У Михайловича лейкемия. Давайте поддержим Синишу и вспомним его легендарные штрафные
Он играл в футбол ради них.
13 июля Михайлович провел пресс-конференцию, на которой сообщил, что болен лейкемией. Синиша остается тренером «Болоньи» (в прошлом сезоне он вытащил команду из зоны вылета на десятое место), будет полностью вовлечен в рабочий процесс, а параллельно пройдет курс лечения. «Он продолжит работать, – заявил врач клуба Джанни Нанни. – Не может без этого. Постоянно должен говорить игрокам, что они неправильно располагались или просто плохо сыграли».
«В жизни мне никто ничего не дарил просто так. Я выиграю эту схватку, как выигрывал всегда. Никогда не надеялся на ничью, мне всегда была нужна только победа. Я справлюсь, нет сомнений», – пообещал Синиша.
Болельщики ждут, что он побьет болезнь так же уверенно, как он бил штрафные. Его удары – одна из ярчайших особенностей футбола конца 90-х. Пора об этом поговорить.
Михайлович считает, что сильнее Пирло в штрафных
В 1998-м накануне матча «Лацио» и «Сампдории» игроки римлян Синиша Михайлович и Роберто Манчини поспорили. Манчо пообещал дать Синише миллион лир (примерно 600 долларов) за каждый забитый гол.
«Лацио» выиграл 5:2, Михайлович сделал хет-трик, все голы забил со штрафных. «После игры я сказал, что он должен мне три миллиона лир, – вспоминал Синиша. – А Роберто ответил: «Я дам тебе один. Ты защитник, а мы пропустили дважды».
В истории чемпионата это был второй случай, когда кто-то трижды за матч забил со штрафных. Первым это удалось нападающему «Лацио» Беппе Синьори в матче с «Аталантой» (3:1) в апреле 1994-го.
В воротах «Самп» в том матче играл Фабрицио Феррон (сейчас он тренирует голкиперов сборной Италии U-19). Он играл с Михайловичем в Генуе до его переезда в Рим и, казалось, должен был хорошо знать, как Синиша исполняет стандарты.
«Я обожал моменты, когда мы тренировали штрафные, – рассказывал Феррон. – Оставались втроем: я, Синиша и Верон. Было очень весело, благодаря им я сильно прибавил как вратарь». Но личное знакомство и множество проведенных вместе тренировок не помогли, когда они встретились на поле как соперники.
По словам Феррона, Михайлович поначалу неважно себя чувствовал. Первый штрафной исполнял Верон. «Хуан пробил в стенку, я выдохнул, – рассказывал вратарь. – Мне было намного легче от того, что Синиша не в порядке. Но когда я увидел, что он идет исполнять угловой, то понял – боль ушла. А потом он начал забивать – один за другим».
За 14 лет выступлений в Италии Михайлович забил со штрафных 28 голов – это рекорд серии А. Столько же у Андреа Пирло, но Синиша уверен – у него преимущество. «Во-первых, он сыграл больше матчей. Во-вторых, если посчитать мои голы в Сербии, то Пирло нужно заново родиться, чтобы догнать меня», – говорил Михайлович.
Синиша даже вызывал Пирло на состязание. «Я готов. По десять штрафных. Посмотрим, кто забьет больше. Пусть выбирает мяч и вратаря», – заявил серб в январе 2014-го. Пирло не отреагировал.
Штрафные ему нравились больше, чем сам футбол
«Честно говоря, в юности меня больше привлекал баскетбол, – рассказывал Синиша в телешоу Rabona. – Сама игра в футбол никогда не нравилась. Я любил только бить».
Когда отец подарил маленькому сыну его первый мяч, Синиша не пошел играть с друзьями. Мальчик отправился на поле в двух километрах от дома, где стояли большие ворота без сетки. «Четыре или пять часов я просто бил по мячу. Туда-сюда, туда-сюда», – вспоминал Синиша.
Когда ходить надоело, пришла очередь двери гаража. «Конечно, это было громко. Я просыпался в семь часов и начинал. Сосед работал с десяти вечера до шести утра, он приходил домой и хотел отдохнуть. Всегда ругал меня. Угрожал: «Если не станешь футболистом, не знаю, что с тобой сделаю». Я вижусь с ним, когда приезжаю домой, теперь он гордится. Говорит, что был уверен – я стану классным игроком», – рассказывал Михайлович.
«Я играл в футбол ради штрафных. Для меня штрафные – это и был футбол. Если бы не они, я, возможно, и не стал бы футболистом, – говорил серб. – После завершения карьеры часть меня умерла. Я бы многое отдал, чтобы выйти на поле вместо кого-то из моих игроков и исполнить штрафной».
Закончив играть, Михайлович компенсировал нехватку стандартов тренировками. Капитан «Сампдории» Анджело Паломбо рассказывал, как он и Энцо Мареска устроили пари с тренером – кто больше забьет со штрафных. Скинулись по 50 евро – весь призовой фонд забрал Михайлович. Полузащитник «Болоньи» Риккардо Орсолини говорил, что постоянно тренирует штрафные с Синишей, но никогда не предлагал ему соревнование: «Мне не хватает уверенности в себе, настолько он хорош».
Отдельная история – занятия с вратарями. «Я обычно устраиваю их в понедельник-вторник. Так у ребят остается время отойти после того, как я уничтожаю их своими ударами и они теряют уверенность в себе», – шутит Михайлович.
Говорит, что в момент удара уже знал, будет гол или нет
Когда Михайлович играл за «Црвену Звезду», на него вышли представители белградского университета. Их интересовал секрет удара футболиста, ему хотели найти научное объяснение. «Они изучали разбег, траекторию, скорость полета мяча, – рассказывал Синиша. – Я провел с ними несколько дней, у них были странные инструменты. В итоге так ничего и не поняли».
Михайлович следил за цифрами. Его рекорд – 65 метров, с такой дистанции защитник забил, играя за «Войводину». Максимальная скорость – 165 км/ч, так мощно Синиша ударил по воротам сборной Мексики в товарищеском матче 1996-го. Мировой рекорд принадлежит бразильцу Сонни из лиссабонского «Спортинга» (сезон 2006/07) – 210,9 км/ч.
По словам Синиши, никакого секрета нет: «Если бы он был, игроки в моих командах тоже постоянно забивали бы со штрафных. Я могу только сказать, что всегда старался одинаково разбегаться, а разницу делал последний шаг. Вратарь не мог понять, куда я буду бить: над стенкой или в его угол. Обычно те, кто бьют во вратарский угол, берут длинный разбег. Те, кто над стенкой – покороче. Но я смотрел на вратаря до последнего. Если он делал шаг в сторону стенки, то я в последний момент наносил удар в его угол. Если стоял на месте, то я замедлялся и бил над стенкой. Когда бил, уже знал – будет гол или нет. Если я отгадывал действия вратаря, то отбить такой удар было невозможно».
<
Михайлович говорит, что, чем дальше было до ворот, тем легче ему было забить. Об этом знали знакомые. Как-то в матче против «Милана» команда Синиши заработала штрафной метрах в 23. Звонимир Бобан придвинул мяч на пару метров в воротам, чтобы Михайловичу было сложнее. Арбитр удивлялся: «Ты единственный, кто жалуется, что штрафной нужно исполнить с дистанции ближе, чем говорю я!»
Не умел бить пенальти
В 1991 году «Црвена Звезда» выиграла Кубок чемпионов, победив «Марсель» в серии пенальти. Михайлович бил четвертым, и для него это один из самых волнительных моментов в карьере. Синиша откровенно признается – с 11-метровыми у него дела были намного хуже, чем со штрафными.
«Я никогда не забуду тот удар. Он получился не очень. Я постоянно шучу с игроками, что чаще промахивался с пенальти, чем со штрафных. Закрыл глаза, поставил мяч, сильно пробил низом. Хороший вратарь мог бы справиться, но мне повезло, и я забил», – вспоминал Михайлович.
Синиша Михайлович (слева) в «Црвене Звезде» (1991-й год), празднует победу в Кубке чемпионов
Синиша говорит, что постоянно бил с закрытыми глазами – чтобы не смотреть на вратаря. В 1994-м Себастьяно Росси отбил его пенальти в серии, и «Милан» обыграл «Сампдорию» в матче за Суперкубок Италии. В том же сезоне «Самп» вылетала из Кубка Кубков, проиграв в полуфинале «Арсеналу» – Михайлович снова промахнулся.
И все-таки серб скромничает – он чаще забивал с точки, чем мазал. Его статистика 11-метровых без учета послематчевых серий: 15 голов, 6 промахов.
Михайлович учил Ибрагимовича бить штрафные и был кумиром Пьянича
Французский L’Equipe поставил Михайловича на пятое место в списке лучших исполнителей штрафных в истории. Перед ним – Андреа Пирло, Дэвид Бекхэм, Мишель Платини и Жуниньо Пернамбукано. Бразилец возглавил хит-парад, но сам не ставит себя выше Синиши: «Возможно, в какой-то момент я и был лучшим. Но как я могу утверждать, что лучше Бекхэма и Михайловича?»
На прямой вопрос, чувствует ли он себя лучшим исполнителем штрафных в истории, Синиша отвечал так: «Не знаю. Это вопрос вкуса. Кому-то нравится «Бентли», кому-то «Феррари». Но я точно уверен, что никто не бил, как я. Мои удары вратарям было очень сложно понять».
«В «Лацио» мы все пытались повторять за ним, – рассказывал Дарио Марколин. – Я, Верон, Недвед, Консейсау. Но только Синише удавалось придавать мячу такую силу и скорость».
Хуан-Себастьян Верон играл с Марадоной и Бехэмом, но говорит, что Михайлович – лучший спец по штрафным, которого он видел. То же мнение у Джанфранко Дзолы, забившего 19 голов со стандартов в серии А: «Он забивал с любой дистанции. Просто убийца».
Златан Ибрагимович признается, что научился бить штрафные только в «Интере», когда ему стал помогать Синиша. До перехода в «Интер» швед ни разу не забивал со штрафного, после – 16 раз. Для Миралема Пьянича – лучшего действующего исполнителя штрафных в Италии (15 голов) – Михайлович тоже был ролевой моделью.
«Я учился бить, глядя на его удары. Это фантастика».
Михайлович спас «Болонью». В последние два месяца никто в серии А не играет лучше
Фото: Gettyimages.ru/Mario Carlini/Iguana Press; twitter.com/sampdoria; Gettyimages.ru/Michael Steele/Allsport; twitter.com/crvenazvezdafk/; Gettyimages.ru
Его штрафные - нечто, конечно. Вроде обычный крученый мяч, но бил Синиша очень сильно + мяч "нырял" перед вратарём. В какой-то момент показалось, что понял, как он так делает, но освоить технику нормально не вышло (силенок было маловато) :)