ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕЗОНУ 2019/20
Время от времени меня спрашивают – купил ли я абонемент на новый сезон? И если не купил, то почему? И если купил, то почему? И если не купил, то буду ли я ходить на отдельные топовые матчи? Например, на дерби? Или игру Спартака с Зенитом?
Эти вопросы – проблема, которая до сих пор не осознается руководителями Спартака. Момент, когда тебе приходится объяснять болельщику, почему он должен купить абонемент и ходить на матчи – это момент, когда ты официально встал в категорию людей, просравших если не все, то очень многое.
После чемпионского сезона не было никакой необходимости что-либо объяснять. Люди в целом и болельщики в частности, в массе своей, не слепые. Они видят игру, когда она есть. Они видят страсть, когда она есть. Самоотдачу – опять же, когда она есть. Они чувствуют единение с командой, когда с поля идет энергия, которой нельзя не заразиться, даже сидя в избе перед телевизором в тысячах километров от стадиона.
Когда всего этого нет – приходится придумывать слоганы. Сила в единстве, вот это все. Причем призывают к единству люди, которы разрушили это единство в команде до основания, дополнительно подорвав фундамент, чтобы было тяжелее отстроивать заново. В этом есть одновременно и ирония и весьма приличный процент лицемерия. Мы устроили кучу склок, разборок, увольнений и расторжений контрактов, а вы, уж пожалуйста, будьте с нами едины.
И болельщик един со своим клубом. Ровно в том, чем он сам занимается – склоках, скандалах, внутренних разборках, войне с тренером и отдельными игроками. Если клубом управляют не дебилы, а хотя бы «так себе»-профессионалы, то они должны понимать, что игра команды и ее результаты – тот фундамент, на котором единство и строится. А не слоган с видяшкой в YouTube. Болельщик увидит страсть и отдачу – и он последнюю рубашку сам в секонд-хенд отнесет, чтобы было на что купить абонемент или билет. Причем купит его по самой дорогой цене, перекупит у спекулянтов в интернете или у стадиона, лишь бы оказаться частью этого многотысячного единства. Потому что равных этому эмоций больше нигде не достать. Это наркотик.
Спартак сейчас пытается скрыть результаты продаж абонементов, но уже сам факт попыток говорит о том, что все не очень хорошо. И даже завысить не получается – все видно в онлайне. Это стыдливое молчание указывает, что в клубе столкнулись ровно с тем, о чем шла речь в прошлом сезоне – неприятием и неготовностью многих болельщиков платить деньги за то, что сегодня называется Спартаком.
Тут спрятано все. И игра команды, и аура вокруг нее (это не только Глушаков, но и Гулиев), и тренер у которого от слова «харизма» есть только буква «Х» и никакой уверенности, что за ней следуют остальные шесть. Кононов сначала говорит, а потом думает – история с выборами, а потом не выборами капитана отчетливо указывает на то, что «постановка игры за 4 месяца» не были случайностью – Кононов просто не контролирует выходной поток. Дима Егоров пытается объяснить, что такие скачки с позиции на позицию – это нормально. И в мире Егорова, к слову, это, и правда, нормально – он не понимает словосочетания «отвечать за слова» в формате «нести ответственность за сказанное», компьютер сразу уходит в синий экран и перезагрузку. Но на самом деле это лишь указывает на то, что Кононов паникует. Он так и не решил, как ему действовать в Спартаке. Демократично? Или диктатурно? Защищать своих игроков, когда надо и не надо, как давно мертвого Глушакова? Или резать мясо, как с тем же Глушаковым, которого он еще недавно так отчаянно защищал? Глушаков ведь не стал играть лучше или хуже с момента, как пришел Кононов. Как болтался субстанцией в проруби осенью, так и доболтался до конца сезона. Просто Кононов не знает, как ему быть и вынужден менять собственную тактику, пытаясь методом тыка найти схему, которая работает. Егоров же, судя по его материалам, после ухода Измайлова и Глушакова не менее отчаянно пытается найти в клубе нового человека для зализывания междуягодичного пространства и этим человеком явно стал Кононов. Так что в ближайшее время господин журналист будет защищать его всеми правдами и неправдами. Пока не почувствует, что ветер подул в другую сторону. И тогда я Кононову не завидую. Водитель автобуса придет и к нему.
Тренер с качествами губки для мытья посуды – проблема, но не единственная. В команде нет лидера. Есть претендент в лице Джикии, но лидера пока нет. Лучший нападающий продан. Того и гляди уйдет и лучший игрок центра поля. На прошедшем Кубке ПариМатч количество ошибок в обороне зашкаливало, а создать что-то результативное впереди получалось только за счет индивидуальных действий и прямых ошибок соперников. Или в случае, когда у команды напротив было 10 человек на поле. Эта схема работает со времен матча в Грозном, когда Глушаков после гола показывал трибунам, что ведет с Ахматом телефонные переговоры.
А тут еще и Федун раздает направо и налево интервью, от которых в сером веществе читателя заводятся опухоли в кепках, а из ушей начинает идти пар. Понять из этих интервью что-либо категорически невозможно, ясно лишь то, что человек пытается доказать всем, что потраченный на Спартак миллиард евро, который вылился в два титула за 16 лет – это успех, а вы вот попробуйте-ка лучше. Леонид Арнольдыч, очевидно, нашел мем «сперва добейся» и решил это взять за основу. Обгони-ка ты сначала моего младшего братца. История учит нас, что слова Леонида Арнольдыча расходятся с реальностью, как в море корабли. И угрозы, что кто-то там не будет судить (а этот кто-то судил и продолжает), и обещание все рассказать (но попозже, в мемуарах, ага) и другие мощные программные заявления про профессионалов. Самая недавняя история – Леонид Арнольдыч сказал, что не поддерживает расширение РПЛ, а спустя три дня поддержал его. Это первое лицо Спартака.
И вот тут я подхожу к давним словам Федуна о том, что футбол – это шоу-бизнес. Который должен существовать по тем же законам. Заявление, с одной стороны, спорное, но с другой дает мне возможность объяснить, почему Спартак сегодня – глухой и мало кому нужный середняк. Причем как с точки зрения футбола (про это можно даже не говорить – глаза у всех есть), так и с точки зрения шоу-бизнеса.
Давайте представим на секунду, что Спартак – это рок-группа с мировым именем. С десятком золотых и платиновых дисков, хитами, гениальными исполнителями. Состав периодически меняется, на место одних музыкантов приходят другие, но приверженность определенному стилю игры, приверженность традициям, качество исполнения песен, уровень постановки шоу – на высочайшем уровне. И люди стабильно ходят смотреть и слушать любимые песни, а потом переслушивать их дома и пересматривать лучшие моменты из концерта. Чтобы дождаться нового выступления и снова на него пойти. Тем более, что там обещают новые хиты, написанные в лучших традициях и отрепетированные до блеска.
А потом генеральный продюсер группы вдруг начинает заниматься херней. Вместо профессиональных музыкантов в группе неожиданно появляются люди, которые не в состоянии быстро переставить пальцы между Am и Dm. Вместо светового шоу – полтора прожектора, которые еще и светят мимо сцены. Звук отстроен отвратно, музыканты несыграны и играют кто в лес, кто по дрова. Не в ритм, в разных тональностях, с импровизациями, но мимо нот. Главный вокалист и лидер коллектива, вместо того, чтобы заниматься своим прямым делом, пением, начинает сраться с композитором, который пишет для него неправильные песни и заставляет вступать не там, где ему самому кажется правильным. И так далее.
Как результат, пришедший на концерт зритель находится в состоянии охеревания от этой кошмарной какофонии. Он потратил свои деньги, купил билет, чтобы послушать любимую группу в ее лучшем виде, а ему вместо шикарного концерта, как еще совсем недавно, подсовывают концерт самодеятельности из Дома Культуры завода «Прожектор». Что делает зритель? Он придет на следующий концерт, в надежде, что тогда просто был плохой день. Но обнаружив, что ничего не поменялось, а стало даже хуже, особенно после смены предыдущего композитора – просто перестанет ходить.
А теперь давайте вспомним трибуны на матчах Спартака поздней осенью, Леонид Арнольдыч. Это вот результат вашей работы в футбольном «шоу-бизнесе».
Ирония в том, что футбольные и околофутбольные деятели, особенно прослойка суперзлодеев под названием «Спартаковские Ветераны», обладают достаточной наглостью, чтобы заявлять, что болельщик «должен». Он должен поддерживать команду в любой ситуации и всегда быть рядом. То есть должен раз за разом приходить на эту феерию бесталанного говна, благодарить, уходя в плохом настроении домой, а потом возвращаться снова. Вот так эти люди понимают футбольный шоу-бизнес. Хотя в реальном шоу-бизе сначала артистов забросали бы помидорами, а потом еще и потребовали бы вернуть деньги за билет. Потому что показанное не соответствует обещанному ни на йоту.
Вот и получается, что болельщик – самое бесправное существо в российском футболе. Он ничего не может и всем должен. Он не может выразить свою позицию, потому что тогда он не настоящий болельщик, но должен заплатить деньги за билет. Он не может высказывать свои эмоции с трубины, но должен вести себя тихо и культурно, а то Маша Командная обидится и уйдет. Он не может пить пиво, но должен покупать сосиски, в которых из натуральных компонентов только краситель Е324. Он не может вывешивать баннеры с критикой, потому что их либо запретят, либо за них оштрафуют, но должен вывешивать поддерживающие, иначе он не настоящий болельщик. Он не может спокойно пройти к своему дому в 500 метрах от стадиона после матча, но должен стоять, как на этапе, зажатый со всех сторон полицией и пингвином идти к метро, даже если ему туда не надо. Пока футболисты и тренеры получают миллионы рублей и евро за свою «работу», выдавая вместо качественного результата какую-то бесформенную шнягу, болельщик ДОЛЖЕН платить за эту шнягу деньги и, желательно, еще и не трындеть. А то ишь.
Отсюда вопрос. Ради чего все это? Ради российского футбола? Про который всем давно все понятно? Или ради команды Спартак, которая активно вытирала ноги о своих болельщиков и их мнение все эти годы? Ради чего мне брать абонемент или билеты на матчи? Ради чего стоять под дождем на пути к метро, окруженным полицией? Ради всего вот этого? Рафинированного, отвратительно сыгранного, бездарно организованного шоу? За это я должен отдать свои деньги? У меня они, допустим, есть, а для кого-то стоимость абонемента – серьезная сумма, которую надо выкроить из бюджета. И снова вопрос – ради чего?
Нет, ребятки. Федун хочет жить по законам шоу-бизнеса – вот пусть и живет. Согласно этим законам – в гробу я видел это халтурное псевдошоу с бездарной организацией. Смотреть-то его не очень хочется, а уж платить – тем более. Научатся играть более-менее нормально, попадать в ноты и ритм, не лажать на скрипке при каждом удобном случае и не сраться из-за собственного непомерного эго – подумаю. А пока у меня есть способ гораздо удачнее потратить эти тысячи. Способ, который включает в себя вкусное пиво, сосиски не из бумаги, сухую одежду и футбол нормального качества. Там, где понимают, что шоу-бизнес – это зрелище. А энергию идущую от поля ты чувствуешь даже сидя за несколько тысяч километров от стадиона, перед телевизором.
Я не хожу на стадион с осени прошлого года. Чего желаю и всем остальным вменяемым КБ. Эпоха мракобесия продолжается. Федун передал выпавшее из потных ладошек Изи и Немого знамя мракобесия и идиотизма, передав его в не менее склизкие ладошки Цорна.
Можно сколько угодно писать хвалебные заказухи про нынешних руководителей. Но в футболе есть хорошее мерило работы руководства и тренера. Это результат. Если результата нет, то все слова это в пользу бедных. Результат продаж абонементов это тоже мерило работы руководства и тренера. Болельшик не хочет платить за суррогат.
Начинается трансляция суперкубка РПЛ, и то чувство, когда понимаешь, что мы как на Луне вообще никакого отношения не имеем к этому ни формально, ни по качеству игры, ни даже в силу какого-то невезения. К нам всем пришел водитель автобуса.
Да, понятно уже - фердун обиделся на болельщиков и махнул рукой на клуб