15 мин.

Константин Зырянов: «После неудачного матча молодежь должна рыть землю»

В самый разгар межсезонья в студию Радио Зенит пришла легенда «Зенита» – бывший полузащитник нашего клуба и сборной России, а также старший тренер «молодёжки» сине-бело-голубых – Константин Зырянов. В беседе с Игорем Евдокимовым наставник подвел итоги выступления резервистов в молодежном первенстве, чем впечатлили юные футболисты в минувшем сезоне, а также готов ли «Зенит» к возвращению в Лигу чемпионов.

 

- Константин, Вы не в первый раз приходите к нам в эфир: 9 ноября 2017 года Вы анонсировали окончание игровой карьеры, 15 мая 2018 Вы как наставник «Зенита»-2 резюмировали итоги сезона со второй командой. Сейчас мы обсуждаем сезон, который вы провели у руля молодёжного «Зенита». Чуть больше полутора лет, а столько событий…

- Да, целый калейдоскоп!

- Вы легко привыкаете к тому, что все меняется или все равно голова кругом идёт?

- Жизнь вообще пробегает очень быстро. Каждому человеку хотелось бы стабильности в работе, но сейчас она есть, я второй год тренирую молодежный состав. Еще бы стабилизировать этот состав, тогда бы вообще было бы отлично. В этом году у нас опять будет много новых футболистов. В принципе команду нужно создавать заново.

- В это полугодие, потому что в следующее может всё поменяться.

- Да, согласен. К тому же у нас через полгода закончится, а может быть и не закончится, юношеская Лига УЕФА, поэтому «будем посмотреть».

- Мы ждём возвращения в этот турнир с нетерпением. Как показывает практика, разные международные турниры по-разному помогают людям, но опыт юношеской Лиги УЕФА заметен всегда.

- Конечно. Скажу так: это определенный экзамен для нашего петербургского футбола, для нашей Академии. Мы воспитываем футболистов и смотрим, смогут ли они быть конкурентоспособными на уровне лучших Академий Европы.

(вопрос слушателя): - С «Зенитом» находятся на сборах игроки второй команды – Прохин, Мусаев и Мостовой. Чего от них стоит ждать болельщикам, могут ли они претендовать на место в стартовом составе «Зенита»?

- Отличный вопрос, но его нужно переадресовать Сергею Богдановичу Семаку.

- Данила Прохин с Вами тренировался и не смог пробиться в основной состав в молодежном первенстве, и вдруг он заиграл в «Зените»-2. Многие спрашивают, «Как так?», но кажется, что это живая человеческая история.

- Да, живая человеческая история. Многие спрашивают, мне тоже интересно. Человек, который провёл за нас всего три матча, в которых мы проиграли, через полгода оказывается в «Зените»-2, перепрыгнув молодежный состав. Значит, всё получилось. Он играет в юношеской сборной России у Кержакова Александра Анатольевича, Владислав Николаевич Радимов его выпускал на поле, сейчас он поехал с основным составом.

- Данила говорил, что его очень трясло, когда получил капитанскую повязку, но она, как ни странно, помогла. Много подобных ходов бывает в работе с молодёжью?

- Конечно, хорошо, но это палка о двух концах. Мы говорим о хороших примерах, но много молодых людей, которые не справляются с такой огромной ответственностью. Об этом почему-то всегда умалчиваем.

- Леон Мусаев успел поработать со всеми тренерами «Зенита», в том числе и с Вами. Можно сделать про него хоть какие-то промежуточные выводы?

- Определенные выводы можно делать по контрольным матчам на сборах, которые Леон провёл с основным составом. Он неплохо выглядел. Сергей Богданович давал ему небольшие шансы, он выходил на замену, но что мог – то показал. По крайней мере, ничего не испортил – это уже большой плюс для Мусаева.

- В молодом возрасте это главный критерий: вышел – сделай, как надо!

- Во-первых, тебя окружают футболисты высокого уровня. В команде «Зенит» собраны хорошие игроки, думаю, там проще играть, чем, например, в командах ниже уровнем.

- Но практика говорит об обратном: пробиться в условный середняк или команду, сражающуюся за выживание – попроще, а в основной команде до последнего будут сомневаться.

- Да, будут сомневаться, потому что команда решает большие задачи. Нужно становиться чемпионом каждый год, удачно выступать в Лиге чемпионов. Пока Мусаев – запасной игрок. Даже не запасной обоймы, а дважды запасной, будем так говорить.

(вопрос слушателя): - Как Вам идея создания чемпионата РПЛ U-17? Кто будет работать тренером в этой команде?

- Пошли реформы от Александра Валерьевича Дюкова. Думаю, чемпионат сделан для тех команд, которые не могут участвовать в молодежном первенстве премьер-лиги, потому что там будут играть команды «Строгино», «Чертаново». Участвовать будут 12 команд. Не знаю, как они там распределяться. По моим слухам, зенитовскую команду U-17 будет возглавлять наставник, который тренирует в Академии футболистов 2002 года рождения - Игорь Лебедев.

- Некоторые его подопечные у Вас заиграли этой весной в молодежном составе. В частности, яркий пример из тех, кто пришел и сразу закрепился – Роман Ногтев?

- Думаю, что Ногтеву нужно продолжать играть в молодежном составе, что он, наверно, и будет делать. Скорее всего, мы возьмем одного-двух футболистов 2002 года, потому что у нас катастрофическая нехватка игроков предыдущего года, а осенью старт юношеской Лиги УЕФА, где должны играть футболисты 2001 года рождения.

- Многим кажется, что молодежный чемпионат – это одно название, а выходить на поле можно и в 25 лет. Но на самом деле надо заявляться, согласно своему возрасту, а это не старше 20 лет на момент начала первенства?

- Да, сейчас идет небольшая реорганизация. В прошлом сезоне был чемпионат U-21, а с этого года – U-20, но он тоже переходный турнир, потому что со следующего года будет U-19. Причем разрешается выпустить на поле трёх футболистов, которые старше на один год.

- А что тогда делать ребятам в 20-21 год – идти в профессиональные клубы?

- Думаю, это сделано для того, чтобы команды ПФЛ набирали молодых футболистов.

- Или если игроки подходят по уровню, то команды ФНЛ и премьер-лиги?

- Да, сейчас реформа тоже заставляет включать в заявку ФНЛ одного футболиста, а в ПФЛ два игрока 1998 года рождения. Со следующего года то же самое, то есть нужно, чтобы молодые футболисты выходили на поле.

- В ПФЛ и ФНЛ засиживается много людей, которым за сорок, но это не от хорошей жизни. Они, может быть, уже бы повесили бутсы куда надо, но вместо них никого не найти. А теперь придется искать ребят помладше.

- Согласен. Это хороший вариант, но мы можем оценить работу реформы через год, два, три. У нас же как: реформа есть, если год не получилось – давайте другую. Нужно посмотреть, как она действует на протяжении долгого времени.

- Похожее было в немецком футболе, когда сборная Германии состарилась до невероятного состояния. Когда футболисты в стране кончились, срочно организационными пинками ввели норму внедрения молодых игроков. И сейчас мы видим невероятную конкуренцию в национальной команде.

- Немцы есть немцы. Они организованные люди. Недавно читал интервью Леонида Слуцкого и удивился, как работают федеральные программы. Все держится на энтузиазме людей, футболистам самим приходиться выбиваться.

- Сергей Галицкий говорил, что главная задача – сделать так, чтобы клуб жил и без него. Сейчас, если он не сможет руководить клубом – кранты. Нужна грандиозная система или перемены в сознании людей?

- Не понимаю, как можно сделать, чтобы клуб жил без него. Деньги-то Галицкого. Он уйдёт, а деньги оставит? А кто придёт на эти деньги, человек, который захочет завладеть ими? Всякое может быть, но все зависит от людей. Нужно оставить столько денег, чтобы клуб существовал как можно дольше. Нужны профессиональные люди, которые смогут управлять этими деньгами и клубом – это самое главное.

- Должно быть прописано, условно, в контракте, что если возглавляешь мою фирму, то заботься о футбольном клубе, иначе – уходи.

- Хороший контракт! (смеётся) Здорово! Надо взять на заметку.

- В молодежном первенстве зенитовская команда заняла пятое место. В молодежном чемпионате всё зависит от конкретного места или мы говорим о потенциале всей команды?

- Мы стараемся развивать футболистов, чтобы они показывали индивидуальные качества, но не забывали, что должны вписываться в командные взаимодействия. Приведу пример, знаете, что в «Барселоне» играет футболист Леонель Месси?

- Что-то слышал.

- У него индивидуальные качества на высоком уровне?

- На высочайшем!

- Как он вписан в команду «Барселона»?

- Я бы сказал, «Барселона» вписана в него.

- Важна командная игра. Возьмем сборную Аргентины. Не может команда играть, но он же индивидуально сильный?

- Говорят, он решает, как будет играть сборная Аргентины. Даже тренера ставят, чтобы с ним не спорил.

- Должна быть командная игра независимо от индивидуальных качеств. Плюс – результат. Вот все говорят, что нам результат неважен. Но как не важен? Надо воспитывать футболистов так, чтобы они стремились, показывая хороший футбол, добиваться положительного результата. Только так мы можем воспитать победителей, которые, придя в «Зенит», будут бороться за первые места. Если от них не требовать результата, то они и в основной команде не будут выигрывать. Но так нельзя! Наверху нужны только победы.

- Все команды, которые приезжали в гости к «Зениту» в молодежном первенстве, не были сильнее. Назовите основные причины, почему не удалось попасть в тройку.

- Много можно найти причин. Тут же и нехватка опыта у старшего тренера. В некоторых моментах можно было бы действовать универсальнее: давал игрокам больше игрового времени, запасных много выпускал, развивая футболистов со скамейки, из-за этого теряли очки в конце матчей. Самое интересное, что сейчас этих футболистов нет в команде. Какой был смысл развития этих футболистов? То есть над чем работать, стремиться? Я не был знаком с молодежным первенством, а теперь я погрузился и знаю, как воспитывать футболистов, чтобы они добивались результата.

- Молодежный «Зенит» показывает зрелищный, яркий, вдохновенный футбол. Команда нацелена на созидательную игру?

- В первую очередь мы отталкиваемся от своей игры. Пытаемся оказывать давление на половине поля соперника. Наши защитники играют высоко от своих ворот, стараемся играть в современный футбол. Тренерский штаб смотрит чемпионаты Германии, Италии, Испании, Голландии иногда Англии. Особенно интересно смотреть немецкий чемпионат, где все команды оказывают высокое давление на соперника независимо от места на поле, как у нас говорят в народе – прессинг. А дальше накрывают соперника у их штрафной. Мы пытаемся сделать то же самое и привить это нашим футболистам.

- В этом сезоне запомнились два домашних матча. Первый – поединок с «Ахматом», где феерию выдал Никита Симдянкин, который в итоге стал лучшим бомбардиром, а второй матч, конечно же, с «Уфой», где была ужасная погода. Что дополнительного можете сказать об этих матчах?

- Учитывая, что у нас получил травму единственный на то время нападающий Максим Бачинский, поэтому не от хорошей жизни мы на матч с «Ахматом» поставили в нападение Никиту Симдянкина. Спросили: «Сможешь?» Он ответил: «Да». Я так понимаю, что он в начале чемпионата выступал на позиции нападающего вместе с Даниилом Шамкиным, и неплохо выглядел. За счёт своих габаритов продавил оборону, обыграв защитников «Ахмата», забив первый гол. А второй – просто мастерски исполнил дальний удар, перекинув мяч через допустившего ошибку вратаря.

- Для молодого футболиста такие матчи нужны. После этого он будет знать, что точно может?

- Да, но главное – как устроена голова у футболиста, что в ней творится после таких матчей. Знаю, что у Никиты все в порядке с головой. Думаю, он не будет взлетать слишком высоко. Чуть взлетел, опустился и – снова продолжать работать. Что касается второго матча с «Уфой», мне кажется, его надо вынести за скобки и оставить там, где он и остался – в прошлом чемпионате. Из-за погодных условий просто даже нечего комментировать – там не было никакого футбола.

- У соперника вместо молодёжки вышла команда, выступающая в ПФЛ, потому «Уфа» очень хотела выиграть матч с «Зенитом». Очень приятно, что оппоненты так настраиваются даже на молодежный состав.

- Думаю, что в следующем году на нас будут еще больше настраиваться, потому что в молодежном первенстве мы будем представлять чемпиона страны, город чемпиона – Санкт-Петербург. Все будут на нас настраиваться вдвойне.

- В новом чемпионате мы увидим совсем другую команду, как это часто бывает?

- Абсолютно. В первый тренировочный день из прошлогодней команды на поле вышли всего восемь человек. Единственное, что тренировались два человека 2000 года – Владислав Молчан и Максим Смирнов. Всего занимались 12 человек, в том числе четверо находились на просмотре.

- Какова судьба тех, кто не продолжит карьеру в молодежном «Зените» – вторая команда либо аренда?

- Да, поиск других клубов после окончания контракта или выбор другой профессии. Это кто что для себя выберет.

- Традиционно высока конкуренция во вратарской линии. Как можете оценить игру Николая Рыбикова, который попадал в заявку основы третьим вратарем?

- Николай много нам помог, но молодым футболистам свойственно ошибаться. Они не могут все матчи проводить идеально. Когда Николая из основного состава спускали к нам, то у него что-то шло не так. Тренеру по вратарям Юрию Александровичу Окрошидзе приходилось с ним больше работать, чтобы вернуть парня в нормальное состояние. Через один-два матча Николай снова показывал тот футбол, который мы требовали.

- А в целом после того как ребята возвращаются из основы, со всеми нужны реабилитационные работы?

- Есть разные люди. Например, Мусаев нормально относится к тому, что ездит с основным «Зенитом». А есть и наоборот. Вспомним Скроботова, который считался чуть ли не звездой, когда забил мяч «Динамо», но потом провалил следующий матч с Тулой. Ну и где сейчас Скроботов?

- В «Зените»-2.

- Отлично, но он 2000-го года рождения, поэтому может даже играть за молодежный состав, но если он окажется у нас – это не очень хорошо. Конечно, очень приятно тренерскому штабу, когда на молодых футболистов обращают внимание в основной команде. Значит, мы не зря работаем. Хотелось бы, чтобы их было больше, поэтому нужно работать еще лучше.

- У Вас жесткие критерии попадания в основной состав молодежки?

- У меня все просто – играют те футболисты, которые сильнее в игровом плане. На момент матча они должны играть в футбол лучше тех, кто остается на скамейке запасных. Мы обращаем на них внимание в тренировочном процессе, смотрим, как они сыграли предыдущий матч. Тогда даём шанс, если человек не использовал его – он не играет. Всё логично, как во всех профессиональных командах. Хочу еще уточнить. Вот нам говорят: «Вы развиваете футболистов». Но на домашнем матче у нас в заявке могут сидеть 23 футболиста, из них на замену можно выпустить семь человек. То есть сыграют всего 18 футболистов. Скажите, пожалуйста, сколько из них попадут в основной состав или «Зенит»-2? В первую команду, возможно, ноль, а во вторую, возможно, шесть, судя по тому, что ушли шесть человек. Так, может быть, будем развивать шестерых, а не 18 человек, непонятно почему делая семь замен? По статистике, в конце матча мы пропустили больше всего мячей: с 75-й по 90-ю минуты. Для чего мы даем это время – чтобы люди выходили, а команда пропускала? Нет, так не пойдет. Более того, если разбирать те матчи, в которых мы вырывали победы, то там мы не делали замен, пытались выиграть тем составом, который показывал конкурентоспособный футбол. Мы давали людям шанс при счете 4:0, но когда они выходили, становилось – 4:2. Какой смысл мне выпускать таких футболистов в следующий раз? Я буду думать. Потом на тренировке игрок должен землю рыть, чтобы попасть в состав. И так на протяжении всей карьеры. Пусть привыкают с молодежного первенства.

- Константин, есть тенденция, что молодые игроки в 18-19 лет уезжают играть не в Испанию и Англию, а в Финляндию, Польшу и Чехию. С чем связано, что они выбирают страны «попроще»?

- Я не знаю, что их в этих странах привлекает.

- Может, «выйти из зоны комфорта», чтобы ты сам приехал и сурово трудился?

- Возможно, но я не знаю, кто следит за этими чемпионатами.

- Но ведь вызвали же Комличенко в сборную России из чемпионата Чехии?

- Как хорошо! А сколько он в Чехии пробыл?

- Полтора года или год.

- Посмотрим, как он дальше себя проявит.

- С другой стороны, может быть, он хотел играть в «Зените», а мест нет.

- Все люди разные, кому-то просто не хочется уезжать, а кого-то влекут поездки. Мы все по-разному смотрим на мир и не можем говорить за других футболистов. Он думает и решает сам за себя.

- Сборная России показала яркую игру на чемпионате мира по футболу, но не вышла в дивизион выше в Лиги наций. В отборочном цикле наша национальная команда одержала три победы из четырех, проиграв только сборной Бельгии. Как оцените выступление команды Станислава Черчесова?

- Всё идет по плану. Сборная Бельгии занимает первое место в рейтинге FIFA, а россияне находятся в пятом десятке. Это неплохо, но остальные команды сборная России обязана обыгрывать.

- Многие говорят, что не нужно уделять много внимания крупной победе над командой Сан-Марино. Факт того, что забили 13 мячей карликовому государству и Казахстану – пустяки или он что-то значит для футболистов?

- По этому поводу – кто хочет писать, тот пусть и пишет. Однажды Владимир Бесчастных после матча с «футбольным карликом» сказал, что как сборная не сыграет, все равно найдутся недовольные.

- Вам доводилось играть против команд такого уровня – тяжело?

- Сейчас все «карлики» уже научились обороняться.

- После чемпионского сезона «Зенит» нуждается в усилении?

- Конечно, необходимо, чтобы футболисты видели конкуренцию. Большое заблуждение, что после чемпионского сезона не надо никого покупать и усиливать команду.

- Согласны с тем, что у «Зенита» сейчас очень возрастной состав?

- А какой средний возраст?

- У «Зенита» – 28,3, у ЦСКА – 23,9. К примеру, у «Краснодара» – 26,9, а у московских клубов «Локомотив» и «Спартак» – 28,9 и 26, соответственно.

- Вот и посмотрите, кто занял первое и второе место в чемпионате?

- «Зенит» и «Локомотив».

- В этих командах находятся опытные футболисты, которые смогли решить задачу в чемпионате России.

- Но ведь развиваться тоже нужно?

- Для этого мы и работаем с молодежным составом.

- Василий Александрович Костровский отмечал важность того, что в «Зените» тренеры всех трёх команд одного футбольного поколения и хорошо знают друг друга. Это помогает в работе?

- Да, мне легко работается (с Сергеем Семаком и Владиславом Радимовым).

- В этом году кажется, что сезон не заканчивался. Месяц отдохнули, сейчас команда находится на сборах, а совсем скоро опять чемпионат. Хорошо это или плохо?

- Для футболистов сборной – не очень хорошо. Например, игроки, которые участвовали в Мемориале Валентина Гранаткина, 14 июня закончили турнир, а 21 июня уже вышли на тренировку. Этого времени недостаточно для отдыха. Конечно, мы будем давать им паузы, чтобы они отдохнули, потому что в молодом возрасте можно и перегореть. А лично мне – комфортно.

- Говорят, что футболисты уже перестают отдыхать. Есть такая тенденция или же все-таки это преувеличение?

- Игрокам сборной тяжелее всего, но это шанс для запасной обоймы.

- Как оцениваете расширение РПЛ до 18 команд?

- Мне хорошо – чем больше игр, тем лучше. Главное – чтобы все команды были конкурентоспособны.

 

Фото: soccernews, sportbox, piter