Единственный сезон, когда «Спартак» вылетел в Первую лигу
Худший сезон красно-белых.
1975-й – год киевского «Динамо». Команда Лобановского правила не только в СССР, но и пошумела в Европе: выиграла Кубок Кубков у «Ференцвароша» (3:0, Владимир Онищенко забил наклболом) и сенсационно уложила гранитную «Баварию» в Суперкубке Европы – 3:0 по сумме двух матчей, все голы – от Блохина.
France Football презентовал форварду «Золотой мяч», а Валерий Лобановский заложил фундамент царствования в киевском суперклубе и навсегда вошел в списки тактических мудрецов.
***
Победная лихорадка стихла уже в январе 1976-го, в Киеве пытались найти мотивацию для новых побед, но получалось с трудом.
Как раз в то время руководство союзного футбола захотело войти в один ритм с Европой и решилось на систему «осень-весна». Получился компромиссный вариант (по мнению спортивного журналиста Акселя Вартаняна, окончательный переход на европейский цикл заблокировали Базилевич и Лобановский из-за подготовки к монреальской Олимпиаде и Евро-1976): провели два отдельных чемпионата – по одному кругу весной и осенью. Чемпион весны выходил в Кубок УЕФА, а остальные еврокубки разыгрывались осенью. Причем чемпион каждого круга признавался победителем сезона.
Весной 1976-го «Динамо» играло кошмарно: в старте гоняли парни из дубля и лишь несколько игроков основы. Остальные восстанавливались после гигантского сезона-1975, в котором киевляне сыграли больше 70 матчей и готовились к летним сражениям за сборную.
По итогам весны «Динамо» заняло серое восьмое место – но это все равно было лучше, чем положение «Спартака», который зверскими усилиями выбрался из условной зоны вылета (14 место из 16, в весеннем отрезке команды не падали в лигу ниже).
Красно-белые тогда переживали уникальный кризис. Николая Старостина убрали с должности начальника команды, а Николая Гуляева уволили с поста тренера. Вместо него «Спартак» возглавил Анатолий Крутиков (бывший защитник, больше 250 матчей за красно-белых), его помощником назначили Галимзяна Хусаинова, который до этого спасал нальчикский «Спартак» от вылета из Первой лиги.
«Дело в том, что у Старостина были хорошие возможности по партийной линии: выбить квартиру, помочь с институтом или машиной. «Спартак» ведь был профсоюзной командой, и вот один из высокопоставленных членов профсоюза попросил Николая Петровича организовать квартиру, но Старостин не помог, потому что считал этого человека негодяем», – рассказал Евгений Ловчев Sports.ru.
Этого основателю «Спартака» не простили. Поздней осенью 1975-го «Спартак» выезжал в Милан на матч 1/16 финала Кубка УЕФА, и футболисты прихватили с собой валюту, которую привезли с предыдущего евровыезда (в 1/32 играли с «Кельном»). По советским законам, иностранные деньги подлежали строгому учету и регистрации, но двое игроков этого не сделали и попались. Внезапно отвечать пришлось Старостину – его быстро изгнали из клуба.
Команда пыталась помочь: «Николай Петрович отвечал за политвоспитательную работу и его призвали к ответственности: лишили должности начальника команды за провал идеологического воспитания команды. Я не согласился: взял ребят и отправился к секретарю Центрального совета профсоюзов Богатикову, но когда мы подошли к двери, оттуда уже выходил Старостин и руками показал нам крест, намекая, что ничего не выйдет. Мы зашли, я стал рассказывать, что Старостин еще с Лениным встречался, но Богатиков даже не слушал: «Вы еще благодарить меня будете за то, что мы его убрали».
Без поддержки Старостина непонятный состав валился от любого соперника и был далек от идеалов красно-белого общества. Папаев, Осянин и Ловчев по разным причинам не тащили (хотя Ловчев очень старался и в итоге все-таки попал в списки 33-х лучших), а многочисленные новички не справлялись со статусом большого клуба, который к тому моменту 9 раз выигрывал чемпионат и столько же – Кубок.
Холод и дождь заковали осенний футбол 1976-го в унылые рамки. Все команды глубоко оборонялись, надеялись на контратаки, футболисты утопали в болотистой жиже и только мечтали о зеленом газоне. «Спартак» тоже ставил армированную защиту, к середине октября шел пятым и даже выдержал натиск чемпионского «Торпедо» (2:2), но очень скоро все поменялось. Через пять дней красно-белые проиграли в Самаре, а в следующем туре Осянин за 9 минут до свистка оступился в своей штрафной и нормальная ничья с одесским «Черноморцем» превратилась в домашнее поражение от прямого конкурента.
«Спартак» поплыл и в следующем туре сдался «Заре» из Ворошиловграда – 0:2, а потом сыграл скандальный матч с донецким «Шахтером», в котором судья Фардман поставил два странных пенальти в ворота донецких футболистов. Из двух москвичи забили один и минимально победили.
Перед последним туром команда Крутикова делила 10-11 место с одесским «Черноморцем» и не думала о вылете, который был почти нереален. Впереди была игра с киевским «Динамо».
Анатолий Крутиков (справа)
***
Осенью 1976-го динамовцы утопали в скандалах и противоречиях. Все началось со сборной, которая под руководством Лобановского (и на 90% состоящая из игроков «Динамо») проиграла в четвертьфинале Евро и стала лишь третьей на Олимпиаде в Монреале – это считалось провалом, в полуфинале СССР проиграл довольно скромной ГДР.
После напряженного лета киевские футболисты безнадежно устали, но разочарованный Лобановский не давал отдохнуть. Он организовал смертельные сборы в Конче-Заспе (окраина Киева, где базировалось «Динамо») и разозлил почти всех футболистов, которые чувствовали себя рабами системы великого садиста.
«Динамо» даже бойкотировало августовский матч первого тура осеннего чемпионата против «Шахтера». Обстановка жутко накалилась, потому что руководство киевлян даже не предупредило соперника, что матч не состоится. В итоге 28 тысяч зрителей на донецком стадионе требовали игры, а Базилевич (помощник Лобановского), который приехал с девятью динамовскими дублерами, только смущенно улыбался. «Шахтер» требовал технического поражения, но клуб быстро успокоили: вмешалось киевское бюро партии и лично 1-й секретарь Щербицкий. Через Москву он продавил перенос матча на конец сентября, а в августе основа «Шахтера» при 28 тысячах болельщиков сыграла безликую двусторонку со своими же дублерами. Разочарование сводило с ума местных, но в Киеве скоро полыхнуло еще сильнее.
Через несколько дней команда написала письмо руководству с просьбой отстранить от работы тренерский штаб.
Валерий Лобановский на тренировочной базе в Конче-Заспе, фото сделано в конце 80-х
«Пригласили Фоминых (руководитель украинского футбола). Первым написал заявление Колотов, капитан команды, затем по кругу – остальные. Писали, что не хотим с этим составом работать. Потом поехали на базу в Конче-Заспе. Но тренировки не было. Лобановского вызвали в ЦК. А через несколько дней состоялось общее собрание. Команда, тренеры, заместитель председателя Совмина Украины Семичастный. Бывший председатель КГБ. Начали разбираться, разговаривать. Затем – голосование. В итоге было принято решение – отстранить от работы Лобановского, Базилевича и Петрашевского. Причем Базилевича и Петрашевского – единогласно. Лобановский собрал несколько голосов в свою пользу, но большинство было за его отставку», – рассказывал защитник киевского «Динамо» Виктор Звягинцев.
Правда, следующий же матча запустил камбэк Лобановского. Киевляне почти не сопротивлялись дома «Днепру» (1:3), после чего тренер вернулся в «Динамо», но уже без помощника Базилевича.
***
Перед последним туром и «Спартаку», и «Динамо» были нужны победы. Суперплотная таблица и возможное поражение опускали динамовцев в середину, а победа могла вознести на второе место. «Спартак» стоял перед выбором: победа и почетное место ближе к призам или поражение и угроза вылета.
Спартаковцы с 17-летним Вагизом Хидиятуллиным в составе приехали в Киев с надеждами на очки, но игра не клеилась.
Леонид Буряк воткнул мощнейший штрафной на 4-й минуте, шокированные гости растерялись, а «Динамо» куражилось, создавало момент за моментом, но почему-то не забивало. И вдруг это сделал «Спартак»: вратарь «Динамо» Рудаков, явно не успевая к мячу, вылетел из ворот на Гладилина, и спартаковец на 20-й минуте отправил мяч уже в пустые ворота – 1:1.
«Спартак» вдохновленно полетел вперед, но Рудаков больше не ошибался. А во втором тайме все встало на свои места. Сырые москвичи прогибались под нажимом звездных киевлян, полузащитник Папаев стоял на месте, а харизма и характер Ловчева куда-то затерялись.
В воротах у «Спартака» играл неуверенный Владющенков, который в прошлом сезоне топтал поля во владимирском «Торпедо», и его неуверенность вылилась в легкий гол полузащитника Виктора Колотова с 30 метров – 2:1. В конце матча динамовцы уже открыто потрошили ворота красно-белых и чудом забили только однажды. Непогожий киевский осенний день запомнил счет 3:1 в пользу хозяев.
«Динамо» зацепилось за второе место в таблице, а «Спартаку» безумно не повезло: все конкуренты – «Заря», «Шахтер», «Арарат» и «Днепр» – выиграли свои матчи и отправили клуб в Первую лигу.
***
Одно из главных спортивных изданий того времени «Футбол-Хоккей» слабо отреагировало на самоубийство «Спартака»: вышло с серией полос про чемпионство «Торпедо» и большим материалом про выход «Кайрата» и «Нефтчи» в Высшую лигу.
Первое упоминание о вылете красно-белых появилось почти через две недели. Журналист и болельщик «Спартака» Константин Есенин в небольшой колонке, затерявшейся где-то под страницей о выходе «Кривбасса» в Первую лигу и интригами во Второй, написал про трагедию в спартаковском движении. Есенин рассказал, что редакцию заваливают письмами о красно-белых, просят поддержать идею оставить «Спартак» в Высшей лиге и даже готовят коллективное обращение в Спортивный комитет. Журналист не соглашался и считал, что спортивные принципы выше народной любви. Так же думал и Николай Старостин, который не стал пробивать по партийной линии варианты сохранения места в элите, зато вернулся руководить родным клубом и, несмотря на предсказания Богатикова, восстановил его из руин.
На следующий год Старостин рискнул и пригласил идейного врага – динамовца Бескова, который в 1977-м сходу выиграл с красно-белыми Первую лигу, а в 1979-м завоевал чемпионство уже в Высшей.
Многие называют то погружение «Спартака» очищением, но именно в Первой лиге красно-белые обрели фирменный стиль – те самые стеночки, забегания и кружева, которые укачивали соперников 25 лет.
Фанаты скучают по ним до сих пор.
Больше интересного в красно-белом телеграм-канале
Фото: globallookpress.com/imago/Frinke; РИА Новости/Соколов, Дмитрий Донской; spartak.com; РИА Новости/Черничкин, Э. Литвинов
с.ка, задрали уже своими англицизмами в футбольных терминах,куда не плюнь.Поколение инстаграмма плять!!!
Так что сиди уже со своим «в общем, ничего нового»))))