«Ла Масия больна»
Материал принадлежит Чави Торресу.
11 февраля Хавьер Вилахоана был назначен ответственным директором «Ла Масии 360». 1 марта «Барса» заключила контракт с Чави Мартином в качестве директора академии и договорилась расширить территорию, чтобы положить конец текущему кризису. Мартин уже работал в клубе директором по связям с общественностью во времена президенства Росселя, а теперь он вернулся и взялся за работу, напрямую связанную с полем. Деталь немаловажная. Но если Бартомеу и совет хотят поощрять свою школу, зачем создавать новый проект, менять руководителей двух должностей, заменять Альберта Солера и сводить к минимуму историческую роль Карлеса Фольгера, который провел в структуре академии 17 лет. Что происходит с «Ла Масией»?
20 октября 1979 года «Барселона» торжественно открыла La Masia de Can Planes в качестве резиденции для юных игроков, которые жили далеко от города. На тот момент школа включала в себя всего 12 футболистов. Однако у клуба возникла необходимость перенести расположение академии к северу от «Камп Ноу» и разместить там еще 48 человек. Наконец, 20 октября 2011 года был представлен новый тренировочный центр, названный в честь легендарного Ориоля Торта, вмещающий в себя 83 спортсмена. За это время самоотверженному начальству и работникам академии, координаторам и тренерам удалось поднять уровень резиденции, которую стали выбирать родители, находившиеся перед выбором и получшие предложения для своих детей от клубов вроде мадридского «Реала».
Весь опыт, накопленный за эти годы, завершился проектом «Ла Масия 360», сопровождающим спортсменов с момента их прибытия в клуб. Отличная идея, которую Хосеп Бартомеу доверил Альберту Солеру и Хавьеру Сорбино, руководителям в области стратегий и знаний.
Презентация проекта. Сезон 2016/17
Цель заключалась в том, чтобы профессионально организовать работу, которая проделывалась в академии практически на добровольной основе. Не забывая о том, что дети приехали в «Барсу» ради спортивного аспекта, проект должен был оценить все, что включалось в их повседневную жизнь за пределами поля, то есть эмоциональные, психологические и академические проблемы. Кроме того, намерение «Барсы» заключалось в том, чтобы расширить комплексную подготовку, изучая историю, особенность и ценности клуба. Персонал был увеличен. Замечательный проект.
Звучит прекрасно, но идея ничто без нужных людей. Альберт Солер, доверенный человек президента, отвечал за их выбор, начиная от директора. И хотя сразу стало фигурировать имя Пере Гратакоса, бывшего игрока молодежных команд блауграны, Солер выбрал Карлеса Фольгера, главу академии и всех ее подразделений с 2002 года. Назначение прошло не очень хорошо. Пеп Сегура был недоволен, поскольку он ставил на Гратакоса, который бы предоставил ему полный контроль над «Ла Масией».
Второе противостояние между Сегурой и школой произошло через несколько месяцев после открытия проекта. Серхио Вальесильо назначили директором резиденции. Вальесильо появился в клубе благодаря Пау Виланове, которому он финансово помогал с компанией по дизайну интерьеров.
Он стал помощником в детских командах и вскоре связался с Сегурой. И сразу же вступил в конфликт с Фольгерой. Он заменил Хуанхо Луке. Сегура перевел Вальесильо в свою область. Решения Фольгеры отличались от Сегуры, и личные взаимоотношения нарушились. Как результаты академии могут быть хорошими, если руководители между собой не ладят?
Кризис программ
В рамках проекта была запущена отличная комплексная программа по уходу за спортсменами во главе с Анной Мерайо. Мы говорим о четырех областях поддержки для всех игроков в пяти профессиональных секциях: учебное, психологическое, эмоциональное и академическое образование. В 2005 году «Барса» поручила компании Eduvic (общественному инициативному кооперативу с более чем 20-летним опытом) проводить учебную работу.
Прямо сейчас есть 17 репетиторов – с соотношением один на каждые 15 игроков, проживающих в академии и на каждые 35-40 нерезидентов. Они следят за всеми сферами жизни для выявления проблем и поиска решений. Каждую неделю они встречаются с директором Хуанхо Луке, чтобы устанавливать цели.
Однако, в случае с футболистами программа не сработала. И Пеп Сегура не оказал никакого давления. Он считает, что игроки уже достаточно загружены, чтобы тратить свое время на нефутбольных специалистов.
Такая практика бюрократизации подвергается критике, а порой и спортсменам оказывается мало поддержки в выходные, когда проходят матчи. И хотя программа продолжает действовать, уровень доверия между сторонами нарушен. Тренеры, следуя указаниям своего босса, не считают это обучение необходимым. Игроки «Кадета», которым 14-15 лет, находятся на последнем этапе обучения, но это самый важный период для всех подростков. Они отвечают наставникам то, что те хотят услышать и чтобы побыстрее закончить с тестами. Тогда какой смысл в практике, если процесс несовершенен? Пеп Сегура считает, что такая работа должна выполняться не персоналом за пределами футбольного поля, которым он руководит, а вторыми тренерами каждой команды. Педагоги не согласны.
Нужно сказать, что секции баскетбола, гандбола, футзала и хоккея более удовлетворены, потому что, в отличие от футбола, там люди заинтересованнее. В любом случае, Eduvic в этом году обошелся клубу в 900 тысяч евро.
На психологическом уровне есть два типа помощи: первый предоставляют два специалиста из психосоциальной сферы, и второй – двумя спортивными психологами. И опять же несоответствие критериев между сторонами. По данным академии ежегодно 40-50 случаев, когда дети сталкиваются с проблемами (серьезные болезни членов семьи, разлуки с родителями, экономические проблемы), в то время как спортивная команда полагается на работу самих тренеров.
Что касается третьей программы, посвященной эмоциональному воспитанию, академия наняла компанию La Granja и разделила расходы с фондом клуба (50000 евро + 50000 евро в год), чтобы разработать ее, и она оказалась неудачной. Футболисты не завершили первый сезон, а остальные виды уже ее покинули.
Четвертая программа – академическая, под руководством Анны Амелибии. Большое количество парней учатся в школе León XIII, но клуб предлагает более широкий выбор. Например, чтобы конкурировать с другими клубами, такими как «Реал Мадрид» или «Баскония», иностранцы, которые попадают в баскетбольные команды, учатся в международных школах, таких как Col legi Europa, Sant Cugat del Vallès или l’Escola Àgora. В учебном центре Stucom есть школьные классы, и курсы среднего и высшего профессионального образования, а в центре Sant Francesc – профессиональная подготовка. В студенческом возрасте клуб выделяет на стипендию каждого игрока 3000 евро. И вновь педагоги и спортивные наставники не сходятся во взглядах. И это несмотря на то, что «Барса» обязуется перед родителями совмещать спорт и образование. «Меня даже отстраняли на время от занятий», – говорит один из игроков. И не было никаких последствий. Они просто закрывают глаза на такое.
В проекте «Ла Масия 360» есть и другие программы. Например, «Тренируйся, чтобы стать профессионалом» для молодых специалистов и «Служба профессиональной переподготовки» для ветеранов. Что касается второй, ничего не было сделано. А первой клуб очень гордится.
Совет директоров, ответственных за академию
Несмотря на то, что футбольная сфера обходится без дополнительной помощи, в этом сезоне были организованы три группы с почти 90 спортсменами (мужчинами и женщинами) с целью подготовки их к ближайшему будущему за пределами поля. Курс включает себя 10 персональных занятий и в режиме онлайн, чтобы получить знания в области спортивного маркетинга, навыки публичных выступлений, социальных сетей, финансов и предпринимательства. Если кто-то хочет создать свой летний лагерь, он узнает все необходимое. К примеру, Рики Пуч был одним из студентов, который пережил много трудностей.
Резиденция: офисы с душевыми
Открыв новое здание в 2011 году, общежитие сделало большой шаг вперед. Удивительно, что в учебном центре Ориоля Торта, который был душой старой «Ла Масии» и умер от рака в 1999 году, нет ни одной его фотографии. Это пятиэтажное здание для размещения 83 спортсменов и площадок для всевозможного развития детей, а также для первых команд в пяти профессиональных сферах. Речь шла о поиске домашнего уюта, чтобы сэкономить на отелях. Увы, реальность иная. Комнаты на верхнем этаже были превращены в офисы с душевыми. Когда в июле 2017 года Пеп Сегура был назначен генеральным менеджером, он переформировал Ciutat Esportiva только для футболистов. Поэтому Альберт Солер и все технические секретари, а также административный персонал и другие работники клуба заняли территорию «Ла Масии». Что касается подчиненных, то у репетиторов, психологов, лиц отвечающего за область комплексного обслуживания для спортсменов больше нет офиса. Больше нет спортзалов и бассейна, и непонятно каким образом они работают. Эти профессионалы живут в отелях. Расходы, которых можно избежать?
Избыток персонала сокращает места для мальчишек и служб. Например, на первом этаже аудиовизуальные комнаты, где дети проводили свободное время за просмотром футбола и играли в видеоигры, переделали в офисы. Окей. Только на этом этаже должны работать глава академии Чави Мартин, директор проекта Карлес Фольгера, директор робщежития Хуанхо Луке; руководитель по жилым комнатам Луис Сантос, руководитель проектов и стратегий Микель Феррер, начальник техобслуживания и кухни Андрей Щепкин, менеджер по закупкам и услугам Ксавье Арменгол и ответственные за различные программы Ксавье Льоренс, Рикард Муньос и Анна Амелибия. А также административный персонал и некоторые преподаватели.
74 жителя
В настоящее время в «Ла Масии» живет 74 юных спортсмена: 48 футболистов, 14 баскетболистов, 5 гандболистов, 4 футзалиста и 3 хоккеиста на роликах. Здравый смысл заставляет нас верить, что все эти спортсмены действительно избранные – игроки, которые выделяются в своих возрастных группах и призваны стать профессионалами. Вот почему они так рано покидают свой дом, и почему «Барса» делает в них капитальные вложения. И снова реальность другая. Это может показаться ложью, но большинство из 48 футболистов просто арендованные и запасные, а не востребованные таланты. Как такое может быть?
Это правда, что есть случаи, когда ум превосходит физические навыки или когда блокируется прогресс. Это было, есть и будет. Но одно дело, когда это происходит из-за клуба и другое – из-за квоты на места, влияющую на выбор. Да, у нас есть квоты: около 65% для футбола, 20% для баскетбола, 6% для гандбола, 5% для футзала и 4% для хоккея. Поэтому, если в какой-то год футболисты не заполнят все кровати, баскетболисты пользуются ситуацией и забирают свободные места себе. Футбол теряет эти места, пока дети не подрастут и не покинут академию. Решение? Занимайте места и платите. Дорога до места не является проблемой для технического руководства. Только для игрока и его семьи. Не случайно здесь ни слова о спортсменках. Дело в том, что в общежитии нет ни одной девушки. Неспортивно.
Также в этом году было подтверждено, что качество продуктов в «Ла Масии» не соответствует минимальным требованиям. Когда клуб покинул старую резиденцию, он перевел кухню на аутсорсинг. В том, что сейчас происходит, нет вины Фернандо Редондо и Жозефины Бразалес, отвечающих за обслуживание. Выбранной компанией стала Sodexo, которая готовит и для первой команды. Кстати, там нет никаких проблем, даже наоборот. Очевидно, что «Барса» платит за то, чтобы удовлетворяли потребности звездных игроков, и не инвестирует в питание юниоров. Неприемлемо. Контракт с Sodexo истекает этим летом, и клуб может найти кого-то более подходящего. Имейте ввиду, что в столовой питаются не только резиденты, но и те, кто снимает свое жилье – игроки старше 18 лет.
В общежитии дети живут в очень конкурентной обстановке. Когда они находятся вдали от родителей, академия должна оказывать фундаментальное влияние на их жизнь. В этом сезоне в столовой произошла потасовка с угрозами, но смотритель назвал это ребячеством. Несколько лет назад произошла похожая ситуация, когда бразильский мальчик угрожал другому ребенку ножом. Тогда оба были исключены, в этот раз нет.
Этап жизненно важной конкуренции среди подростков ставит под сомнение пригодность модели «Ла Масии». Или Национальный центр футбола во Франции. Или множество других академий. Другие клубы сотрудничают с семьями, которые заботятся об игроках так, словно они их родные дети. В этих случаях личный и дисциплинарный контроль более человечный и естественный.
У проекта «Ла Масия 360» есть еще три цели: обучать тренеров, знакомить новых игроков с историей клуба и работать с ценностями. Чтобы руководить программами, Альберт Солер увольнял нанимал неподготовленных тренеров, заменял ими руководителей профессиональных секций. Он назначал боссами академии людей, не заботясь об их способностях или эмоциональном и мотивационном состоянии для решения новых задач.
Тренирская область была передана в распоряжение Пере Гратакоса, бывшего футболиста, и Марка Кармона, бывшего футзалиста. В течение двух с половиной лет проводились учебные курсы по предотвращению рискованных ситуаций и анализу некоторых данных. И никаких взаимодействий с областью методологии. Хоккейный тренер Рикард Муньос и бывший тренер женской футбольной команды Чави Льоренс были выбраны для программы идентификации. Работа была сокращена до сопровождения новых игроков и их семей в клубный музей, не задумываясь о помощи, которую могла бы оказать ассоциация бывших игроков.
Выводы
Хосеп Мария Бартомеу обеспокоен. Он прекрасно знает ситуацию и переживает. Как можно не понимать футбольную область и академию? И что еда не подходит спортсменам? Или выбор игрока основан не на его таланте? Все говорят о «Ла Масии», но очень немногие фанаты понимают реальный ход дел. Кроме того, вклад первой оманды в развитие отсутствует. Примеров Анреса Иньесты и Серхи Роберто недостаточно…
Целью этой журналистской работы не является выяснение правых и виноватых. Это объяснение чрезвычайно странной жизни академии.
Ради памяти всех людей, вложивших душу в «Барселону» и ради будущего, клуб должен восстановить «Ла Масию». Речь идет не только о том, чтобы инвестировать в проект около 4,5 млн евро в год, но также гарантировать превосходство, основанное на строгости, возможностях и профессионализме. Очевидно, что Бартомеу примет решение этим летом. На данный момент Хавьер Вилахоана и Чави Мартин взяли на себя руководство по восстановлению нашей идеологии. Они ждут положительных результатов. В октябре академии исполняется 40 лет, и будет здорово, если клуб покажет все ее изменения. Но сейчас «Ла Масия» больна.