Народная команда
В июне этого года произошло событие, которое должно было порадовать всех футбольных романтиков. В 2002-м специальная комиссия ФА разрешила перевоз «Уимблдона», самого успешного маленького клуба Англии, из Лондона в Милтон Кинс. Возмущенные этим решением болельщики образовали на старом месте новую команду – АФК «Уимблдон», которая в любительском статусе начала путь с самых низов футбольной пирамиды. Свершив пять прорывов за девять лет, АФК «Уимблдон» вышел в Футбольную Лигу.
Девять лет назад принимая историческое решение о переезде, комиссия в числе прочих заслушала председателя фан-клуба «Уимблдона» Криса Стюарта. «Что для вас лучше: существование команды в Милтон Кинсе или гибель в Мертоне (район Лондона, в котором базировался «Уимблдон» - прим. авт.)?» - вопрос вроде бы подсказывал правильный ответ. Но мистер Стюарт сказал, что переезд тоже равносилен смерти. Фаны, которых он представляет, хотят возродить клуб и начать с ним в любительских лигах. В итоговом отчете комиссия выразила отношение к такому начинанию: «…воскрешение клуба из пепла, то есть образование какого-нибудь «Уимблдон Таун» и возврат к тому, с чего клуб начинал 113 лет назад - при всем уважении к болельщикам это никому не интересно».
Смерть «Уимблдона»
На месте «Уимблдона» могли оказаться «Чарльтон», «Лутон», «Барнет», «КПР» или «Кристал Пэлас». Все эти команды в разное время соблазняли переездом в Милтон Кинс - самый крупный город Европы, где не было профессионального футбольного клуба. Основанный в 1967 году в 70 км от Лондона Милтон Кинс был призван решить проблему перенаселенности столицы. Большинство жителей города родились и выросли в других местах, поэтому не поддерживали скромные команды Милтон Кинса. Власти мечтали о популярном клубе, привлекающем инвесторов в активно строящийся регион. Но вместо того, чтобы развивать локальные клубы, они хотели купить популярный бренд.
Идея переезда в гостеприимный Милтон Кинс впервые посетила председателя совета директоров «Уимблдона» Рона Ноулдса еще в конце 70-х. Тогда «доны», с момента своего образования в 1889-м обитавшие исключительно в любительских лигах, впервые стали профессионалами. Но стадион «Плау Лейн» в Мертоне катастрофически не соответствовал уровню клуба Лиги. Поэтому в 1979-м Ноулдс купил самую популярную команду Милтон Кинса – игравшую в Д-8 «МК Сити» (цена в один фунт стерлингов много говорит о ее статусе) и продвигал вариант слияния клубов, в то время как власти города обещали помочь со стадионом. Но совет директоров Ноулдса не поддержал, после чего он продал «Уимблдон» ливанскому предпринимателю Сэму Хаммаму.
На некоторое время «донс» оставили в покое – через три года Милтон Кинс переключил внимание на вышедший в элиту «Лутон». Мечты о «МК Хэттерс», принимающих соперников на современном чудо-стадионе, развеяли выступившие с маршами протеста фаны «шляпников».
В 1986-м «Уимблдон» ворвался в высшую лигу, проблема «Плау Лейн» стала еще острее. С 1991 года арена оказалась и вовсе непригодна к использованию – после трагедии на «Хиллсборо» и отчета Тейлора клубы первого дивизиона были обязаны оборудовать стадионы сидячими местами. «Уимблдон» арендовал у «Кристал Пэлас» «Селхерст Парк», и оттого еще больше проигрывал командам элиты на финансовом поле.
Эксцентричный владелец «Уимблдона» Сэм Хаммам, ответственный не только за успехи «донов», но и за прозвище «Сумасшедшая банда», поссорился с властями Мертона, поскольку они не могли помочь ему в реконструкции «Плау Лейн», и начал искать место для строительства. В 1994-м он попытался продать старую арену – муниципалитет заблокировал сделку. Взбешенный Хаммам пообещал, что «Уимблдон» никогда не вернется на «Плау Лейн», переедет и сменит название – в пику властям Мертона. Болельщиков такие заявления не радовали, но они не принимали их всерьез. А зря – в 1997-м Хаммаму удалось продать «Плау Лейн» (на его месте предполагалось строительство супермаркета); до переезда оставалось шесть лет, до переименования - семь…
Тогда же в 1997-м Хаммам продал 80% бездомного клуба, оставшегося без стадиона и тренировочной базы, двум наивным норвежским бизнесменам. К сделке прилагался проект переезда «Уимблдона» в Дублин, но Футбольная Ассоциация Ирландии наложила на инициативу вето. В феврале 2000-го Хаммам продал оставшуюся долю «Уимблдона» и вышел из игры. По слухам, накануне он пытался купить принадлежащий Рону Ноулдсу «Селхерст Парк», но безуспешно. В сентябре Хаммам уже въезжал в кабинет председателя совета директоров «Кардиффа».
Тем временем в Милтон Кинсе созрел крупный инвестиционный проект, поддерживаемый такими монстрами как «Асда» (подразделение «Уол-Март») и «ИКЕА». Планировали строить комплекс, состоящий из мега-молла, гипермаркетов, гостиницы, бизнес-центра, но якорным сооружением должен был стать стадион на 30.000. Поскольку для «МК Сити» было проблемой собрать аудиторию в 30 раз меньше, власти города вернулись к идее найти для стадиона подходящий клуб. Для поиска был создан специальный Консорциум, возглавляемый энергичным и пробивным патриотом Милтон Кинса Питом Уинкельманом.
Консорциум про вел переговоры с «Лутоном», «Барнетом», «Кристал Пэлас» и «КПР», и хотя у тех же «хупс» было введено административное управление, везде получил отказ. Между тем в январе 2001-го владельцы «Уимблдона» назначили нового директора – мистера Чарльза Коппела, и вот с ним Уинкельману удалось договориться. Последний тогда же зарегистрировал в интернете доменные имена, касающиеся «МК Донс». Что доказывало, что все предыдущие и последующие обещания не переименовать клуб были ложью.
В августе 2001-го, несмотря на протесты фанов Коппел запросил разрешение Лиги на переезд «Уимблдона». Лига наотрез отказала и посоветовала развивать локальные команды Милтон Кинса, чтобы они смогли добиться того же успеха, что и «Уимблдон». Однако Коппел с Уинкельманом не сдались и оспорили решение Лиги. В дело вмешалась Футбольная Ассоциация. Созданная ею арбитражная комиссия в составе бывшего вице-президента ФА и «Арсенала» Дэвида Дейна, председателя «Йорк Сити» Дугласа Крейга и королевского адвоката Чарльза Холландера единогласно признала решение Лиги незаконным. Тогда Лига передала решение другой независимой комиссии ФА. История также должна знать имена ее участников: Стив Страйд, член совета директоров «Астон Виллы», независимый юрист Радж Паркер и президент Истмианской Лиги Алан Терви. 28 мая 2002 года эта комиссия двумя голосами против одного разрешила переезд «Уимблдона» в Милтон Кинс (проголосовавшим против был Терви).
Исполнительный директор ФА Адам Крозье назвал решение «ужасным», но затем и собиралась независимая комиссия, чтобы вынести не подлежащий обжалованию вердикт. Так печально закончил существование «Уимблдон», обладатель Кубка Англии-1988, «Сумасшедшая банда» Винни Джонса, Денниса Уайза и Джо Киннейра, королева всех золушек английского футбола. Аминь.
Неинтересный клуб
Через пару недель фаны организовали АФК «Уимблдон». Сине-желтые цвета и эмблема с двуглавым орлом были унаследованы от старого клуба. Фраза из отчета комиссии - «это никому не интересно» - стала саркастическим девизом новой команды. Футболки с такой надписью ныне продаются в клубном магазине. Почетным президентом АФК стал Дикки Гай – легендарный голкипер «Уимблдона» 70-х, один из тех, кто тогда вывел команду в Лигу.
В июне 2002-го АФК в трехдневный срок укомплектовался по объявлению. На первом предсезонном товарищеском матче 10 июля 2002 года присутствовало 4.667 фанатов. Несмотря на разгромное поражение от «Саттон Юнайтед», среди болельщиков царила эйфория.
По иронии судьбы первый в истории гол АФК «Уимблдон» на счету Гленна Малкэйра – частного детектива, который позднее оказался в центре скандала News of the World с прослушиванием телефонов. Лучше бы он продолжал играть в футбол. Впрочем, Малкэйр – единственное темное пятно на безупречной биографии клуба.
АФК «Уимблдон» начал в Лиге объединенных графств, где в сезоне 2002-03 команда заняла третье место и чуть не дотянула до выхода в первый дивизион Истмианской лиги. Средняя посещаемость АФК, проводившего матчи на «Кингсмедоу», составляла около 3.000 человек. Это было больше, чем у так называемой «Франшизы», которая доигрывала последние дни на «Селхерст Парк», затем переехала в Милтон Кинс и сменила название на «МК Донс». Передислокация не увеличила аудиторию, так что клуб угодил в финансовую яму и попал под административное управление. Ходили слухи, что Милтон Кинс будет искать другую команду под проект «Стадион», но в итоге сооружение на 22.000 мест было сдано в 2007-м, средняя посещаемость в прошлом сезоне составила 8.500 человек. Летом 2003-го из-за недостатка финансирования почил маленький «МК Сити».
АФК «Уимблдон», напротив, на волне энтузиазма преданных фанов начал стремительно пробираться наверх. В сезоне 2003-04 «Уимблдон» стал чемпионом Лиги Объединенных графств и прошел в первый дивизион Истмианской Лиги, который выиграл на следующий год. Все это буквально на одном дыхании. С 22 февраля 2003-го по 4 декабря 2004-го команда провела 78 матчей без единого поражения – удивительный, абсолютный рекорд английского футбола.
Клуб не терял связи с прошлым - бывшие игроки «Уимблдона» Маркус Гейл и Джермэйн Дарлингтон играли за новую команду, несмотря на любительский статус. Гейл, завершив игровую карьеру, сейчас работает тренером резерва.
В сезонах 2005-06 и 2006-07 АФК немного притормозил, дважды проиграв в плей-офф, но с третьей попытки взял финал и поднялся в Конференцию, зона Юг. Через год они праздновали титул и выход в Национальную конференцию (Д-5).
До Лиги им оставался один шаг. Чтобы вдохновить команду Винни Джонс отдал в музей АФК свою медаль победителя Кубка Англии. И вот в июне 2011-го в финале плей-офф по пенальти обыгран «Лутон» - спустя девять лет после рождения АФК стал членом Лиги. Как здесь ни заметить преемственности – за девять лет старый «Уимблдон» проделал путь из Конференции в первый дивизион. Именно выход АФК в Лигу, а не Кубок Англии считает главной победой «Уимблдона» его бывший вратарь Дейв Бисант, главный герой финала-1988, отразивший удар с точки Джона Олдриджа.
Не боги горшки обжигают
Хотя считается, что руководство футбольным клубом – занятие, доступное избранным, фаны АФК «Уимблдон» хорошо справляются. Эрик Самуэльсон, исполнительный директора, объясняет это финансовой прозрачностью: «Мы все делаем по правилам. Мы не платим игрокам бонусов в конвертах, не совершаем необдуманных трат, не переводим деньги на секретные счета. Тот, кто не соблюдает правила, здесь не нужен».
По словам Самуэльсона, АФК «Уимблдон» с момента образования ставил перед собой три цели. Первая – клуб должен принадлежать только болельщикам. Вторая – клуб должен попасть в Лигу. Две задачи уже решены. С третьей – построить стадион в районе Уимблдона – сложнее. Сейчас АФК проводит домашние матчи на «Кингсмедоу Стэдиум» (в Кингстон-он-Темз по соседству с Мертоном). Договор аренды продлевается ежегодно – £2,4 млн. стоит использование стадиона и £1 млн. тратится на его модернизацию.
Прошедшим летом, например, было потрачено £178.000 на подготовку арены к матчам Лиги, включая новый душ в комнате для рефери, систему видеонаблюдения и монитор безопасности. £800.000 будет стоить установка 900 дополнительных сидений, чтобы соответствовать требованиям Лиги. Посещаемость «Уимблдона» постоянно растет, перед началом сезона команда продала рекордное количество сезонных абонементов – 2700. Известно все и о долгах: £300.000 клуб должен владельцам (то есть фанам), и £700.000 - банку Barclays, который, вероятно, рад иметь такого аккуратного клиента среди футбольных клубов.
Зарплаты игроков по сравнению с прошлым сезоном увеличены практически вдвое и вместе составят £1 млн. в год. Рост поддерживается отчислениями из Лиги. Если команда Конференции получает £60.000 в сезон, то клуб Лиги Два – в десять раз больше. Средняя зарплатная ведомость по Д-4 как раз около £1,2 млн., но внутри существует неравенство. Например, другой новичок Лиги Два «Кроули» платит вдвое больше, чем «Уимблдон», но у них мутные источники дохода. Средняя зарплата игрока АФК – порядка £45.000 в год. «Я не могу называть точные цифры, но годовой доход всех наших футболистов меньше того, что получает в месяц один Яя Туре в «Манчестер Сити», - говорит Самуэльсон.
АФК «Уимблдон» полностью принадлежит фонду «Донс Траст», в котором состоят только болельщики. Из них две тысячи платят лишь по 25 фунтов в год в обмен на право голоса при решении административных вопросов. Траст контролирует исполнительную власть и отбирает подрядчиков для обустройства «Кингсмедоу».
Самуэльсон верит в самоокупаемую модель и надеется, что АФК «Уимблдон», как «Арсенал», сможет построить собственный стадион. По его оценке потребуется около 30 млн. Проект активно обсуждается с властями Мертона, причем уже отобраны две подходящие площадки, и в отношении одной получено добро на развитие инфраструктуры. По плану здесь будет новый стадион на 12.000 мест, а также супермаркет и жилые дома, которые потом клуб продаст и частично окупит расходы на футбольную арену. Впрочем, это долгосрочный проект.
Футбольный же проект заключается в очередном продвижении наверх – в Д-3. Если надежды оправдаются, то в Лиге Один АФК «Уимблдон» имеет все шансы встретиться лицом к лицу с «МК Донс». Хотя посторонним противостояние может показаться интересным, для фанов АФК это больная тема.
«Меня волнует не то, что мы им проиграем, - говорит Самуэльсон. – Да, я ненавижу проигрывать, но здесь все серьезнее. Милтон Кинс украл у меня клуб и его место в Лиге, проиграть «МК Донс» в чемпионате или кубке – ничто по сравнению с этим. Их команда не имеет права на жизнь. Я хочу, чтобы ее не стало, и как можно скорее. Играя с ними, «Уимблдон» как бы узаконивает существование «МК Донс» - вот этого я и не хочу». В прошлом сезоне АФК чудом избежал встречи с «МК Донс» во втором раунде Кубка Англии.
«Моя мечта – построить стадион в Уимблдоне, - с жаром говорит Самуэльсон. – Когда это случится, я позвоню им в Милтон Кинс и скажу: «Вы уехали, и что? Мы, горстка болельщиков, создали клуб, который из небытия вышел в Футбольную Лигу. Мы с нуля простроили стадион, а вы украли наш клуб и перевезли его в Бакингемпшир. Как вы могли?» Не представляю, что они мне ответят».
Особенная система норм и ценностей «Уимблдона» доводится до игроков – они должны понимать, куда попали. «Если футболист не знает нашу историю, мы расскажем ему, - подтверждает главный тренер команды Терри Браун. – У нас есть пособие, мы даем книги, ДВД. Мы объясняем, как обошлись с нашим клубом. Мы учим, что если спросят, они должны говорить: «Мы не любим «МК Донс». Мы растолковываем, как много это значит для фанов, благодаря которым мы - удивительный клуб».
Дорога перемен
Всех волнует, как долго АФК сможет оставаться «другим» - оазисом на фоне многих обремененных долгами клубов, где болельщики воюют с владельцами? Ведь чем выше принадлежащая фанам команда поднимется в Лиге, тем серьезнее будет конкуренция и тем больше потребуется денег для сохранения высоких результатов. Наступит момент, когда ситуация упрется в альтернативу – продаться или проигрывать?
«Сможем ли мы сохранить наши идеалы и дух, если на матчи будет приходить вдвое больше фанов, что наверняка случиться с командой, которая пробилась в Лигу? Да, это важный вопрос», - говорит Эрик Самуэльсон.
Клуб уже сейчас беспокоит, сколько они могут гостить на «Кингсмедоу», который в дни матчей заполнен на 80%. Даже если рассматривать вариант расширения, то возможности стадиона сильно ограничены. Тем более фаны мечтают о собственной арене в Мертоне, а «фундаменталисты», как их в шутку называет Самуэльсон, требует возвращения на «Плау Лейн». Но как клуб, который до сих пор во многом зависит от добровольцев (одним из которых является исполнительный директор), осуществит задуманное?
АФК уже отказался от денег бизнесмена Дарры Макэнтони, который в итоге вложил миллионы в «Питерборо» (клуб по итогам прошлого сезона вышел в чемпионшип). Но есть много других богачей, который утверждают, что хотели бы купить чудесную историю АФК «Уимблдон» (и немного подзаработать на ней, не так ли?). Самуэльсон до сих пор потрясен предательством Сэма Хаммама и категорически отвергает возможность обзавестись богатым папочкой даже в качестве «последнего средства». Фаны полностью на стороне «Донс Траст». Но будут болельщики столь же непреклонны, когда клуб, сроднившийся с успехом с момента рождения, перестанет выигрывать? Достаточно ли для счастья факта обладания клубом? Или они разочаруются и потребуют сторонних инвестиций?
Как признает Терри Браун, у команды затянулся медовый месяц. «На меня не давят по сравнению с тренерами других клубов. Болельщики дают мне время. С другой стороны, у нас пока везде хорошо шли дела, в какой бы лиге мы ни выступали. К сожалению, так будет не всегда».
Говорят, что визит на «Кингсмедоу» - глоток свежего воздуха. Здесь игре возвращают ее первоначальный смысл – футбол принадлежит болельщикам. Здесь царит гармония - счастливые фаны, исполненный благих намерений штат, полные энтузиазма добровольцы. АФК «Уимблдон» – пример того, как здорово может быть устроен футбольный клуб. Как он ДОЛЖЕН быть устроен.
Сколько продлится очарование? Самуэльсон предсказывает, что АФК сможет выйти в чемпионшип, не продав душу. А дальше? «Я все время говорю, что мы должны наслаждаться происходящим, - говорит мудрый Браун. – Иногда лучше путешествие, чем его конечная цель».
PS. АФК «Уимблдон» на сегодняшний день находится на 6-м месте в Лиге Два, отставая от лидера «Кроули» на 5 очков. Путешествие продолжается…
ps. всегда мечтал жить в Англии и ходить на матчи «маленькой» команды, хлестать пиво в пабе после матча.
АФК - прекрасный клуб. Клуб болельщиков - вообще отличная идея, не такая уж утопическая, как может показаться на первый взгляд. Желаю «Уимблдону» и «Юнайтед оф Манчестер» дальнейшего процветания.
ну где еще директор клуба может сказать что какой то дргуой клуб не должен существовать, что лучше умереть чем проиграть этим упырям))))