4 мин.

Множество правильных слов

Что-то я не знаю человека, который бы сомневался в том, что наша сборная выйдет на чемпионат Европы. Совершенно точно я знаю людей, которые не говорили вслух о своей уверенности – кто из суеверия, кто из старомодных представлений о профессии. Еть же такое – «надо уважать соперника»? Я с этим согласен полностью, но я уверен, что полагать, что соперник тебе уступит – не нарушение фэйр плей, а оценка ситуации. В этом нет неуважения, если оценка трезва.

Ещё я много раз слышал от богатых годами коллег, читал и слышал фразы типа «вот если будет так, то никуда мы не попадем». Ну так, товарищи дорогие (выбрал соответствующее обращение, кстати), это же другое. Это как мама сыну говорит: будешь плохо учиться – пойдёшь работать дворником. Так, воспиталочка. Здоровые лбы даже над мамами от таких слов посмеиваются – тихонько так, уважительно, крепнущим баском.

Задача сборной России была абсолютно по плечу, и она с ней справилась. Можно было уверенней. Вряд ли можно было остросюжетней. Я не стараюсь ничего приуменьшить, тем более что не вру же – действительно был уверен, что выйдем, извините за навязчивое напоминание. Праздник-то всё равно! День рождения тоже никогда не наступает неожиданно; все предсказуемо, даже долгожданно, так и что ж теперь, с кислыми рожами, что ли, ходить?

Вот и выход, к слову, де-факто совпал с одним прекрасным днём рождения и стал ему поздравлением. Да и задача перед виновником торжества, уважаемым премьером России, сродни победе над Андоррой – пока не случилась, теоретически ещё не все, но победа будет точно и победа будет крупной.

И это тоже будет праздник, как любая победа – для достигшего её.

Я к чему все это сейчас сказал… И, в сущности, повторил. К тому, что не результат, как мне кажется, был главным в эти два года. Его упустить – это надо было умудриться. Важно, что произошло за это время.

Причем я не хочу вам навязывать свое мнение по этому поводу. Во-первых, вы его знаете. А во-вторых, тут одного мнения быть не может. Никогда. Нам с вами об этом просто важно думать. А кому-то важно в таком случае проявлять волю, брать на себя ответственность и как-то действовать.

Я думаю, мы с вами вот в чем сойдемся. У нас в стране есть вполне приличная футбольная сборная. Ни при каких обстоятельствах она не будет претендовать на победу на чемпионате Европы. Сегодня в Европе собраны лучшие национальные сборные мира, и две из них выделяются на фоне остальных по любому счёту: это Испания и Германия.

Мы б их не обыграли.

Не спорьте в этом месте. Могли бы, да. Но это было бы в конкретные 90 минут. Это не то, из чего строится работа от года к году. Да и я говорю не о том; я говорю, что как бы мы ни работали и что бы мы ни делали, соотношение сил, расклад фаворитов – он не изменился бы. Мы едем на Евро – это первое; мы едем туда солидной командой, способной на большее, чем присутствие.

Но вот эти слова, на которых все сходятся… Которые звучат так приятно, так успокаивающе. У нас сложившаяся группа игроков. У нас опытный тренер, который действует по собственному усмотрению. Ему не надо мешать. Очевидных новичков нет, обновление торопливо, мы же не враги себле. Всё будет. Всё нормально.

Сейчас ещё, наверное, прозвучит фраза: «эти игроки добились права ехать на Евро, никто не вправе у них его отнять». Она ещё не прозвучала, но тоже такая она уверенная, такая спокойная, правильная. Улыбается как-то под неё. Засыпается. Хорошо с ней.

Я хочу вам напомнить, что со всеми этими фразами, ухватками и прочим Андрей Аршавин, которого мы все сегодня признаем, возможно, самым талантливым игроком за пару десятилетий, на свой первый турнир попал, когда ему было уже к тридцати ближе. А до того он спокойно утрамбовывался вот этими правдивыми, спокойными фразами. А в последней группе кандидатов он был еще в 2002‑м, а в 2004‑м был просто лучшим игроком первой части сезона. Попал бы вовремя в команду – глядишь, и кальяны свои перекурил бы в более безобидном возрасте, получил бы дрына от старших, и ехал бы сейчас на свой пятый большой турнир в совершенно другой роли!

И вот кто сейчас говорит про Булыкина в Аяксе (знаменитом клубе, который сегодня глухая европейцская провинция): а вы помните, каким он сумел стать между 2003 годом, когда он ворвался в сборную и разорвал во главе неё всех соперников в отборе, и финальным турниром, куда приехал уже веселым физкультурником, бегающим кросс… Потому, что ему уже все было гарантировано.

Нет, я не убежден, что Булыкин стал бы другим, если бы ему НЕ было гарантировано. Я уверен, что другой была бы наша сборная вот на том Евро.

И я уверен, что Аршавин попал на свой первый большой турнир поздно.

Вот поэтому я против всех этих усыпляющих фраз. Вот поэтому мне кажется, что наша сборная упустила полтора года, чтобы стать сильнее.

Я рад, что она у нас неплохая. Что достойная – рад. Что могла бы быть великой – себе не льщу.

Просто мне сорок лет скоро, и кое-что я уже видел. Слишком мало, чтобы говорить молодежи: «в дворники попадешь». Слишком много, чтобы вестись на голый результат.

Достаточно, чтобы быть уверенным в том, что Дик Адвокат и Сергей Фурсенко разбазарили в общем-то два года работы.

P.S. Это моя колонка для Советского Спорта. В другие недели читайте по вторникам и пятницам.