Отец Сердара Азмуна: «Игры моего сына смотрят 40 миллионов иранцев»
Черная икра Каспия, иранский волейбол, женщины на трибунах и армия после сборной. Геннадий Орлов пообщаться в эфире Радио Зенит с Халилом Азмуном - с отцом лучшего нападающего сине-бело-голубых в весенней части сезона.
- Халил, вы счастливый отец?
- Да, я по-настоящему счастлив, ведь у меня такой замечательный сын.
- У вас большая семья?
- Если подсчитать всех наших родственников, то получится человек 200. Мы из той местности, где в основном живут туркмены. Я сам - туркмен, но родом я из Ирана. Живем неподалеку от границы с Туркменией - на берегу Каспийского моря.
- Я однажды был в Лондоне, и обратил внимание на то, что черная икра из Ирана стоит дороже российской. Она лучше, чем в нашей стране?
- Я думаю, что рыба питается лучше именно у нас. Да и вода в иранской части Каспия чище. Вот мы и перетягиваем на свою сторону осетров.
- Сердар уже приспособился к российской кухне?
- За столько лет он уже привык к местной еде. Когда его мама не приезжает к нему, то он питается в русских ресторанах. Ну а она обычно готовит блюда иранской кухни.
- Мама Сердара - волейболистка. А вы, Халил, тренировали сборную Ирана по волейболу. Расскажите, о своей волейбольной карьере.
- У нас большая спортивная семья. Я и еще один мой брат играли за национальную сборную. Я вызывался в команду в течение восьми лет. И мне даже довелось играть против Владимира Алекно, который сейчас тренирует казанский «Зенит». Однажды его команда приехала к нам в Иран, и в итоге победу праздновали именно мы. Наверное, Владимир помнит, как мы обыграли его со счетом 3:0.
- А это правда, что ваш сын до сих пор играет в волейбол в свободное от футбола время?
- Когда Сердар приезжает к в Иран на отдых, он три из четырех дней проводит в волейбольном зале.
- Откуда у него такая прыгучесть?
- Сердар тренировался среди нас с самого детства. Думаю, сказывается то, что он находился в спортивной среде. И не только в волейбольной. У меня родной брат - чемпион Ирана по легкой атлетике. Он бегал стометровки.
- В какой момент Сердар стал заниматься именно футболом и сделал осознанный выбор в пользу этого вида спорта?
- В девять лет выяснилось, что из него может получиться хороший футболист. Он попал в сборную Ирана U-10. И тогда стало понятно, что его будущее - это футбол.
- В Иране есть сборная U-10? У нас такой команды нет.
- Да, у нас с этого возраста вызывают в сборную. Каждый возраст - своя команда.
- Как Сердар оказался в поле зрения Курбана Бердыева?
- Когда моему сыну было 16 лет, он приехал в Петербург на Кубок Гранаткина - это турнир среди юношеских сборных. Тогда Сердар забил семь мячей, и его заметили. Первым делом Бердыев поговорил со мной. Это было зимой, я даже испугался - настолько было холодно тогда в Казани.
- А как вы общались с ним?
- Несмотря на то, что Курбан Бекиевич из Туркмении, мы все же разговаривали через переводчика. Еще до этой встречи звучали другие предложения: «Челси», «Манчестер Сити» и иные клубы. Но я посмотрел тренировки «Рубина», а еще тогда казанцы переиграли мадридский «Атлетико». И в этот момент я понял, что стоит довериться Бердыеву.
- Как к вашему сыну относятся на родине?
- Игры Сердара смотрят больше 40 миллионов болельщиков. У нас очень любят футбол, и многие ищут в интернете трансляции матчей. Если говорить о туркменоязычном регионе, то наши четыре миллиона человек обязательно смотрят игры с участием моего сына в прямом эфире. Кроме того, у нас в Иране работают пять десятков спортивных изданий, которые регулярно пишут о Сердаре. Ну а если играет сборная, то на стадион приходит несколько десятков тысяч зрителей.
Сердар Азмун в матче с Марокко на чемпионате мира 2018
- А в Иране женщины ходят на футбол?
- У нас, конечно, любят спорт, но женщины не могут посещать футбольные матчи. Правда, на волейбол можно ходить. А еще у нас есть женская футбольная сборная. И вот на игры с ее участием мужчинам вход запрещен.
- Третье место Кубка Азии - это успех для Ирана?
- Мы надеялись на победу, но наша сборная проиграла японцам. Хотя до того мы два года не проигрывали никому, кроме Испании.
- Кто из иранцев сейчас лучше всех играет в Европе?
- В «Брайтоне» отлично выступает Алиреза Джаханбахш, «Ноттингем Форрест» представляет Карим Ансарифард, а Саид Эззатоллахи - в данный момент в «Рединге».
- Давайте поговорим о том, как живет Сердар в Петербурге. Приезжала ли к нему сюда его мама?
- У нас в Иране намечены некоторые мероприятия. Например, свадьбы. Когда все закончится, она обязательно приедет. Это несложно: три часа полета - и она здесь. Что касается виз, то клубы нам всегда помогают ее оформить.
- Говорят, что Сердару надо отслужить в армии.
- У нас должны принять закон: каждый футболист, который выступает в сборной, призывается в армию после 30 лет. Служить нужно два года. Но учеба в вузе тоже дает отсрочку.
- А Сердар сейчас учится?
- Да, в Казанском университете по специальности «Спортивный менеджмент». Он поступил в этом году.
Азумн в "Рубине"
- Вы довольны контрактом вашего сына?
- Да, и главное, что в приглашении Сердара был очень заинтересован Сергей Семак.
- Сердар очень нравится своей дерзостью на поле. Он не боится брать на себя игру, и лишний раз не перестраховывается. Кому мы должны сказать «спасибо» за это?
- Я согласен с вами. Очень многое в этом отношении сделал Курбан Бердыев. Но я бы выделил еще одну черту характера Сердара: с переходом в более сильную команду он старается играть еще лучше.
- Халил, вы уже знаете эти фамилии: Дзюба, Жирков, Иванович и так далее? Что Сердар рассказывает о своих партнерах?
- Конечно, ведь мой сын живет в России уже семь лет. И со всеми перечисленными он пересекался на футбольном поле еще до перехода в «Зенит». Самое главное, что в команде есть сплоченность. Я очень рад, что моего сына хорошо приняли в клубе. И вообще, Сергей Семак создал правильную атмосферу.
Радость Азмуна в матче против "Фенербахче"
- А для вас Семак – это какой тренер? Новой формации? Или старой?
- Я играл за сборную Ирана, и знаю, что это такое. Сергей Богданович много лет вызывался в национальную команду России, у него за плечами - большой футбольный опыт в «Рубине» и «Зените». Да, он молодой тренер, но его результаты говорят о том, что он очень умный специалист.
- Вы помните, как впервые оказались на домашнем матче «Зенита»?
- В тот вечер я очень тепло оделся на игру, но, как оказалось, зря. Для меня это было удивительно - смотреть зимой футбол с таким комфортом. Вообще, я думаю, что стадионов подобных «Газпром-Арене» в мире больше нет. А еще болельщики «Зенита» очень горячо поддерживают команду. Я был в Казани и Ростове, но там таких фанатов я не встречал.
Фото: Чемпионат, КП, Р-Спорт, Спорт-Экспресс,