Не все мысли Мусаева поместились в интервью. Вот что он сказал о нетипичной структуре атаки против «Ростова»
Главный тренер «Краснодара» – о крутом решении в матче с «Ростовом».
Изменения в игре «Краснодара» при Мураде Мусаеве были заметны еще в первой части сезона – мы о них подробно писали в декабре. Команда стала гораздо более гибкой и ушла на перерыв с отставанием в одно очко от лидирующего «Зенита».
Во второй половине сезона пошли серьезные кадровые проблемы – к концу апреля «Краснодар» был десятой командой весны, пропустив вперед даже «Оренбург», «Урал», «Ахмат» и «Ростов». 28 апреля случилась победа над ЦСКА – «Краснодар» проиграл по владению (33% на 67%), оборонялся на 20 метров ниже, чем планировал, но не допустили явных голевых моментов.
Через неделю команда Мусаева приехала в Ростов, где удивила еще сильнее – на этот раз стартовым составом. В нем вместе оказались Мартынович, Спайич (основная пара центральных защитников в сезоне-2018/19) и Фьолусон (удачно сыграл с ЦСКА), а опорник Каборе остался в запасе.
Казалось, «Краснодар» впервые в истории сыграет в три центральных защитника, но Мусаев пояснил расстановку уже во флэш-интервью перед игрой: «Фьолусон сыграет опорника, вы могли убедиться, что он хорошо начинает атаки и хорош в единоборствах. Этот вариант мы пробовали на тренировках: игры в три защитника не будет, будет наша стандартная схема».
Мусаев не обманул – при обороне «Краснодар» действительно оборонялся по привычной схеме 4-2-3-1 (в некоторых матчах центральный атакующий полузащитник чаще поднимается к нападающему, трансформируя расстановку в 4-4-2). Зато с мячом «Краснодар» опробовал новую структуру: Фьолусон опускался на одну линию со Спайичем (выступал страхующим) и Мартыновичем (располагался правее), откуда начинал большинство атак.
Структуру с тремя игроками в первой фазе атаки против двух нападающих соперника часто применяют топы – например, так почти всегда действует «Манчестер Сити» Гвардиолы.
В разговоре со Sports.ru Мусаев дал так много фактуры, что все просто не влезло в интервью. Поэтому мы выделили непривычную позицию Фьолусона в отдельный пост – как одно из самых радикальный решений сезона в «Краснодара».
Мусаев все подробно объяснил: «Ростов» играет очень низким блоком в 5-3-2. Когда ты развиваешь атаку, при нашей обычной расстановке, получаешь 2-в-2 – и это сковывает маневры. При опускании третьего игрока, ты получаешь преимущество, соперник начинает выдергиваться. С «Ростовом» мы еще больше должны были всовывать между линиями на Перейру, на крайних нападающих, но чуть-чуть перестраховывались.
Второй плюс – при нашей атаке нападающие «Ростова» играют очень глубоко, и у наших защитников возникает дилемма: располагаться в центре поля или подниматься к ним еще ближе к воротам соперника. Когда есть третий игрок внизу, один остается страхующим в центре, а два поднимаются к нападающим и играют в прием – тут нет никакого риска.
Мы хорошо владели мячом, создали несколько моментов, но в конце сыграло высочайшее мастерство Еременко и Шомуродова. Но в целом я доволен нашим решением. Возможно, против «Рубина» я бы снова сыграл так же, но это был последний матч Каборе, и я не мог оставить его в запасе».
Против «Ростова» Фьолусон пасовал гораздо чаще обычного (72 передачи против 55,8) и поучаствовал в трех атаках «Краснодара», завершившихся ударами. В первом тайме исландец перехватил мяч у своей штрафной и начал контратаку с ударом Вандерсона из-за штрафной. На 76-й минуте Фьолусон сначала выдал проникающий пас на Ари, который перекинул не только Песьякова, но и ворота, а на 84-й отдал передачу между линиями на Газинского (длительная атака завершилась подачей и опасным ударом Классона головой).
До «Ростова» «Краснодар» играл с двумя нападающими даже этой весной – «Динамо» и «Зенит». Почему тогда структуру с тремя защитниками в первой фазе атаки Мусаев опробовал только в Ростове?
«Валенсия» тоже играла 4-4-2 – мы отрабатывали, чтобы Газинский садился третьим. Но «Валенсия» играла с пространством между линиями – в таком случае не нужно опускаться к центральным защитникам, а можно получать мяч между нападающими и полузащитниками. Когда расстояния нет, а соперник садиться чуть ли не к своей штрафной, мне кажется, нужен третий игрок в первой фазе. «Рубин» не играл очень низко – Каборе чаще получал мяч за спинами Полоза и Байрамяна».
Получается, для полноценного выбора структуры с тремя игроками в первой фазе глубина и плотность оборонительных блоков соперника важнее расстановки с двумя нападающими.
«Ростов» гарантированно садился низко к своим воротам, поэтому план Мусаева по продвижению мяча частично реализовался.
Огромное интервью Мусаева о философии «Краснодара», интенсивности Клоппа, тренерстве и нефутбольных увлечениях
Фото: fckrasnodar.ru
Статистика равная в целом, Краснодар перевладел, но не пересоздавал.
Я отметил другое из интервью. Приятно, что Мусаев не смотря на то, что тактик и стратег не 100% циничен. Факт, что для игрока прощальный матч также важен как и факт требований тактики.