Роль и значение турнирных результатов в системе работы спортивного департамента современного футбольного клуба
Роль и значение турнирных результатов в системе работы спортивного департамента современного футбольного клуба. Экономический эффект.
Почему российским клубам следует улучшать спортивные показатели и какие меры следует предпринять
Эмоции спортивного результата как следствие работы экономики клуба
Сумасшедшая ночь 12 марта 2019 года прожитая болельщиками, игроками, тренерами и руководителями клуба Ювентус (именно в этой последовательности) не прошла незаметно и для главного показателя бизнес здоровья современного футбольного клуба, котирующегося на бирже — росте цен на акции. Биржа в Милане зарегистрировала рост котировок + 24%! В первые минуты торгов из-за высокого спроса не удавалось установить цену за акцию. Фактически за 3 гола Криштиану Роналду стёрли весь негатив января 2019 г., вернув стоимость акций на уровень "докризисного января".
Ещё несколько цифр, которые помогают понять связь спортивного результата, и экономических показателей – на чём зарабатывают деньги успешные клубы в Европе на примере Ювентуса.
На данный момент Ювентус за выступление в Лиге чемпионов УЕФА (1/8 финала) в этом сезоне получил 82,4 млн евро, включая премии УЕФА, что уже больше чем в прошлом сезоне (80 млн евро и вылет в 1/4 финала). В деталях эта сумма состоит из 17,1 млн от маркет пула, 15,3 млн - бонус участия, 29,7 млн - рейтинг клуба, 10,8 млн - результаты и 9,5 млн - квалификация в 1/8 финала.
- Что даёт клубу выход в 1/4?
10,5 млн - гарантированный бонус, что приведет к получению уже 94,1 млн евро (не квалификация второго клуба из одной страны, в данном случае Ромы, так как вторая часть маркет пула начисляется с учётом количества игр команд из одной страны)
Сколько получит Ювентус в этом сезоне от УЕФА, если выиграет Лигу Чемпионов?
В спортивном плане, наконец-то добьется поставленной цели на сезон, а в финансовом - получит 126,6 млн евро!
Все эти цифры, не включая суммы, получаемые клубом от кассовых сборов и других доходов со стадиона.
Почему спортивный результат важен особенно для российских клубов
Здесь мы наблюдаем тот позитивный опыт, когда спортивные показатели клуба совпадают с финансовыми, а значит могут гарантировать стабильное финансовое будущее и новые покупки игроков - Роналду во славу - и гарантировать болельщикам позитивные эмоции в следующем сезоне!
А есть же ещё и чемпионат Италии (top- 5 UEFA), в котором клуб лидирует, в том числе и благодаря покупкам высококлассных игроков, а они в современном футбольном мире стоят все больше и больше, а финансовый фейр-плей заставляет клубы расходывать деньги исходя из реальных доходов.
Именно рамки финансового фейр-плей УЕФА приводят к тому, что клубам, особенно из России становится все тяжелее конкурировать с европейскими представителями, что особенно заметно в Лиге Чемпионов.
Почему так и что делать:
1. доходы клубов топ 5 чемпионатов зависят от:
а) доходы от тв-прав на трансляции матчей (платное ТВ);
б) реальные спонсорские контракты;
в) билетно-стадионный доход;
г) финансовое положение и вложения собственника клуба.
2. Организация эффективного менеджмента клуба, планирование и выполнения намеченного:
А) четкая структура организации эффективной клубной модели по примеру бизнес корпораций;
Б) грамотное распределение функциональных обязанностей в организационной структуре;
В) подбор квалифицированных кадров на соответствующие их функционалу должности, с последующим повышением квалификации, периодической переаттестацией, стимулирования профессионального роста в привязке к клубно-командным достижениям;
Г) построение системы эффективной работы скаутинго-селекционной службы как ключевого органа работы спортивного департамента.
Д) создание и развитие спортивно-экономических отношений с иностранными клубами-партнерами для работы с молодыми футболистами и построение клиентской базы в Европе;
Е) развитие международного маркетинга клуба включая фактор брендирования марки клуба в странах и регионах стратегического значения: Азия, Америка и др.
Ж) построение широких продуктивных отношений с болельщиками и фан движениями, в том числе и за границей, используя фактор популярности бренда клуба среди соотечественников находящихся заграницей и повышения его узнаваемости среди широких масс спортивных болельщиков
З) Приоритетное направление диджитал контента и интернет ресурсов, киберспорт и маркетинг социальных сетей.
3. Создание и поддержка эффективной работы Академии клуба – подготовка и продажа футболистов
А) подбор квалифицированных тренeрско-методических кадров, инструкторов, специалистов на соответствующие их функционалу должности, с последующим повышением квалификации, периодической переаттестацией, стимулированием профессионального роста и экономического благосостояния сотрудников в привязке к клубно-командным достижениям;
В) создание и развитие спортивной инфраструктуры современного типа;
Г) стажировки, обмен опытом, регулярное участие в международных турнирах, обмен футболистами (стажировки) с иностранными клубами;
Д) создание и развитие эффективной сети филиалов клуба по всей территории РФ и за границей.
Что из этого есть у наших клубов, на каком уровне и как работает-каждый интересующийся темой ответит сам.
Важно тут одно – жизнь заставит прийти к этому.
Уверен, что у 150 млн России для решения задачи есть все условия, но и как во всем здесь нужна четкая, властная, позиция руководства, без проволочек заняться футбольным будущим – развитием широкой базы детско-юношеского футбола и структуризации его работы под конечный результат – подготовка футболистов на перспективу, а не на победы только на д/ю турнирах.
Для этого предлагаю провести следующие программные решения:
1) Закрепление четкой системы экономическо-достойной оплаты труда тренеров как системного элемента всей базы общего футбольного движения.
2) Создание и укрепления как клубной детско-юношеском базы-академий, так и региональных центров подготовки футболистов в тех областях и регионах где не представлены профессиональные клубы, и их академии или филиалы.
3) Использовать опыт других европейских стран по созданию, развитию соответствующей инфраструктуры, модернизации и поддержанию условий для занятий футболом круглогодично - постройка манежей, полей и пр. спортивных футбольных сооружений, особенно для детей и юношей.
4) Программно-законодательно регламентировать обязанности профессиональных футбольных клубов иметь в своей структуре детско-юношеские академии с необходимой инфроструктурой и профессионально квалифицированными кадрами.
5) Установить и контролировать требование иметь в профессиональных клубах своих воспитанников, к примеру использовать формулу при которой в каждой профессиональной команде должно находиться в заявке на сезон / играть определенное количество футболистов подготовленных в системе как общего российского клубного футбола, так и - прошедшие собственную клубную подготовку (в фш от 14 до 19 лет).
Соответственно количество таких воспитанник применительно к клубам выступающим в профессиональных лигах распределить таким образом:
В клубах РПЛ - минимум 4 собственных воспитанника и 4 воспитанника рос клубной системы подготовки;
В клубах ФНЛ - минимум 5 собственных воспитанника и 5 воспитанника рос клубной системы подготовки;
В клубах ПФЛ - минимум 6 своих воспитанника и 6 воспитанника рос клубной системы подготовки. *учитывается фактор белорусских футболистов
6) Установить систему выплат клубам низжих дивизионов - ПФЛ и ФНЛ за использование в их матчах игроков категории under.
Kритериями начисления сумм могут стать, как количество проведенных минут в чемпионате игроками категории under, так и количество их переходов в клубы лиги выше классом или топ 8 европейских чемпионатов, по окончанию сезона
Уверен, что имеющиеся структуры футбольных сооружений Чемпионата Мира, программа "Наследие" и ряд мер предложенных, в том числе и в этой статье приведет к позитивным и востребованным обществом футбольным и спортивным улучшениям, когда мы получим мне только качественно подготовленныx спортсменов-футболистов, но и главный результат - спортивное воспитание здоровой нации.
Поэтому ещё раз можно сказать - в спорте больших достижений на долгой дистанции, как и в жизни всегда будет побеждать сильнейший - в спортивном, экономическом , а главное - организационном плане - клуб, чемпионат, страна. А основы для этого у нас есть!
Менеджерам российских клубов нужно усиленно работать, для того чтобы войти в элиту футбола и радовать болельщиков игрой и ее героями - высококлассными футболистами.
Механизмы, уверен, будут созданы новым руководством РФС. Опыт управленческой деятельности, авторитет и личностные характеристики господина Дюкова говорят о том, что он пришел всерьёз и надолго, чтобы гарантировать успех российскому футболу на европейской арене!
Алекс Великих.