate=1 show_team=0 wid=2452 show_my_rates=0]