Кононов совсем не доверяет двум молодым из «Чертаново», а зря: они готовы к РПЛ
Дорский проверил, насколько хороши Умяров и Глушенков.
Зимой «Спартак» покупал только молодых игроков: за возвращением 22-летнего Аяза Гулиева и покупкой 21-летнего левого защитника Айртона можно было пропустить трансферы 18-летнего Наиля Умярова и 19-летнего Максима Глушенкова.
Умяров и Глушенков перешли из «Чертаново». В начале 2010-х оба были в академии Коноплева
В перспективе Глушенков и – особенно – Умяров кажутся не менее качественными трансферами, чем Гулиев и Айртон, но пока воспитанники «Чертаново» практически не выходят в основе «Спартака»: оба появились лишь на последних минутах матча с «Зенитом».
Умяров родился в Сызрани и уже в 9 лет оказался в академии Коноплева, тогда сильнейшей школе России. Через год Наиля пригласили в «Спартак», но он перешел в «Чертаново», где маму взяли на работу медсестрой. Там вообще было много знакомого – практически всю юность Умяров провел у тренера Станислава Коротаева, который до переезда в Москву тоже работал в академии Коноплева. Именно благодаря ему состав «Чертаново» 2000 года рождения, где играл Умяров, взял три первенства России за четыре года (2014, 2015, 2017).
Это сейчас все любят «Чертаново» за красивую концепцию и веру в своих, а на старте условия были не самыми приятными: «Меня приглашали конкретно на 2000 год. Говорили, что собрали такую команду! Инфраструктуру в «Чертаново» нельзя было сравнивать с тем, что было в Тольятти. У нас не было своего полноразмерного поля, мне рассказали о стадионе в Подольске. Мне-то казалось, что Подольск – это как в Тольятти, проехал три минуты на автобусе, и уже на стадионе. Один раз мы два часа до стадиона добирались. В итоге мы в Подольске практически не тренировались. Тренироваться можно и на четвертинке [поля], делать команду, научить ребят перемещаться», – рассказывал Коротаев, который сейчас тренирует сборную России U-16.
Умяров, как одна из трех звезд возраста (наряду с Кириллом Колесниченко и Дмитрием Великородным), быстро дорос до ФНЛ. Начиная со второго тура сезона-2018/19, он выходил только в старте. А уже в октябре перешел в «Спартак».
Путь Глушенкова к «Открытие Арене» был сложнее, хотя его отец Александр Глушенков тоже футболист и играл за брянское «Динамо и «Смоленск».
Максим родился как раз в Смоленске, пару сезонов провел в академии Коноплева, а после перебрался в «Локомотив». В Черкизово у Глушенкова совсем не получилось: «Сразу после перехода я тренировался, играл, ничего плохого. Потом сломал пятую плюсневую кость (грубо говоря, в области мизинца на ноге – Sports.ru), пропустил два месяца, после восстановления не попадал в состав. Через какое-то время вроде бы опять начал играть, но получил новую травму – перелом пальца на ноге. Тут пришел новый тренер и отчислил меня».
В школе «Чертаново» Глушенков провел всего год: уже в сезоне-2016/17 дебютировал за главную команду в ПФЛ. За три сезона в третьей лиге Глушенков забил 26 голов, так что его высокая результативность в ФНЛ (11 голов за «Чертаново» и 1 – уже за «Спартак-2») неслучайна.
За Умярова и Глушенкова «Спартак» заплатил 37,5 миллиона рублей. Вообще-то они должны были стоить дороже, но по-другому провернуть сделку оказалось нереально: «Чертаново» срочно требовались деньги, пришлось делать скидку. «Нельзя сказать, что «Спартак» этим воспользовался, он, наоборот, очень выручил, поступил благородно: перевел деньги за полтора месяца до того, как контракты вступили в силу. Это большой риск – за это время ребята сыграли за нас еще по восемь матчей, могли получить травмы», – говорил директор «Чертаново» Николай Ларин в интервью Sports.ru.
Умяров отлично начинает атаки и подсказывает опытным партнерам
Умяров – разыгрывающий опорник, через которого начиналось большинство атак «Чертаново». В ФНЛ Наиль располагался либо немного выше центральных защитников, либо в левом полуфланге, откуда направлял мяч ближе к центральному кругу.
Умяров не был лидером ФНЛ ни по одному пасовому показателю, но это не должно смущать. «Чертаново» – 17-я команда лиги по владению (46%), чаще всего из таких команд в индивидуальные топы попадают только форварды. За матч в «Чертаново» Умяров делал 41,2 передачи – лучший результат в команде, но даже не топ-30 в ФНЛ.
То, что это не индивидуальный минус Умярова, а просто зависимость от стиля, подтвердил единственный матч за «Спартак-2» – против «Зенита-2». Москвичи много владели мячом в первом тайме (55%), и показатели Наиля резко возросли: он сделал 57 передач (третий результат в сезоне) и получил 43 паса (рекорд сезона, в «Чертаново» в среднем было 24,5). Через Наиля начинались почти все атаки – в его первом же официальном матче за «Спартак-2».
Умяров опускался глубже, чем это было в «Чертаново», принимал передачи даже на линии своей штрафной, при этом располагаясь и между центральными защитниками и привычно уходя в левый полуфланг.
Умяров спокойно играет под давлением: отдает передачи обеими ногами (хотя чаще правой), даже внешней стороны стопы, может сыграть пяткой, чтобы вывести партнера на свободное пространство. Ошибки случаются, причем обычно они невынужденные – как например, против «Ростова» в Катаре, когда Умяров просто выкатил мяч Кьяртанссону.
«В детстве кумирами были Роналдиньо и Роналдо. Со временем, когда уже определился с позицией, больше нравился Иньеста. На данный момент ориентир – Бускетс, Модрич тоже очень нравится. У них есть все важные качества: видение поля, культура паса, руководство командой», – рассказывал Умяров.
Перечисление именно этих качеств кажется очень важным. Умяров – капитан сборной России-2000, а на Кубке «Матч Премьер» меня поразило, как новичок «Спартака» пихал даже лидерам. Уже на третьем сборе перед игрой с «Марибором» Умяров специально приветствовал всех игроков старта «Спартака» (видео).
«Когда Умяров пришел в команду, я сразу увидел в нем задатки лидера на поле. Ему оказалось привычным мое требование о том, что нужно обязательно руководить. Наиль – в своей стихии», – рассказывал Кононов в Катаре.
С агрессивностью без мяча, цепкостью и игрой корпусом у Умярова тоже порядок: часто он отбирает мяч за счет правильной постановки спины. Правда, таких ситуаций может быть меньше: иногда они возникают из-за того, что Наиль сосредоточен на мяче и пропускает открывание соперника за спиной. Дальше Умяров способен догнать соперника и вернуть мяч, но самих попыток отборов должно стать меньше за счет тактической дисциплинированности.
Глушенков может закрыть три позиции
«Глушенков способен сыграть крайнего полузащитника, атакующего полузащитника и нападающего», – отмечал главный тренер «Чертаново» Игорь Осинькин. Это правда: в этом сезоне в ФНЛ Глушенков провел 16 матчей в атаке, 3 – на правом фланге, 2 – на позиции центрального атакующего полузащитника. В ПФЛ Максим тоже выходил либо в нападении, либо справа, а сейчас в сборной России U-21 – только справа.
В первой части сезона Глушенков забил 11 голов и отдал 7 голевых передач. К этому уже добавился гол за «Спартак-2» в ворота «Зенита-2» – по «гол+пас» Глушенкова опережает только Максим Барсов из «Сочи» (17+3).
Глушенков забивает по-разному: он умеет и найти пространство между фланговым и центральным защитником (чтобы получить передачу из опорной зоны соперника), и сыграть на добивании, и набежать вторым темпом под пас от лицевой. Чаще всего Максим бьет с левой (43 удара из 50), но есть голы и с правой: в ФНЛ «Химкам» и «Мордовии» (вообще из-за штрафной), в товарняке за «Спартак» – «Актобе». «В левой ноге я все-таки уверен гораздо больше, стараюсь перекладывать мяч под нее. Если времени совсем нет, тогда могу и правой попробовать», – объяснял Глушенков.
Семь ассистов в «Чертаново» – скорее стечение обстоятельств. Глушенков может выполнить качественный прострел или навес, в том числе со стандартов, но пока он не кажется очень тонким игроком именно в части подыгрыша (с завершением все в порядке – например, был красивый парашют в матче с «Зенитом-2» еще за «Чертаново»). Дважды Максим оставлял мяч партнерам, которые находились в более выгодной позиции, еще дважды делал умные, но простые передачи набегающим.
В дебютном матче за «Спартак-2» Глушенков вышел в атаке вместе с Нимели, но его роль была гораздо шире, чем у либерийца: Максим опускался к центральному кругу, обыгрывался с партнерами и тащил оттуда мяч сам. В результате Глушенков отдал 34 передачи (даже больше, чем фланговые полузащитники), причем практически все развивали атаки (18 просто в финальную треть, 7 – в штрафную). Естественно, он был самым острым игроком матча.
Умяров мог выходить в старте уже этой весной. Глушенков неэффективно смещается справа в центр, но тоже мог появляться чаще
Весной Олег Кононов не переходит на схему с тремя центральными полузащитниками (даже когда Ханни появляется в центре, он чистый атакующий хавбек), поэтому у Умярова три конкурента – Зобнин, Гулиев и Глушаков. Фернандо восстанавливается после травмы бедра и только две недели назад вернулся в Москву, чтобы работать со спартаковскими физиотерапевтами.
Даже в таких условиях Умяров в матчах с «Краснодаром», «Динамо» и «Ахматом» оставался в запасе, а против «Зенита» провел всего 6 минут. «Умяров вышел и сделал несколько хороших передач, через него мы выходили в атаку. Я видел, что Глушаков подустал, и, конечно, нужно было более точно выходить в атаку и держать центр поля под контролем. Наиль справился», – рассказал Кононов после дебюта Умярова в РПЛ.
Такое недоверие тренера не очень понятно. Во-первых, без Фернандо у Кононова нет центрального полузащитника, который активно и качественно помогает в розыгрыше мяча. Во-вторых, Умяров со времен «Чертаново» отлично знаком с системой, при которой в центре играют только два центральных полузащитника (например, у Гулиева такого опыта в РПЛ не было). В-третьих, Наиль здорово поработал на сборах, самые яркие моменты пришлись на Кубок «Матч Премьер» в Катаре. Пока этого не хватает даже для стабильных выходов на замену, когда «Спартак» в принципе остается с двумя центральными полузащитниками: матч с «Зенитом» пропускал Гулиев – Умяров дебютировал в основе, против «Ахмата» не играл Зобнин – Умяров остался в запасе.
С Глушенковым все проще. В атаке у Кононова он провел лишь одну игру – с «Ростовом» в Катаре, в остальных матчах (в том числе с «Зенитом» в РПЛ) Максим появлялся на правом фланге. Там весной действует Мельгарехо – прямо сейчас один из самых острых игроков «Спартака», который очень полезен в контратаках. И в быстрых отрывах, и в позиционных атаках (с ними у Кононова пока все плохо) Лоренсо умеет переложить мяч под левую, сместиться в центр и пробить (против «Зенита» и «Ахмата» получалось здорово).
Глушенков – левша, поэтому изначально подходит под требования Кононова к крайним полузащитникам (правши играют слева, левши – справа), но смещения Максима в центр совсем не эффективны. В ФНЛ из 43 ударов левой ногой он только 5 нанес после ухода в середину: 3 удара мимо, 2 заблокированы защитниками.
Даже с такими цифрами Глушенков мог выходить чаще: Александр Ломовицкий в этом сезоне запомнился только заработанным пенальти в матче с «Анжи» в декабре, но весной все равно постоянно появляется на последних минутах. В матчах с «Динамо» и «Ахматом» Ломовицкий в сумме провел только 5 минут, но даже они показывают статус игроков в глазах тренера.
После матча с «Зенитом» Кононов, наверное, хотел похвалить не только Умярова, но и Глушенкова, но получилось совсем грустно: «В целом их игру оцениваю положительно. В атаке Глушенков ничем не запомнился, кроме одной передачи. Я имею в виду передачи с фланга». При этом об игре Глушенкова без мяча Кононов ничего не сказал, так что все получилось очень логично.
Глушенков действительно запомнился не передачей с фланга, а эпизодом с Жирковым: Максим наступил ветерану на ногу, а Юрий психанул и ударил мячом в игрока «Спартака» уже после остановки игры. Главный тренер «Зенита-2» Владислав Радимов посчитал, что Жирков должен был ударить Глушенкова в лоб, а молодой игрок красиво ответил: «Возможно, он был расстроен тем, что я забил «Зениту-2» два гола за «Чертаново» и один гол – за «Спартак-2».
В твиттере директор «Чертаново» Николай Ларин жестко отстаивает своих: «Был на матче «Спартака-2» с «Зенитом-2». Умяров и Глушенков – это инопланетяне, они уже сейчас сильнее игроков основы. Если им в ближайшее время не дадут шанса в основе (а вероятность этого 99%), то к лету они будут как все остальные». Такая оценка Ларина вряд ли объективна, но в матче с «Зенитом-2» Умяров и Глушенков действительно выделялись.
Перед игрой основных команд Ларин тоже твитнул: «Пока двое инопланетян надеются на пару минут с «Зенитом», «Чертаново»-2003 вылетают в гости в «Краснодар». Ларин посетил матч «Спартак» – «Зенит» и увидел дебют своих воспитанников в РПЛ: Глушенков получил 18 минут, Умяров – 6.
***
Недоверие к молодым (не только к Умярову и Глушенкову, но и, например, к Михаилу Игнатову) – одна из основных претензий болельщиков «Спартака» к Кононову, но здесь очень важно отделять желание увидеть в старте не Глушакова и реальный уровень молодежи.
Этой весной кажется, что Умяров готов выходить минимум на полчаса хотя бы против команд второй восьмерки – и именно по его времени к Кононову должно быть больше всего вопросов.
«Чертаново» – уникальный клуб: играют воспитанниками, сами зарабатывают и при этом рвутся в РПЛ
Фото: vk.com/nailchik11 (1), vk.com/fcchertanovo (2,3); spartak.com
А так, Умяров и Глушенков действительно могли бы получить больше времени. У Умярова просто на позиции конкуренции мало, один Глушаков, по сути. А Глушаков играет отвратительно. Фернандо травмирован был, Зобнин тоже сейчас травму получал, Гулиев дискву. Где-то можно было выпустить Умярова, а не "капитана".
Глушенков. Может быть и не в основу, но то, что ему не давали выходить на замену на минут 20-30 (только один выход) это совсем странно. Ведь ему не нужно обязательно играть на правом фланге, да и в атаке у Спартака сейчас сильно мучается фигней Адриано и показывает отвратительный уровень футбола.
Они в заявке на матч, даже выходили разок.
Ребятам 18 и 19 лет, они в обойме. Это нормально на данный момент.
К тому же это молодые игроки, которые только пришли, а не воспитанники школы. Мне кажется что все идёт с ними так, как и должно.