5 мин.

Сколько «Ростов» зарабатывает на зрителях. И сколько мог бы

Год назад ФК "Ростов" переехал на новый стадион - "Ростов-Арену", построенную к Чемпионату Мира. По случаю годовщины клуб опубликовал занимательную инфографику. Приглядимся внимательнее?

Matchday – один из трёх основных источников дохода футбольного клуба, наряду с продажей телеправ и спонсорскими контрактами. Опубликованная «Ростовом» картинка позволяет прикинуть, сколько клуб заработает в этом сезоне на проведении матчей, и сравнить эту цифру с конкурентами из Западной Европы. Погнали.

Доходы ФК «Ростов»

Заявленный средний чек, - 600 рублей с человека, - очень похож на правду. Билеты в Ростове-на-Дону стоят 150-1700 рублей, при этом львиная доля мест на ¾ матчей попадает в диапазон 150-600 рублей. Добавим продажу атрибутики и нехитрой закуски в перерыве — и получим те самые 600 рублей с человека.

В этом сезоне домашние матчи ФК «Ростов» уже посетили 436 896 человек — и впереди две игры с «Локомотивом» (в будни, поэтому посчитаем по 30 000 человек на каждой), матчи против «Зенита» (соберет 40 000) и «Краснодара» (скорее всего, 35 000). Итого приблизительно 572 000 человек, или 31 780 человек на каждой игре (прямо сейчас средняя посещаемость 31207 чел).

572 000 чел * 600 руб = 343 200 000 рублей. Что было понятнее: 343,2 млн рублей, или 4,7 млн евро. Много это, или мало? Сейчас сравним.

Доходы европейских клубов в matchday

Важные уточнения:

  1. Данные о посещаемости ФК «Ростов» взяты за сезон 2018/2019 с Transfermarkt;

  2. Данные о посещаемости европейских клубов и «Зенита» взяты из отчета Deloitte за сезон 2017/2018;

  3. Данные о доходах клубов взяты из того же отчета;

  4. Суммарный доход топ-20 клубов по версии Deloitte последние пару лет растет на 5-7% в год. То есть если в сезоне 2017/2018 клуб заработал 30 млн, то в сезоне 2018/2019 этот же показатель составит, скорее всего, 31,5-32 млн.

Итак. Найти информацию о доходах западноевропейских середняков вроде «Аталанты» (7-е место), «Ренна» (5-е место) или «Утрехта» (5-е место) в отчете Deloitte не удалось, поэтому придется сравнивать доходы «Ростова» с более известными и коммерчески успешными соперниками. Например:

  • «Аякс» - 31 млн евро matchday / 49670 чел посещаемость;

  • «Вест Хэм» - 27,7 млн евро / 56896 чел;

  • «Ньюкасл» - 27 млн евро / 52297 чел;

  • «Базель» - 26,7 млн евро / 25857 чел;

  • «Бешикташ» - 22,8 млн евро / 26983 чел;

  • «Эвертон» – 18,9 млн евро / 39043 чел;

  • «Зенит» - 9,5 млн евро / 43963 чел.

  • «Ростов» - 4,7 млн евро / 31780 чел (прогноз на сезон 2018/2019)

Что мы видим?

«Ростов» вполне успешно конкурирует с европейскими клубами по посещаемости, но страшно проваливается по доходам в matchday. Это же касается и «Зенита»: при меньшей в 1,5 раза посещаемости сраный «Базель» заработал чуть ли не в 3 раза больше, а «Бешикташ» – в 2,5 раза. Не говоря уже о об англичанах, хотя, конечно, и у них особняком стоит «Эвертон».

Можно ли зарабатывать больше?

Представим, что «Ростов» пробьется в еврокубки, «Спорт-Ин» передаст стадион в управление клубу, а коммерческий отдел поставит в 4 раза больше палаток с атрибутикой и научит поваров заваривать чай в 6 раз быстрее. Несомненно, это позволит увеличить доход до 6-7,5 млн евро за сезон, но о большем мечтать не приходится. Почему?

Главная, на мой взгляд, причина — невысокий, по сравнению с Западной Европой, уровень доходов населения. «Ростов» не соберет даже 10 000 человек на рядовой матч против условных «Анжи» или «Урала», если билеты будут стоить от 1000 рублей (а ведь это всего-навсего 15 евро). Отсюда, вероятно, и неважный результат «Зенита» в отчете Deloitte: 9,5 млн против наших ожидаемых 4,7 млн — это, конечно, круто, но даже ребята из «Эвертона» заработали в два раза больше. И, повторюсь, не потому, что у нас плохо работают, а потому, что оставить на стадионе больше 600 рублей/чел в Ростове и больше 800-900 рублей/чел в Петербурге могут немногие.

Можно ли заработать на зрителях?

Согласно отчету Deloitte, matchday в среднем приносит клубам 14% от общего объема доходов. При этом бюджет «Аякса» и «Базеля» вообще на треть состоит из дохода в дни матчей. Экстраполируем на РПЛ.

Если верить источнику, бюджеты половины клубов РПЛ крутятся в пределах 0,9-1,4 млрд рублей. При этом «Крыльям» (1,37 млрд) и «Уралу» (0,9 млрд), как и нам, с неба упали новые стадионы, которые можно и нужно заполнять. «Урал» собирает на домашних матчах по 14822 чел и при чеке 600 руб/чел обеспечивает этим 16% годового бюджета. Крылья (18039 чел) вытряхивают из карманов зрителей 12,6% своего бюджета. При этом и «Уралу» (вместимость 35000), и «Крыльям» (вместимость 45000), и «Ростову» (вместимость 43000, посещаемость 31000) всё ещё есть, куда расти — а значит, и увеличивать доходы в matchday.

Резюме

Доходы российских клубов от проведения матчей не приблизятся к западноевропейским значениям, пока к ним же не приблизятся наши зарплаты. Тем не менее, заработать на зрителях можно — особенно, если есть новый клёвый стадион. В Ростове-на-Дону этим активно занимаются, а вот как обстоят дела в Волгограде, Самаре, Нижнем Новгороде, Саранске, Сочи, Казани, Екатеринбурге, было бы интересно узнать в комментариях. Что происходит в Воронеже, вы знаете и так.

Фото: https://vk.com/fcrostovhttps://vk.com/aero_rostovhttps://vk.com/ddemkov