Барриос – лучший опорник РПЛ. Семак перестроил центр поля и сделал «Зенит» сильнее
Самый отбирающий игрок весны в России.
В середине января «Зенит» потерял главного игрока центра поля: Леандро Паредес уехал в «ПСЖ» за 47 миллионов евро. Паредес не играл уже на Кубке «Матч Премьер» – его заменяли Краневиттер, Эрнани, Леон Мусаев, Маркизио и Оздоев. Получалось не очень: Мусаев был лучшим разыгрывающим, Краневиттер ошибался в очень простых ситуациях, Маркизио больше рассматривался на позицию десятки, а Оздоев скорее не рассматривался вообще.
В последний день дозаявки к плей-офф Лиги Европы Семак получил нового центрального полузащитника: в Питер переехал Вильмар Барриос из «Бока Хуниорс». В интервью Sports.ru Семак рассказал, почему Барриос – не прямая замена Паредесу: «С уходом Леандро наш центр поля количественно уменьшился, и мы решили найти игрока, который будет соблюдать баланс между обороной и атакой. В первой части сезона нам не хватало шестого номера с хорошим пониманием игры. Барриос – игрок совершенно другого плана, чем Паредес».
Не очень качественная игра Барриоса вперед была заметна еще в «Боке»: 4 неточные передачи в штрафную в сезоне-2018/19 (точных не было), 71% точных передач в целом. Сразу после трансфера Вильмара Семак не видел в этом проблемы: «Игроку амплуа Барриоса необязательно обострять, у него будут другие задачи. Мы смотрели видео, увидели его на тренировках – у Барриоса хороший контроль мяча».
От Барриоса действительно не требуют обострения в финальной трети поля: за шесть матчей в РПЛ он отдал только 5 передач в чужую штрафную, из которых 1 стала точной (на Ригони в матче с «Анжи»). Для сравнения: второй центральный полузащитник «Зенита» Оздоев за этот же отрезок сделал 19 пасов к воротам соперника, хотя в матчах с «Уфой» и «Спартаком» выходил только на замену (у Вильмара все матчи – в старте).
Даже с такими цифрами Барриос был ярок на чужой половине в гостевых матчах со «Спартаком» и «Локомотивом». Против «Спартака» Вильмар забил первый гол за «Зенит» и нанес еще один удар (неточный) после выигранного подбора. Против «Локо» колумбиец четыре раза продвигался с мячом на чужую половину, причем дважды – вообще от своей штрафной после выигранного подбора. Только один прорыв завершился точной передачей, поэтому можно говорить именно о яркости Барриоса (на фоне обычных выступлений и ожиданий от опорника), а не о его качественных действиях в атаке. Для Семака Барриос гораздо важнее в первой фазе позиционных атак.
В первом матче 2019-го в Стамбуле главный тренер «Зенита» явно перестраховался: в центре поля вместе вышли Барриос и Краневиттер (такой вариант вообще не наигрывался в контрольных матчах). В начале позиционных атак Краневиттер обычно опускался на одну линию с Ивановичем и Ракицким, а Барриос располагался выше (хотя иногда они менялись местами).
В остальных весенних матчах «Зенита» к Ивановичу и Ракицкому опускался только Барриос. Оздоев, Нобоа и Кузяев располагались выше, обычно – на одной вертикальной линии с Барриосом. При этом фланговые полузащитники либо уходят в полуфланги и освобождают края для подключения защитников, либо один из крайних хавбеков (чаще всего Дриусси, но бывает и Ригони) вообще смещаются в центр к Оздоеву.
В начале атаки Барриос располагается между Ивановичем и Ракицким, но иногда Вильмар и Ярослав меняются местами (так было в домашней игре с «Фенербахче» и против «Спартака»). Более эффективно расположение Барриоса между центральными защитниками – так Вильмар освобождает их из-под прессинга и за счет быстрой передачи позволяет Ивановичу и Ракицкому забросить мяч к чужой штрафной или самим продвинуться вперед (как, например, делал Ракицкий в игре с «Оренбургом»).
При таких функциях топ-5 самых популярных комбинаций с участием Барриоса вообще не удивляет: главные адресаты передач Вильмара – Ракицкий и Иванович, от них же колумбиец получает наибольшее число пасов. Третье место Смольникова по обоим показателям тоже логично: с ним Барриос перепасовывается, когда Иванович не успевает уйти широко во фланг, и промежуточная передача на серба замедлит темп атаки.
В мартовских матчах с «Уралом» и «Уфой» Барриос уступал по Packing (количеству игроков соперника, отрезанных передачей) Ракицкому, Ивановичу и второму центральному полузащитнику (Оздоеву или Нобоа), в игре со «Спартаком» – Ракицкому, Нобоа, немного опередив лишь Ивановича (28 отрезанных соперников против 22). За первый пас в «Зените» отвечают другие, Барриосу нужно освободить их из-под давления.
Соперники довольно быстро подстроились под эту систему, встречая «Зенит» 3-в-3. При передачах от фланговых защитников назад высоко прессинговал «Урал», а «Вильярреал» на «Газпром Арене» просто уничтожил первую фазу атаки Семака.
Такое давление сильнее всего сказалось на Ракицком, через которого и развивается большинство атак «Зенита»: за первый тайм украинец сделал 10 передач назад (из 24), а всего в матче он чаще всего пасовал Луневу, Ивановичу и Кузяеву, игравшему в тот вечер слева в обороне (по 6 передач).
«Спартак» в начале матча тоже разбил «Зениту» выход из обороны: гол и еще пара контратак, пришедших в результате прессинга, оставление свободным Смольникова, который стал самым пасующим игроком Семака.
После мартовской паузы на сборные «Зениту» стало лучше: «Оренбург», «Локомотив» и – тем более – «Анжи» практически не прессинговали высоко, и петербуржцы спокойно развивали атаки. Впереди матчи с «Краснодаром», «Динамо» и ЦСКА (первое, пятое и третье место в РПЛ по интенсивности прессинга) – под них Семаку точно нужно придумать что-то особенное.
В обороне у Барриоса гораздо более важная роль – он главная звезда «Зенита» при атаках соперника.
Во-первых, Вильмар всегда очень жестко ставит ногу и великолепно работает корпусом – точно лучше всех в РПЛ среди разрушителей. Смещение Барриоса в полуфланг для подстраховки защитников и постановка спины под прорвавшегося соперника – уже классика матчей «Зенита». В таких эпизодах опорник ни разу не пустил нападающего к мячу – он всегда уходил за лицевую.
Во-вторых, Барриос очень агрессивен без мяча – и это проявлялось еще в Аргентине (6,1 попыток отбора в «Боке» с корректировкой на владение). Он дорабатывает, даже когда уступает сопернику несколько метров – рывок у Барриоса тоже в порядке.
В-третьих, Барриос прекрасен при игре 1-в-1. За десять матчей в «Зените» с ним относительно легко разбирался только Мельгарехо: выход один на один после контратаки в первом тайме, смещение с правого фланга в центр и удар с левой – после перерыва.
Структура «Зенита» по-прежнему не очень хороша (проблемы в центре поля тянутся еще с Манчини), но Барриос выигрывает ключевые единоборства (особенно – при контратаках соперника) даже у тех, кто классно разбирается 1-в-1.
Благодаря своему стилю и качеству при отборе Барриос – не только лидер РПЛ весной по отборам, но и один из лучших по проценту успешных отборов (соотношение успешных отборов ко всем попыткам отборов) и истинных отборов (отборы, после которых команда вернула себе владение мячом).
С корректировкой на владение показатели Барриоса впечатляют еще больше. Почему очень важно делать корректировку на владение (допущение, что все команды владеют мячом 50%) в интервью Sports.ru объяснил начальник аналитического штаба «Зенита» Максим Гайдовский: «Одна команда может в среднем владеть мячом 60%, а другая – 40%. Конечно, у опорника команды, которая больше владеет мячом, меньше возможностей совершить отбор».
После ухода Паредеса Семак признавался, что аргентинец не умеет правильно отбирать мяч: «Например, при подкатах у Паредеса всегда поднята вторая нога. Даже если он не попадает по сопернику, это сигнал для судьи». Это заявление с разменом Паредеса на Барриоса кажется очень важным: во второй половине сезона Семак поставил на более качественные действия в обороне (здесь помог и прогресс Оздоева, который тоже очень агрессивен без мяча, но чаще допускает позиционные ошибки), а характер первой фазы атаки изменился из-за прихода Ракицкого.
В целом весной «Зенит» стал надежнее: четвертое место по качеству допущенных моментов после «Ростова», «Локомотива» и «Краснодара». Во-первых, после первой части сезона «Зенит» был пятым по этому показателю, а, во-вторых, действительно опасные моменты были только у «Спартака» (выход Мельгарехо, его же удар с близкой дистанции, когда на самом деле Лоренсо находился в офсайде).
Зимние трансферы изменили и усилили «Зенит», а Барриос стал одним из трех главных активов клуба.
Прекрасное начало карьеры в России.
Использованы данные Opta, InStat и паблика «Пыльный чердак».
Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов; globallookpress.com/Aleksandr Kulebyakin (3);
Топовое приобретение!
Ждём летом ещё парочку и сброс балласта