Лука Йович: отказал Венгеру, спал в машине, чтобы пробиться в футбол. Теперь он игрок «Реала»
Перешел за 60 млн.
Ночевал в Белграде в машине с отцом, чтобы сэкономить
Луке Йовичу повезло, в отличие от многих югославских футболистов, он не видел войну: сербско-боснийский конфликт закончился за пару лет до его рождения, а натовские бомбежки не затронули его родную деревню Батар. Лука родился в Боснии, но в сербской семье и на территории Республики Сербской – сейчас это одна из двух федеративных частей Боснии и Герцеговины.
С семи лет Йович начал заниматься футболом в поселке Лозница – в Сербии, в 20 минутах езды на машине от боснийского Батара. Там парню платили по 50 евро за игру и компенсировали траты на проезд. Лука отдавал все отцу, хотя тот был против – не хотел быть в долгу у сына.
Когда Йовича увидел скаут могущественной «Црвены Звезды», он никак не мог понять, какая нога у него рабочая. Даже остановил его и спросил, а маленький Лука невозмутимо ответил: «Обе». Скаут не поверил и попросил пробить пенальти и правой, и левой – Йович забил оба.
В детстве Лука фанател от сербского нападающего Саво Милошевича, – двоюродного брата отца. Саво родился в соседнем городе Биелина, но воспитывался в белградском «Партизане» и помог клубу дважды взять чемпионат и кубок страны. «Партизан» активно пытался переманить Луку через отца, когда они были в Белграде, и даже предлагал 200 евро в месяц. Когда об этом узнали в «Звезде», понеслись обвинения в нечестном переманивании юных игроков.
Улаживал конфликт сам Милошевич. Он посоветовал парню выбирать сердцем – знал, что Лука и вся семья болеет за «Звезду»: «Ты главный, тебе решать».
От Батара до Белграда около трех часов езды в одну сторону, и Милан шесть лет возил Луку на тренировки на стареньком Volkswagen Passat. Иногда, чтобы не тратить время, Йовичи ночевали в машине на парковке у стадиона – укладывались валетом на заднем сиденье. «Один раз мы чуть не замерзли. У Луки было два матча на выходных, и мы поставили машину около южной трибуны. Были поражены не только охранники, но даже местные бомжи», – вспоминал отец Йовича Милан в интервью Mozzart Sport.
Такие кочевнические приключения продлились недолго: когда в клубе узнали, что одна из главных звезд юношеской команды остается в таких условиях, семье помогли с ночлегом. Иногда Луку из Белграда подвозил отец Душко Тошича – еще одного игрока сборной Сербии.
Старенький «Пассат» до сих пор стоит на участке Йовичей в Батаре. «Не могу от него избавиться. Это воспоминания», – объясняет Милан. Отец старается лишний раз не вспоминать, но ради того, чтобы постоянно возить сына в Белград, он взял кредит и открыл магазин. Все деньги семья тратила на Луку. У Йовичей была своя ферма, и все из хозяйства шло на полки магазина. Поручителем выступила жена – правда, она об этом не знала. Милан взял с собой ее паспорт, потом положил на место, а признался ей только пару лет назад.
Предлагали немецкое гражданство семье, лейкемия у бабушки и сестры
«Когда Луке было девять, в Батаре неожиданно объявились два джипа с немецкими номерами, – рассказывал старший Йович Bild о временах, когда слухи о таланте Йовича перелетели из Белграда в Германию, Англию и Италию. – Из машин вышли два бывших югославских игрока. Луке сказали, что как будут готовы документы – он может выбрать любой клуб. Позже ко мне приехал скаут «Арсенала» и пообещал квартиру, если Лука подпишет контракт. Он при мне разговаривал по телефону с самим Арсеном Венгером. Но мы отказались. Я рад, что мой сын – очень приземленный человек».
Из джипов тогда вышли Фреди Бобич и Мики Стевич: первый работал в «Штутгарте», второй – в дортмундской «Боруссии». Бобич тогда определенно что-то знал – сейчас он спортивный директор «Айнтрахта» и со второй попытки все-таки уговорил Йовича переехать в Германию (но лишь в 2017-м).
А в 2006-м все было куда серьезнее. Представители обоих клубов бундеслиги предлагали Йовичам оформить немецкое гражданство и переехать в Германию. Но не всем. А с бабушкой и дедушкой у Луки были очень близкие отношения, к тому же бабушка тяжело болела: у нее и у двухлетней сестры Луки почти одновременно обнаружили лейкемию (рак крови). Бросить родственников в беде было невозможно, Йовичи остались дома и решили пробиваться через «Звезду».
Всех коров с фермы пришлось продать, деньгами на лечение помогал и Саво Милошевич, но мать Милана отказывалась от помощи и требовала всеми доступными средствами лечить внучку. Девочка выкарабкалась, а бабушка Луки скончалась.
Гол в дебютном матче в 16 лет, поход в ночной клуб в Лиссабоне перед игрой
Йович дебютировал в «Звезде» уже в 16. Это было прекрасно: Лука выскочил на замену при счете 1:3 в матче с «Войводиной» и в конце сравнял счет. Спортивный директор «Црвены Звезды» Звездан Терзич на эмоциях назвал его «сербским Радамелем Фалькао». Лука позже говорил, что ему это только навредило – слишком завышенные ожидания.
С сезона-14/15 Йович чаще играл в старте, чем выходил на замену, и забил шесть голов. Но дела команды шли не очень: «Звезда» сильно отстала от «Партизана», тренера Ненада Лалатовича, который подпускал Луку к основе, уволили, его сменил Миодраг Божович. Он сделал «Звезду» чемпионом, правда, Лука при нем все чаще оставался в запасе и выходил забивать уже измотанным соперникам. Тогда «Црвену Звезду» поддушивали финансовые трудности, а за Йовичем следила «Бенфика» – и как только из Лиссабона прилетело предложение, Луку продали, даже не спросив его мнения. Возможно, именно поэтому все сложилось крайне неудачно.
Переход был довольно мутным – сначала в кипрский «Аполлон» за 2 млн евро, а на следующий день – в «Бенфику» за почти 7 млн. Так португальцам помогал экономить деньги известный агент Пини Захави – разумеется, через посредников.
В первом сезоне Йович сыграл за «Бенфику» всего три матча (по одному в кубке, чемпионате и Лиге чемпионов) и даже выскочил на две минуты в игре с «Баварией» в плей-офф ЛЧ, став самым молодым дебютантом этой стадии за долгое время.
Как часто бывает с 18-летними футболистами, на которых падают большие деньги, Луке сорвало крышу. Он скучал по дому и плохо тренировался, а конкуренты этим прекрасно пользовались. «Виноват только я. У меня были серьезные конкуренты в первой команде: Митроглу, Рауль Хименес, Жонас. Митроглу тогда забивал в каждом матче, а если не забивал он, со скамейки выходил Хименес. И забивал. Но серьезные ошибки я допустил сам. Меня продали против моего желания, я был слишком молод и не готов психологически, – вспоминал Йович в интервью Mozzart Sport. – Я вел себя непрофессионально. Свои ошибки нужно признавать. Проблема была в голове, меня тянуло домой».
Луке помогал Руй Кошта. Однажды он подошел поболтать после товарищеского матча, в котором серб забил, и Йович расплакался ему в плечо: «Я хочу домой, я хочу в «Звезду». В ответ легендарный португалец включил режим мотивации: «Ты не видел здесь того парня, который забивает? Это же не ты? Я не вижу его. Ты можешь его вернуть?». Это не помогло. Перед матчем, в котором его впервые хотели выпустить в стартовом составе «Бенфики», Лука до утра протусовался в ночном клубе.
«Митроглу тогда был в плохой форме, Хименес получил травму, а я начал забивать за вторую команду. Это была моя лучшая неделя на тренировках. Чего только я ни делал – все получалось. Я пробивал Эдерсона с правой, с левой. Любой штрафной – гол, я прокидывал мяч между ног каждому, – рассказывал Лука. – В четверг, за два дня до игры, тренер начал наигрывать меня в старте. Митроглу занервничал, я слышал, как он ругался на греческом. Руй Кошта подошел ко мне после тренировки и сказал: «Вот ты и вернулся. Это ты. Все дело в голове. Вот такого тебя я и хотел видеть». Правда, в этот же вечер я пошел в клуб и провел там всю ночь. И меня заметили. Конечно, я даже не попал в заявку на матч».
Но Йович все равно не зря съездил в «Бенфику» – там он узнал, что все еще не лучший на планете, стал играть не только в центре нападения, но и на флангах. «Как футболист я вырос», – говорил Лука.
Сезон-16/17 стал для Йовича последним в Португалии. Ему позвонил Фреди Бобич, который давным-давно пригонял на его участок в Боснии, и предложил перезапустить карьеру в «Айнтрахте». «Бенфика» согласилась отпустить Луку в аренду на два года со смешной ценой выкупа – 7 миллионов евро. Кажется, в клубе совсем не верили, что Йович заиграет.
А он заиграл. В этом сезоне – 17 голов в бундеслиге и еще 8 – в Лиге Европы. В мае «Айнтрахт» перекинул португальцам те самые 7 миллионов евро, а сегодня получил за игрока 60 млн от «Реала».
Сейчас Йовичи настаивают на том, что трудный период и загулы – в прошлом. 21-летний игрок отремонтировал тот самый дом в Батаре, купил квартиры в Белграде своей девушке с ребенком и родителям.
А когда папу Луки спрашивали об интересе топ-клубов, включалась совсем уж глянцевая история. «Лука однажды сказал: я могу зарабатывать миллионы, но я готов играть и за десять евро. Настолько он любит футбол».
Посмотрим. Не хотелось бы новых разочарований.
Фото: Instagram/lukajovic_35; globallookpress.com/Peter Steffen; Gettyimages.ru/Oliver Hardt/Bongarts
«Реал» купил Йовича за 60 млн евро, это только начало. Трансферный лист Зидана – в одной картинке
Ночевка в машине выдается за подвиг.
Глажка/стирка своей одежды, как образец перфекционизма и целеустремленности
что дальше? поставь себе цель и почисти зубы?
Cтесняюсь даже подумать, что бы писали если бы ему довелось на вокзале ночевать.