Карел Поборский: Они ввели меня в искусственную кому. Мое лицо было полностью парализовано
Карел Поборский – легендарный чешский футболист, рекордсмен по числу проведенных игр за национальную сборную Чехии. Несколько лет назад Поборский реально оказался на грани смерти. Представляем вашему вниманию интересный разговор Карела с theguardian об этом случае и о многом другом.
«Если бы я попал в больницу на один день позже, чем это произошло на самом деле, это интервью бы не состоялось. Я приехал в больницу слишком поздно, чтобы определить причину инфекции и они сразу ввели меня в кому. После того, как я проснулся, они спрашивали, как меня зовут и помню ли я таблицу умножения. Все мышцы моего лица были парализованы - это была инфекция мозга. Я провел три недели на карантине в больнице под сильными антибиотиками, которые капали прямо в вену. Я не мог есть, мне приходилось держать глаза закрытыми, потому что я был сильно чувствителен к свету. Я очень испугался.»
Карел Поборский до сих пор не знает, как он заболел летом 2016 года - одна из теорий состоит в том, что его укусил клещ, живущий в его бороде, - но главное, что он теперь здоров. Сидя в холле шикарного лондонского отеля, его глаза танцуют за очками в роговой оправе, и он оживленно рассказывает о своей жизни и карьере.
Карел Поборский был вынужден носить защитные очки для защиты глаз от чувствительности к свету во время пребывания в больнице в 2016 году.
«От этого никуда не деться»: Поборский хладнокровен. Но в то же время источает теплоту и скромность, в то время как некоторые его татуировки, сделанные чешским художником Мусой – либо отдают дань уважения близким, либо - в значительной степени скрыты от глаз, на вид простой, но дорогой одеждой.
К счастью, он уже не похож на худощавого человека, который чуть не потерял свою жизнь три года назад, и только самый внимательный наблюдатель мог бы провести сравнения между 47-летним Поборским и молодым игроком, который отжигал на Евро 96, благодаря чему перебрался в «Манчестер Юнайтед».
Евро 96 был важным моментом для Чешской Республики, которой тогда было всего три года, сформированной в результате провозглашения независимости Словакии.Это был их первый Турнир, и фанаты стекались в Англию в бешенстве, просто чтобы быть там. Игроки были счастливы тренироваться в начальной школе в Престоне и даже договорились сыграть в Бамбер Бридж за несколько дней до начала матча. «От нас никто ничего не ожидал», - улыбается Поборский. «Мы были темной лошадкой. Мы могли только удивить».
И они удивили. После поражения 2-0 от Германии последовали шокирующая победа 2-1 над Италией – где Поборский выдал кросс на Павла Недведа - и захватывающие 3-3 с Россией, в которой еще одна будущая звезда, Владимир Шмицер, сравняла счет.
В четвертьфинале Поборский был центральной фигурой матча, забив один из лучших голов турнира, оформив тем самым победу со счетом 1:0 над Португалией.
Нереальный удар парашютом через Витора Байя с края штрафной - это был момент волшебства, который решил исход напряженного матча. «В сборной я провел около 120 матчей и забил только восемь раз, что показывает, что моя игра была основана на том чтобы поддерживать других», - говорит Поборский. «Но некоторые из мячей, которые я забил, были особенными».
Дальше он забил в серии пенальти на «Олд Траффорд», нокаутировав Францию в полуфинале и после проиграл Германии со счетом 2:1 на «Уэмбли». «Перед финалом мы чувствовали, что вся Англия болеет за нас, потому что Германия победила их в полуфинале. В крошечной старой раздевалке я чувствовал, что три четверти стадиона поддерживают нас, и это было удивительное чувство.
«Сэр Алекс Фергюсон приехал в отель в Престоне, чтобы навестить меня незадолго до финала, и спросил, хочу ли я переехать в «Манчестер Юнайтед», и, очевидно, я ответил «да», - говорит Поборский, родившийся в Требоне, недалеко от австрийской границы, в 1972 году. «Как только он услышал мой ответ, он ушел. Месяц спустя я уже играл в Манчестере…
Вы должны понимать, я из маленького городка с населением 4000 человек. Проживая в Чехословакии при коммунизме, никому не было позволено официально изучать английский, немецкий или что-то еще. Так что у меня не было никаких языковых навыков, ничего».
Поборский везде говорил о том, какой он впервые увидел Англию «закрытой, холодной страной», но также рассказывал, что «Юнайтед» приложил особые усилия, чтобы он чувствовал себя желанным гостем. «Все было с ног на голову», - вспоминает он. «Все кружилось перед глазами. Прошло семь лет после Бархатной революции (конец коммунистического режима), поэтому я приехал из дикого времени Чешской Республики. Языковой барьер был самой большой проблемой. Это было сложно и для «Юнайтед». В то время на базе было только одно поле, и на тренировках они использовали руки, флаги и жесты. Я наконец узнал, что они хотели.»
«Я был так удивлен тем, как тепло меня приняли игроки. Теперь я понимаю, что чем вы успешнее и увереннее, тем легче принять других. Мы - команда, и все хотели, чтобы я чувствовал себя желанным гостем. Особенно Эрик Кантона и Пол Скоулз. Райан Гиггз также очень хороший человек».
Поборски провел в «Юнайтед» всего 18 месяцев, в основном из-за молодого таланта Дэвида Бекхэма. «С Бекхэмом не было личной конкуренции», - говорит Поборский. «Он очень меня поддерживал, часто спрашивал о моей семье.
Йорди Кройф также был там в то время, и он также не часто играл. Иногда я играл за резервы, но Йорди говорил: «Нет, я не пойду. Я здесь для первой команды. Может быть, поэтому фанаты любили меня и до сих пор помнят меня; потому что они могли видеть мой энтузиазм и что я был готов на все. Не имело значения, сыграл ли я весь матч или только последнюю минуту. Я принял тот факт, что Бекхэм был номером один, и я был вторым в очереди.
«Я пошел к Фергюсону и объяснил, что хочу играть, и он нашел мне три или четыре клуба в Англии. Маленькие клубы, как Лидс. Но я получил предложение от «Бенфики» и в январе 1998 года уехал в Лиссабон. Через шесть месяцев меня признали лучшим игроком в Португалии, но до сих пор мое сердце бьется за «Манчестер Юнайтед».
После своего чрезвычайно успешного выступления за «Бенфику» и перехода в 2000 году в талантливое «Лацио» где в составе были Недвед, Алессандро Неста, Диего Симеоне, Марсело Салас, Хуан Себастьян Верон, Эрнан Креспо и другие, Поборский завершил свою карьеру в Чешской сборной, после того как помог им дойти до полуфинала Евро-2004, в котором он был признан лучшим ассистентом. Больше матчей за Чехию провел только Петр Чех.
В наши дни Поборский является директором академии Чешской футбольной ассоциации, играет в гольф с Недведом, и был выбран послом Евро-2020.
Если вам понравилась публикация, подписывайтесь и ставьте плюсы