Мы же обещали, что летом Сутормин будет в топ-клубе
Весной больше него забил только Азмун.
Тренер «Оренбурга» Владимир Федотов – красавчик, но без ярких игроков он бы вряд ли вытащил «Оренбург» с 13-го места ФНЛ в первую десятку РПЛ. Главная звезда оренбуржцев на поле – Алексей Сутормин, этой весной забивший уже 5 голов (всего – 8). Сегодня он стал игроком «Зенита», перейдя из «Рубин», где он провел несколько дней. Контракт – по схеме 3+1.
До 2018/19 не играл в РПЛ, а начал сезон вообще в обороне
Еще в начале осени о Сутормине говорили намного реже, но это объяснимо: Алексей действовал на позиции правого латераля. «Наш основной правый защитник Андрей Малых получил травмы, и на летних сборах мы смотрели игроков на его позицию. По финансовым и игровым причинам они нам не подошли, поэтому мы вынужденно попробовали на правом фланге Сутормина, тем более он был крайним полузащитником», – объяснял Федотов в интервью Sports.ru.
История Сутормина крайне стремительна. До этого сезона он не играл не только на уровне РПЛ (только ПФЛ и ФНЛ), но и на фланге обороны: закрывал оба фланга атаки в 4-3-3 в «Строгино», был правым и левым полузащитником в «Волгаре». В «Оренбург» Алексей переехал зимой 2018-го – весь второй круг прошлого сезона он провел на позиции одного из инсайдов (чаще располагаясь ближе к левому флангу). «Мне не хватает умений в отборе – учитывая позицию, где я в основном играл до РПЛ, мне комфортнее ближе к атаке. Но если меня ставят крайним защитником, тоже нет никаких проблем: мне понятна эта роль», – рассказывал Сутормин.
Федотов тоже признавал, что Сутормину не хватает стабильного отбора: «Мы начали требовать большего участия в оборонительных действиях, и на каком-то этапе, еще играя инсайда, он потерял эффективность в атаке. В плане единоборств мы с ним много работали».
Даже на месте правого латераля Сутормин лез в атаку – получалось классно
Впереди Сутормин был инициативен и интересен даже в начале сезона: он наносил 2 удара за 90 минут (больше в «Оренбурге» бил только Попович) и делал 1 передачу под удар (в основе острее были Мишкич, Андрей Козлов и Бреев). Для игрока оборонительного плана – отличный показатель.
Очень недооцененное решение Федотова – перевод Ойеволе с позиции левого центрального защитника ближе к правому флангу по ходу первого тайма матча с «Крыльями Советов» (второй тур, перевод случился из-за травмы правого центрального защитника Андреева и выхода Сивакова). До того как Ойеволе перешел на правый край, Сутормин навешивал с границы финальной трети поля, находясь близко к боковой линии.
После смены позиции Ойеволе Сутормину пришлось стать хитрее: при позиционных атаках Адесойе поднимался по флангу практически к чужой штрафной, а Алексей был вынужден искать свободное пространство в центре. Карта передач Сутормина в штрафную после перевода Ойеволе четко показывает разницу в открываниях Алексея.
Гол в ворота «Анжи» в августе Сутормин забил именно после передачи Ойеволе, когда все расположились на привычных местах для одной из последних стадий позиционной атаки.
В целом такая активность подходила Сутормину: он и сам активно лез в центр и не боялся бить и подавать левой ногой. При этом Алексей очень качественно убирает мяч под себя: ложный замах похож на настоящий, поэтому соперники оказываются отыгранными (например, Сутормин пробил с левой после ложного замаха в первом матче с «Локо», но удар заблокировал Чорлука).
11 из 19 передач в штрафную в период на фланге обороны – навесы, а 6 Сутормин вырезал с левой ноги после смещений в полуфланг. Алексей играл разнообразно, но несколько решений все равно получились неоднозначными.
Возвращение в атаку: машина для быстрого нападения
После игры с «Динамо» (худшей для Сутормина в оборонительном плане: с его края прилетело много ударов) выздоровел Малых – и на сентябрьский матч с «Зенитом» Алексей вышел на позиции инсайда. Игра с петербуржцами у Сутормина не получилась: «Оренбург» продолжал чаще атаковать правым флангом (39%), но Алексей располагался ближе к левому краю (правым инсайдом был Попович).
Возвращение ближе к атаке почти не повлияло на ударную статистику Сутормина (теперь он наносит 1,95 удара за 90 минут), зато превратило его в настоящую машину контратак: Алексей классно открывается за спинами защитников и очень быстро бежит (в том числе с мячом).
Лучший матч «Оренбурга» и Сутормина по качеству организации контратак – против «Локомотива» в Москве. У команды Федотова получились 5 атак, завершившихся ударами в течение 10 секунд после перехвата мяча. Сутормин в этих быстрых отрывах был особенно силен: вывел Деспотовича один на один с Гильерме, сделал скидку в атаке с заблокированным ударом Малых, а также сам пробил в штангу.
Весной Сутормин тоже качественно играет в быстрых атаках – тут самыми яркими стали матчи против «Динамо» и «Зенита».
В игре с москвичами Алексей показал несколько сильных сторон:
• выбор позиции, когда команда перехватывает мяч (дважды убегал в контратаки в первом тайме после передач за спину защитникам);
• открывание за спину защитнику даже при резкой позиционной атаке (выход один на один после врывания за Хольмена);
• агрессивная игра в отборе на своей половине и быстрое продвижение с мячом.
Даже после ухода с позиции защитника Сутормин часто вступает в отбор: 2,5 успешной попытки за 90 минут (на месте правого латераля было 2,8). С протаскиванием мяча к чужим воротам тоже все в порядке: во-первых, Алексей очень взрывной, во-вторых, способен менять направление движения даже на рывке с мячом. По общему числу забегов, продвигающих мяч, полузащитник «Оренбурга» вошел в топ-8 в РПЛ.
В матчах с «Зенитом» и ЦСКА Сутормин выходил в атаке с Деспотовичем («Оренбург» перестраивался на 5-3-2) и больше действовал между линиями, причем в Петербурге Алексей часто принимал мяч спиной к чужим воротам и разворачивал контратаки. Выходило здорово:
Сутормин прекрасно чувствует свободные зоны не только за спинами защитников: в матче с «Зенитом» он открылся под подачу Терехова между Ивановичем и Ракицким, против «Краснодара» и ЦСКА – в опорной зоне.
Забивает Сутормин и с пенальти – «Рубину» и «Крыльям Советов». Всего за полтора года в «Оренбурге» Алексей пробил 5 пенальти (включая один в товарищеском матче), из них 4 – в левый от вратаря угол. Сутормин сменил направление лишь в кубковой игре с «Тюменью» – и все равно забил.
Сутормин прекрасно проводит дебютный сезон в РПЛ. Что дальше?
Сутормин мог оказаться в статусном клубе еще в 2017-м: Курбан Бердыев дважды приглашал его на просмотр в «Ростов». Полузащитника не отпустил тогдашний тренер «Волгаря» Юрий Газзаев: «Судя по прессе, там на просмотре и так много игроков из низших лиг, а останется мало кто. Летнее окно короткое: не попадет он в «Ростов» и с нами пропустит подготовку – кому от этого польза?».
Одновременно с «Оренбургом» Суторминым интересовались «Амкар» (РПЛ) и «Крылья Советов» (ФНЛ), но полузащитник сделал выбор после разговора с Федотовым.
Было давно понятно, что самый вероятный вариант для Сутормина – «Зенит». Алексей был в структуре клуба с 2010-го по 2012-й (в юношеской команде он играл с Кузяевым) и говорил, что Петербург ему понравился даже больше родной Москвы. Тем более о Сутормине публично говорил Сергей Семак – понятно, что после конкретных вопросов от журналистов, но все равно таких комплиментов тренер «Зенита» больше никому не делал: «От Сутормина идет много остроты. Мне импонирует его игра, но все трансферные вопросы будем решать ближе к концу сезона».
Информация о возможном переходе Сутормина в «Зенит» проскакивала еще в январе. «В топ-клубы надо приходить готовым. Одновременно хочется, чтобы была заинтересованность тренеров и клуба. Понятно, что никто не даст гарантий, что будешь играть. Но все-таки не хочется переходить и сидеть на скамейке», – отвечал Алексей на зимние слухи.
Весна точно увеличила шансы на попадание в топ-клуб: 4 гола и второе место в списке бомбардиров за шесть матчей – больше забил только Азмун (столько же – Антон Миранчук и Шейдаев).
В этом сезоне у Сутормина уникальный набор: он второй игрок «Оренбурга» по количеству ударов, передач под удар и отборов за 90 минут. Алексей сильно отличается от российских игроков, собранных в «Зените»: Кузяев и Ерохин так же универсальны, но не так быстры и остры в контратаках.
Проблема одна: мы не знаем, насколько хорош Сутормин в позиционных атаках (хотя он нагло лезет один в один – как, например, в недавнем матче с ЦСКА). «Зениту» нужен был полузащитник, умеющий обыгрывать с места на маленьком пространстве, Сутормин не кажется идеальным кандидатом на эту роль.
Но в РПЛ появляется слишком мало новых лиц: даже за один такой сезон Сутормин заслужил шанс в топ-клубе.
Использованы данные Opta, Instat, Wyscout.
Дорский расспросил тренера «Оренбурга» о тактике: xG, блоки, переходные фазы
Фото: Gettyimages.ru/Epsilon; РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Михаил Докудовский