20 мин.

Карьерист Черданцев, монстр Уткин, неверящий в договорняки Елагин. Тонны инсайдов про всех комментаторов «НТВ Плюс»

В декабре 2010 года телекомпания «НТВ Плюс» подвела итоги 4-го Всероссийского конкурса спортивных комментаторов. Победителем стал Эльвин Керимов, третье место занял Дмитрий Шнякин. Оказавшийся на втором месте Никита Горшенин, проработал на «Плюсе» год и понял, что комментировать – это не его.

- Как ты узнал о конкурсе комментаторов?

- Случайно наткнулся на новость о конкурсе на канале «НТВ+ Спорт Плюс». Я тогда жил в Ростове-на-Дону, комментировал матчи для некоторых местных телеканалов и других площадок.

Сначала отправил запись комментария матча владикавказской «Алании» против команды из Благовещенска с детского турнира «Кожаный мяч». Хотя команда из Северной Осетии была мало похожа на детей. На втором этапе отбора попросили прокомментировать «Челси» - «Спартак» в Лиге чемпионов. Записал на диктофон, отправил, и меня пригласили в Москву на финальный этап.

- «Плюс» оплачивал все расходы?

- Да. «Плюс» оплачивал гостиницу и проезд. Еще и суточные давали.

- Во втором туре участники писали эссе. На какую тему?

- В эссе нужно было выразить свои мысли по трем темам: «зачем нужны комментаторы», «к чему нужно стремиться и чего избегать в работе комментатора» и «кто из современных комментаторов вам импонирует и почему».

- Для чего нужны комментаторы?

- Это очень сложный вопрос. Не каждый комментатор выиграет конкуренцию у интершума. Точно так же, как не каждая музыка выиграет конкуренцию у тишины. Это должна быть выдающаяся музыка. То же самое и с комментатором. Безусловно, он нужен. Но только тот, кто предложит более сильный уровень, чем интершум.

Сейчас считается, что, если человек в меру сладкоголос, он может складно и логично рассказывать о происходящем на поле – он комментатор. Этого недостаточно. Природной одаренности должно быть больше, чем нарабатываемых навыков.

- К чему нужно стремиться в работе комментатора?

- Ты должен самокритично себя проанализировать и понять, заслуживаешь ли ты сесть к микрофону: насколько сильна твоя речь, насколько богат твой язык, насколько ты остроумен, насколько более высокий уровень понимания футбола чем средний зритель ты можешь предложить.

- И последний вопрос из эссе – «кто из современных комментаторов вам импонирует и почему».

- Розанов, Гомельский, Гимаев, Маслаченко. В свои лучше годы: Уткин, Шмурнов и [комментатор бокса Владимир] Гендлин. Стогниенко, хотя мне и не нравится, но он хороший комментатор, профессионал. Он лучше интершума, скажем так. Кирилл Дементьев. Он специфичный, но он мне понравился еще в детстве, когда я его на «7ТВ» услышал.

Нынешних молодых комментаторов я не могу отличить друг от друга. Они все одинаковые, как новое поколение реперов. Объем жизненного опыта у молодежи снизился. Жил с родителями, родители отмазали от армии, поступил в универ, продолжаешь жить с родителями. Устроился на работу, по-прежнему живя у родителей. О чем ты можешь рассказать людям? О том, как сидел у компа 10-15 лет и жил с родителями? Окей, Кафка тоже жил всю жизнь с родителями, но Кафка – гений. Когда мы пришли на «Плюс», Юрий Розанов нам сказал: «В 25 лет человек не может сесть к микрофону, потому что за ним ничего не стоит».

 - Следующим шагом было собеседование. Расскажи, как оно проходило.

- Это было далеко не стандартное собеседования, как это бывает в обычных компаниях. Я впервые находился в одной комнате с крайне остроумными и интересными людьми.

Я был под большим впечатлением от Уткина, прежде всего. Впервые я столкнулся с человеком, обладающим таким чувством юмора. Люди, которые видят Уткина по телевизору или в сети, не понимают, насколько он хорош. Когда работаешь с ним, понимаешь его уровень. Сейчас от этого мало что осталось, но раньше он был монстр. Как он подмечает детали, как у него работает реакция – не хуже Урганта, а то и лучше.

Было очень волнительно: ты сидишь за огромным столом напротив огромного Васи, все на тебя смотрят. Вася задавал совершенно разные вопросы, раскидывал по эмоциональному диапазону, пытался вывести из себя. Еще там был Александр Шмурнов, Анна Дмитриева, Дмитрий Чуковский [директор спортивных каналов «НТВ Плюс»], Денис Казанский и Сергей Акулинин.

- Ты выделил Уткина. Какая роль в собеседовании была у остальных?

- В основном собеседовал Вася, остальные выступали в роли сопровождающих. Шмурнов записывал наши реакции. Потом он в очень интересной форме рассказал свое впечатление об отвечающих: у кого какая реакция, кто сколько думает. 

- Затем вы комментировали в аппаратной обзор матча. В чем отличие?

- Некоторые комментировали обзор как матч. Как говорил барабанщик Pink Floyd: «В 70-е длинных волос было достаточно, чтобы подписать контракт с рок-лейблом». Так же было и тогда - достаточно было кричать погромче, и тебя уже считали комментатором. И это работало. Зрители больше голосовали за тех, кто орал, кто был наиболее позитивен. Дениса Шутова, который работал в стиле Михаила Мельникова, зрители не оценили.

- Ты несколько раз сказал, что Уткин уже не тот. Когда закончились его лучшие годы?

- Вася был силен, когда хотел работать. Он был великолепен, когда чемпионат Испании только занимал рынок в России. Своим комментарием Вася превращал текст в искусство. Немного громко сказано, но тем не менее. Вася правил с 1995-го по 2010-й. Пятнадцать лет в медиа на таком уровне – это очень здорово. Сейчас он пытается обновиться, но уже настали совсем другие времена. Цикл Васи уже прошел. Сейчас Уткина не хотят слушать. Люди хотят Дудя, «КраСаву».

- Чем плохи «вДудь» и «КраСава»?

- Ничем. Отличный контент.

В 2011-м я работал с Юрой на «Плюсе» и видел в нем качества, которые могут привести к большому успеху. Юра – человек колоссальной энергетики, не теряющий ни секунды времени. На «Плюсе» был свободный график. Некоторые приходили в офис гонять чаи и болтать ни о чем. Юра ни единым словом просто так не разбрасывался, всегда ценил свое время. Приходил, делал свою работу и уходил. У него звериная наблюдательность. Мозги цепкие, память цепкая.

У него была доля здорового рок-н-рола, которая сейчас куда-то ушла, но класс все-таки остался. Его старые интервью в PROспорт, на Sports.ru – выдающиеся работы в своем жанре. Сейчас Юра стал делать гораздо пластмассовее, на мой взгляд. Это уже чистая коммерция. Хотя это до сих пор очень неплохо.

Сам Юра был впечатлён интервью Широкова, в котором тот сказал, что «Бог Бердыева – господин Франклин со стодолларовой купюры». Первыми в России стали делать такого рода интервью именно Голышак и Кружков. Они на него сильно повлияли. Юра углубил эту технику, добавив в интервью новые детали, которые не все заметили.

- Какие именно?

- В первом интервью Дудя, которое на меня произвело впечатление, были очень интересные обороты, например, «Медиаэкстремисты Евгений Ловчев и Александр Бубнов».

Дудь убрал все лишнее, что размягчает интервью. У него очень агрессивные, хлесткие вопросы, техничные переходы. У него нет мертвых зон - спрашивается то, что интересно всем. Читаешь остросюжетный диалог двух людей. Он очень здорово редактирует свои интервью. Всегда мощные заголовки, вступления. То интервью с Червиченко: «И тут Фло укусил Шикунова за руку. И прокусил!». Это очень крутой mass-entertainment.

- Кто на «Плюсе» гонял чаи?

- Я сам был одним из таких. Я приходил на работу, включал свои любимые группы: Oasis, Blur, Radiohead и страдал откровенной херней.

Никакой феноменальной работоспособности на «Плюсе» у коллектива я не увидел. Многие работали в пляжном режиме. Даже Вася Уткин. Он блестящий комментатор, контентмейкер, но не топ-менеджер. Его назначили в тот момент главным редактором. Компания требовала от него каких-то идей, решений. А Вася приходил на работу два раза в неделю, пил вино, как барин. Он не работал в каком-то феноменальном режиме. Хотя Дима Федоров мне рассказывал, что в 90-е Вася работал как волк, по 14-15 часов в день. Интернета не было: сам звонил, узнавал новости.

- Расскажи о всех комментаторах.

- Розанов. О нем могу сказать только восхищенные слова. Хотя Юрий Альбертович тоже с ленцой. Иногда и в шахматы, и в карты рубился на работе. Ему, в принципе, и не надо было ничего больше делать. Уткин, Розанов – это две священные коровы в хорошем смысле, на которых не висело никакой черновой работы. И это правильно, я считаю. То, что говорили Розанов и Уткин, я ловил. Можно сказать, ходил и записывал за ними. На любую тему они высказывались остроумно и очень круто. Они интеллигенты из русской классической культуры с языком близким литературному: языку Гиляровского, Лескова, Ильфа и Петрова. Розанов, на мой взгляд, из комментаторов того поколения, сохранил наибольшую силу. Он комментирует так, будто рассказывает любовный роман. На мой взгляд, он пока не досягаем.

Черданцев – очень сложный человек. Отчаянный карьерист. В эфире он эмоциональный, но в жизни он холодный, циничный профессионал. На мой взгляд, он очень сильно перегорел. Невозможно сравнить его с тем Черданцевым, который был в 2006-2007 году. Вроде телевизор работает на том же уровне громкости, но уже не то.

Шмурнов. Мне кажется, единственный на «Плюсе», а возможно и в России, кто обладал природным артистизмом комментатора. Один человек на «Плюсе» довольно точно сказал о нем: «Когда Александр Иванович не пытается лезть в тактику и умничать, а просто комментирует - он абсолютный топ». Вот это в точку. По крайней мере, если речь идет о 7-8 годах назад.

Елагин мне запомнился тем, что несмотря на громадный опыт и стаж, всегда уважительно относился к молодым. Сам подходил здоровался за руку, выслушивал. Помешанный на футболе и своей работе. Забавно, что он был единственным на «Плюсе», кто не верил в договорные матчи. У Елагина слишком чистые футбольные мозги и совесть, чтобы допустить, что в любимой игре может быть грязь.

С Батуриным я пару раз работал на «Свистке». Очень аккуратный, дисциплинированный профессионал. Больше особо ничего не вспоминается.

Андронов – харизматичный мужик, дико ленивый. Но свое дело – чемпионат Германии, гонки – он знал крепко.

Генич мне не нравится, как комментатор, хотя он неплохо работает, но как человек он очень обаятельный.

Казанский – джентльмен. Умнейший человек. Ни одного матерного слова я от него не услышал. Его все любили. Он был идеально вписан в коллектив.

Гутцайт – мини-Казанский. Фантастически умный человек, идеально фильтрующий свою речь. Я думаю, если Роман окажется в пустыне между суннитом и шиитом с автоматами, которые спросят его, какую он выберет веру, то Рома разрулит эту ситуацию.

Журавель. В лучшие годы он был лучшим в России гонзо-репортажником. Но очень сильно сдал, обленился. Та же самая ситуация, когда его Дацюк затроллил. Тимур заплатил, за то, что перестал готовиться. Еще он был лучшим ведущим на «Плюсе». Я ощутил его уровень, когда мы сидели в студии. Он блестяще перебрасывал вопросы от одного человека к другому и очень крепко держал эфир.

Нагучев – реально крутой. Очень сильный по человеческим качествам и достаточно талантливый. На меня огромное впечатление произвел его сюжет о Уэсли Снейдере. Это была революционная работа. Киноминиатюра. Хорошо подобранная музыка, атмосферно озвученная. Очень крутая идея, очень много рабочих приемов.

Дементьев – максимально положительное впечатление. Хотя человек не от мира сего, но коллектив его тоже любил, и он прекрасно со всеми общался. Очень интересное, мягкое чувство юмора.

Поленов - тоже талантливый человек, но со славянской ленцой.

Пирожков – тоже приятные впечатления. Но он тоже дико ленивый. У Мельникова была поговорка «если можно не работать, то лучше не работать». Пирожков по этому постулату жил. Перед уходом с «Плюса» он достиг своей лучшей формы. Когда в интервью он сказал, что лучше Черданцева, люди над ним смеялись, но он был реально лучше в тот момент. На мой взгляд, он отличный комментатор, впадающий в какое-то уныние по причине своего природного гормонального баланса.

Нобель Арустамян, Тимур Дагуев – люди социального интеллекта: умеющие заводить знакомства, облагораживать атмосферу в помещении. Это люди, у которых всегда все в порядке. В громоздких компаниях, как «НТВ Плюс», «Матч ТВ» такие люди всегда прогрессируют. Большое заблуждение, что если ты талантливый и любишь футбол, то попрешь в таких компаниях. Ты должен уметь общаться с людьми и считать на два хода вперед. Без этого качества никуда не двинешься.

Шнякин, я думаю, лучше всех из молодых понял, куда он попал. Он работал дисциплинированно, косячил меньше всех.

Еще я бы отметил никому неизвестного человека – Марию Макарову. Ее не так сильно нагружали важными заданиями, но то, что она делала – делала очень талантливо. Даже тот же монтаж. Нужно смонтировать обзор недели в РФПЛ яркой подборкой – и она очень здорово делала такие штуки. Чувствовала монтаж. Маша на какой-то своей теме. Она на всю зарплату ехала в Лондон, была помешана на английской культуре, на английском брит-попе.

Своего товарища - Эльвина Керимова - тоже упомяну. Обаятельный человек с очень приятным голосом. Комментатор он тоже солидный.

Шмельков был реально помешан на гандболе. Он сыграл огромную роль в том, что, хотя бы три кошки и две собаки знают о такой игре. Когда мы обсуждали футбольные материалы он говорил: «А вы не хотите на гандбольный мячик подрочить?». То есть, не хотите ли вы переключить внимание на гандбол.

На «Плюсе» был прекрасный коллектив. Были сложные люди, но гнили не было. По крайней мере тогда, когда я работал.

Проблема «Матч ТВ» в том, что комментаторов стало больше, чем матчей. Даже если ты хорошо работаешь, нужно подвигать других.

- Твои рассуждения в полуфинале конкурса были довольно дерзкими.

- Я был дураком тогда. Возможно, пытался выпендриться. На мой взгляд, там очень интересно и вдумчиво говорил Денис Шутов. Остальные говорили либо плохо, либо слабо, либо плохо и слабо.

Считаю, что я очень плохо провел этот конкурс. Во многом мое второе место на конкурсе – стечение обстоятельств. Во мне была накоплена какая-то энергия, от которой очень многое зависит. Если тебе не хватает таланта или конкуренты сильнее, но ты накопил в себе эту инерционную силу – она сметет все на своем пути. Приехав на конкурс, я знал, что буду в тройке за счет этой энергии.

- В финале ты оценил свое участие на 6 по пятибалльной системе. Откуда такая уверенность?

- Просто какая-то дерзость была. Надо было что-то сказать. Выступление было на 2.

- Контракт с плюсом ты подписал на год. Чем ты занимался все это время?

- Монтировал сюжеты на различные программы. Еще предлагал идеи продюсеру «Футбольного клуба» и, если она была стоящая, делал сюжет. Потом мне дали комментировать родео. Кстати, очень интересный спорт.

А сразу комментировать начал только Эльвин Керимов. Через год Дмитрия Шнякина посадили к микрофону. Остальных конкурсантов не подпускали. Хотя была забавная ситуация. В декабре меня вызвал Вася и сказал, что меня хотят уволить, потому что я не прошу комментировать. Я думал, что должны назначать, а он считал, что нужно просить, вливаясь в коллектив. После этого я попросил Поленова и Розанова прокомментировать с ними. Они любезно согласились. Но было уже поздно.   

- Про взаимные подколы внутри комнаты 8-16 ходит много историй. Расскажи несколько.

- Средний уровень юмора был очень высокий. Новичкам нужно было подтягиваться, чтобы так же смешно шутить.

Помню, у Дудя был день рождения. Он проставлялся. Я перепил какого-то поганого пива. Мне стало плохо, и я заснул на диване. Меня одели в хоккейный шлем, коньки и сфоткали. Кстати, Дагуев фоткал. Я готов за них заплатить, чтоб они не попали в сеть (смеется).

Знаменитая история про Дмитрия Савина. Когда он перепил и написал Занозину, что он конченный птеродактиль. Потом это обшучивалось много.

- А в чем прикол?

- Не знаю. Паша не похож на птеродактиля, но ему пришла в голову такая ассоциация. Потом это сообщение сохранили, и оно гуляло по Останкино.

- Подколоть можно было любого, вне зависимости от его статуса?

- Конечно. Если это смешно – подкалывай смело.

Черданцев как-то сказал, что он комментатор федерального уровня. Его часто подкалывали на эту тему. Еще на какой-то летучке он сказал, что есть топ-комментатор, под-топ-комментатор и топ-топ-комментатор. Это тоже обыгрывали. Если кого-то не назначали на матч, который он хочет, он пародировал Черданцева, говоря: «Я топ-топ! Поставьте меня».

Был комментатор на Германии – Андрей Родионов – он никогда ни с кем не здоровался за руку. Это тоже обыгрывали.

Дудь про меня написал, что я всегда ходил в одном пиджаке. Это было смешно.

- Как подкалывали Дудя?

- Юра появлялся на работе точечно, его даже не успевали подколоть.

- Про «комментатора федерального уровня» было много шуток в интернете. Вспомни самую смешную, которую придумали на «Плюсе».

- Сразу и не вспомнить. Было много импровизационных шуток, которые понятны только в контексте. Их я не могу рассказать, потому что они обидят кого-то. Если ты попал в эту струю, то работать было в кайф. Если не стал своим - уходи.

- Почему у тебя не получилось стать своим?

- В силу личного характера. Какая-то замкнутость природная. Я вообще не люблю работать в коллективе, в местах скопления людей. Последние 6 лет работаю из дома. «НТВ+» был моей единственной офисной работой. И то, работал 3 дня в неделю. Это и офисной работой нельзя назвать, скорее студийной. Поэтому мне было тяжело адаптироваться к коллективу.

- Кто еще не смог влиться в тусовку?

- Среди всех топовых самым обособленным был Черданцев. С ним хорошо общался Шмурнов и, по-моему, все. Остальные его вежливо приветствовали, но особо не братались. Никогда от него теплоты какой-то не было.

- Ты уже несколько раз упомянул в одном предложении алкоголь и «Плюс». Расскажи о самой большой пьянке.

- Не могу сказать, что на «Плюсе» прям жестко бухали. Была культура питья. Собирались в одном заведении, были очень ламповые вечеринки под хорошую музыку: британский, американский рок-н-ролл. Чтоб кто-то нажрался - такого не было.

- При каких обстоятельствах тебе объявили о расторжении контракта?

- За три месяца до конца контракта всех вызвали в кабинет к Васе. Там сказали, что было принято решение расстаться со мной, Денисом Шутовым, Исламом Касумовым. Я мог ходить на работу, но моя песенка была спета. Дмитрия Чуковский разрешил мне улететь к родителям и продолжить получать зарплату. Я ему очень благодарен. Он очень вдумчивый, человечный менеджер. У меня только теплые впечатления о нем остались. И об Анне Владимировне Дмитриевой.

- Что ты испытал, узнав об этом?

- С одной стороны - облегчение. К этому моменту я уже понял, что занимаюсь не тем, чем должен. Я не считал себя комментатором. Я понял, что не должен занимать чье-то место. Правильно, что меня уволили. Хотя бы я еще с радостью посидел на «плюсовской» зарплате. С другой стороны – стресс, как человек, вынужденный жить в материальном мире.

- Увидев Уткина первый раз в жизни ты спросил его: «Где вы берете одежду таких размеров?».

- Не помню такого, может и спрашивал.

Помню, что после собеседования, Вася зашел в комнату 8-16, общался со всеми с глазу на глаз. Там у нас были какие-то обмены любезностями. Вася зачем-то сказал, что на «НТВ+» нет евреев. Павел Баранов (участник конкурса из Белоруссии) спросил: «А Гутцайт?». Вася ответил: «Вы знаете, мне кажется это осетинская фамилия».

- На второй день работы ты задал Уткину еще один вопрос: «Когда мне повысят зарплату?».

- Вася меня вызвал, сказал, что я буду комментировал родео. Уходя из кабинета, я сказал: «Вася, повысь мне зарплату». Посмеялись и все.

- Один из участников конкурса сравнил первый день в 16-й комнате с Диснейлендом. Какое первое впечатление было у тебя?

- В воздухе витали шансы, ты мог изменить свою жизнь. Кому-то это удалось, кому-то нет.

Саша Липатов довольно правильно это сформулировал. Он - человек, преданный этой работе. Жаль, что он сам не попал. Эльвин Керимов мне рассказывал, что Саша списывался с Уткиным, уже после того как завершился конкурс. Вася ему сказал, что с вероятностью 99% он завтра позвонит и сообщит именно то, что тот хочет услышать. И не позвонил. Ну он же не сказал 100%. Вася в своем стиле.

Вася был мастером таких историй. Я помню мы пришли на летучку, где разбирали наши сюжеты. Кстати, критиковал он всегда по делу. Он включил на компе легендарную песню Pink Floyd – Shine On You Crazy Diamond. Она почти 11 минут идет. Мы сидели, молча ее слушали. В конце Вася спросил: «Как вы думаете, почему я ее включил?». Все тупанули. Никто не понял, о чем речь.

Только спустя 4 года, когда я раз 50 прослушал Pink Floyd, я понял, что имел в виду Вася. Идея была в том, что в наших сюжетах история должна быть настолько же гармонична. Тогда это был очень экспериментальный способ менторской работы. Мастер. Огромный мастер. Я очень благодарен ему за предоставленный шанс.

Ни в одном университете журналистики, ни в одном региональном издании, ни на одном региональном телеканале, ты не получишь того, что тебе может дать Уткин. За пару 10-минутных летучек с Уткиным я узнал больше, чем за 4 года в университете.

- Говорят, что ты искренне надеялся за несколько лет работы на «Плюсе» купить себе Мазерати.

- Это дикий бред. Я же умею сопоставить зарплату и стоимость Мазерати.

- Результаты конкурса справедливы?

- Этот конкурс очень сомнительный в своих конченых результатах. Нужно было проявить себя в конкретном месте в конкретный момент времени, а реальные долгоиграющие навыки оставались в тени.

Если оценивать, кто как себя показал – логичное распределение мест. Эльвин Керимов отработал стабильнее всех. Дмитрий Шнякин – прирожденный телевизионщик. Мы с Денисом Шутовым – на третьем.

Если оценивать, кто принес бы наибольшую пользу, то, на мой взгляд, сильнейшим комментатором был Денис Шутов: богатый тембр, тонко понимал игру, был остроумен, была какая-то своя подача. Потом его пригласили на «Плюс», но он не вписался в коллектив. Был слишком социопатичен, немного ленив.

- Чем ты занимался после ухода с «НТВ Плюс»?

- Это секрет. Давай эту тему не трогать.

- Чем ты занимаешься сейчас?

- Работаю в медиа. Не могу сказать, что буду заниматься этим в дальнейшем. Сейчас ты должен обладать каким-то международным навыком и не быть привязанным к русскому языку. Мы живем в такой специфической стране, что я не уверен, что через 10-15 лет здесь можно будет так же жить и зарабатывать, делая контент на русском языке.

 

- Твои коллеги отмечали, что ты всегда хотел зарабатывать очень много. Ты к этому близок?

- Я думаю, в душе все хотят зарабатывать колоссально много. У меня поменялась амбициозная модель жизни. Со временем произошел очень сильный пересмотр ценностей с материальной стороны на духовную. Сейчас нет амбиций зарабатывать гигантские деньги. Хочется просто жить на природе, помогать родителям, иметь возможность куда-то ездить.

- По контракту с «Плюсом» ты получал 50 тысяч. Сколько ты должен зарабатывать, чтобы быть довольным?

- Зарплата была, по-моему, 60 тысяч.

Я доволен сейчас. Я живу в маленьком тихом зеленом городе, возле озера, рядом с лесом. Здесь я получаю зарплату в несколько раз выше местной. Если говорить не о зарплате, которой я был бы не доволен, а счастлив, то… 30-40 тысяч долларов в месяц. Это защитный механизм, чтобы я мог купить дом себе, перевезти родителей из Красноярска – города, переживающего экологическую катастрофу, где людей, как тараканов, травят алюминиевым ядом. Помочь другим людям, которые мне близки и иметь возможность заниматься тем, чем я хочу. Вести покерные турниры, например.

- По каким причинам ты не смотришь телевизор?

- Не предлагается интересная повестка. Если мы не берем канал «Культура» или National Geographic, то смотреть там нечего. Последний футбольный матч, который я смотрел был Франция – Хорватия (финал чемпионата мира). Не получил ни малейшего удовольствия, смотрел под музыку. Разлюбил футбол как спорт.

 - Что смотришь взамен?

- Уже 3-4 года, как я полюбил MMA и UFC.

- Объясни человеку, который в этом совсем ничего не понимает, почему MMA и UFC - это круто.

- Это конечная эволюционная точка боевых искусств, в котором объединены все виды единоборств. Бокс ограничен, потому что там только удары в корпус и голову. И вообще, в целом, боевое искусство – очень интересно. Там подключен интеллект, подключена физическая одаренность, ментальная подготовка. Очень интересная игра.

Фото: личный архив Никиты Горшенина; программа «IV Всероссийский конкурс спортивных комментаторов» («НТВ+ Футбол»).