Трагедия «Медных Пуль». Почему случилась катастрофа 1993 года
Сборная Замбии 1993 года была лучшей в истории страны, но она так и не реализовала свой потенциал после того, как самолет с членами этой команды разбился в 500 метрах от столицы Габона.
Замбия по настоящему заявила о себе на Олимпийских играх 1988 года, победив сильную Итальянскую сборную со счетом 4:0, а Калуша Бвалия, легендарный замбийский футболист, лучший футболист Африки 1988 года, лучший футболист Замбии XX века по версии Международной федерации футбольной истории и статистики, а ныне Президент Футбольной ассоциации Замбии, сделал хет-трик.
Калуша (Бвалия настолько распространенная фамилия в Замбии, что его в основном называли имени) был звездой этой стороны, технически одаренным и сильным форвардом. Когда ему было 20 лет, он был замечен одним бельгийским скаутом и переехал в Серкль Брюгге, а затем, после Олимпиады, в ПСВ Эйндховен. Это был переход, который спас его жизнь.
Замбия пропустила чемпионат мира 1990 года, но тем не менее после Олимпиады в стране был футбольный бум. «Нкана Ред Девилз» дошли до финала Кубка африканских чемпионов в 1990 году, а «Рейнджеры» выиграли Кубок африканских кубков в следующем году. В 80-е в этот вид спорта были вложены большие средства как со стороны правительства, так и национализированной медной промышленности, чему способствовал тот факт, что президент Кеннет Каунда очень любил футбол. Многие политики так или иначе увлекаются футболом, но его страсть была подлинной.
Он управлял Замбией в течение 27 лет, но к концу 80-х экономическое состояние страны было в плачевном состоянии. Из-за нехватки средств Замбия была вынуждена отказаться от проведения Кубка африканских наций 1988 года, и в 1991 году Каунда оставил свою должность. Когда медные рудники перешли в частные руки, финансирование футбола постепенно сошло на нет.
У национальной федерации (FAZ) не хватало средств на аренду самолетов и даже на оплату простых рейсовых мест, отправляться на выездные игры становилось все сложнее. Зачастую они обращались к военно-воздушным силам Замбии и просили одолжить им самолет. Было много проблем, не только экономических; в августе 1992 года, незадолго до квалификации на чемпионат мира, председатель FAZ Ябес Зулу и его помощник Уилфрид Монани были временно отстранены от работы после того, как средства, заработанные в туре по Корее, куда-то «исчезли».
Замбия выиграла свои первые две игры на первом этапе квалификации ЧМ, но затем возникла обычная для них проблема - выезд на Мадагаскар, и отсутствие денег. Они позаимствовали самолет ВВС Замбии, как они это делали не раз. Пилот настоял, чтобы игроки летели в своих спасательных жилетах, так как полет был над Индийским океаном. Игроки шутили по этому поводу, делали беззаботные фото, но было осознание того, что на самом деле шутить тут не о чем. «Ребята, - говорил Калуша, - всегда говорили: «Этот самолет нас когда-нибудь убьет».
Замбия проиграла ту игру, что привело к увольнению главного тренера Самуэля Нхдлову. Его сменил Годфри Читалу. Возвращаясь домой на том же самолете после игры отборочного турнира «Кубка Африканских Наций» с Маврикией, молодой замбийский форвард Кельвин Мутале поговорил с журналисткой Бьюти Лупия, сказав ей, что даже если самолет упадет, они будут в безопасности, потому что он сможет приводниться. Она его успокоила, но заметила, как самолет изо всех сил пытался набрать высоту.
Неделю спустя игроки снова сели в этот самолет чтобы отправиться на игру против Сенегала. Калуша и Чарльз Мусонда из «Андерлехта» пропускали игру на Маврикии, поэтому на матч с Сенегалом добирались своим ходо, отдельно от команды. Капитан самолета, Фестон М'Хон, хотел вылететь из Лусаки в Браззавиль, затем в Либревиль и Абиджан, и только потом прилететь в Дакар. Весь этот долгий маршрут возник по причине необходимости огромного количества дозаправок. Но в процессе возникла задержка, так как это военный самолет Замбии, пилотам было отказано в пересечении конголезского воздушного пространства.
Было принято решение лететь прямо в Либревиль. Самолет приземлился и дозаправился. По словам министра транспорта Габона, он прошел обычные текущие проверки и затем снова взлетел. Через две минуты он взорвался, убив всех пятерых членов экипажа и 25 пассажиров.
Приводнялся самолет или нет, уже не имело значения. Мутале, которому тогда было 23 года, был один из погибших. Шесть членов олимпийской сборной 1988 года, в том числе вратарь Эффорд Чабала, также погибли. Вместе с ними и 19-летний Моисей Чиквалаквала, лучший молодой игрок 1992 года в Замбии.
Позже, как это часто происходит, было много разных версий и слухов, в том числе, что самолет был сбит габонскими военными, принявшими его за врага. На фоне этой версии были даже разорваны дипломатические отношения между Габоном и Замбией, каждая из сторон пыталась обвинить другую. В самолете к тому же не было черного самописца. В конце концов, в 2003 году, официальный отчет был выпущен. Виной катастрофе послужил дефект в левом двигателе.
В дальнейшим, Калуша стала центральным элементом новой команды, которая стала известна как «Чиполополо», или «медные пули». Под руководством двух датских тренеров, а затем бывшего игрока «Сандерленда» Яна Портерфилда сплотилась новая молодая сборная. Калуша забил гол Зимбабве, который вывел Замбию на Кубок Африканских Наций 1994 года.
На нем Замбия была огненной. И казалось, что на пути к кубку их уже никто не остановит. Они дошли до полуфинала, обыграли там Мали со счетом 4:0. Но «Нигерия» где блистал Джей-Джей Окоча и многие другие были слишком сильны, в финале Замбия уступила им со счетом 1:2.
В 2012 году Замбия все-таки выиграла Кубок Африки, переиграв в финале команду Кот-д'Ивуара лишь в послематчевой серии пенальти - 8:7 Эту победу замбийская сборная посвятила футболистам, погибшим в 1993 году в авиакатастрофе.
Если вам понравилась публикация, подписывайтесь и ставьте плюсы