Puma предлагала дизайнеру лого пожизненный процент с продаж. Он предпочел 256 евро, сумку и кроссовки
Теперь он называет себя Набоковым среди художников.
Puma в полном порядке. Вот доказательства:
Свежий 10-летний контракт с «Ман Сити» на 650 млн евро вступит в силу со следующего сезона. Это третий по величине контракт с техническим спонсором в мире и второй – в АПЛ.
В 2017-м годовая выручка Puma впервые перевалила за 4 млрд евро, а в прошлом году выросла еще на 17,6% и достигла 4,6 млрд.
Чистая прибыль в 2018-м по сравнению с прошлым годом увеличилась на 38% с 135,8 млн евро до 187,4 млн.
Акции Puma выросли в цене на 128% с декабря 2015 года.
Puma снова хочет править баскетболом. В 2018-м, спустя 20 лет, они сделали камбэк в НБА вместе с Jay-Z.
Сейчас Puma в топе среди компаний по производству спортивных товаров, хотя все же уступает конкурентам из Nike и Adidas. Среди клиентов – «Милан», дортмундская «Боруссия» и сборная Италии. Контракты с брендом у Антуана Гризманна, Серхио Агуэро, Ромелу Лукаку и Усэйна Болта. Также компания привлекает к совместной работе звезд не из спорта: коллабы с Puma были у Рианны, The Weeknd и Селены Гомес.
Мы уже рассказывали историю основания бренда: ссора братьев Ади и Руди Дасслеров и раскол их общей фирмы Gebrüder Dassler привели к тому, что в 1949 году в немецком Херцогенурахе заработали сразу две спортивные фабрики – Adidas и Puma.
Легендарный логотип Puma – силуэт кошки-пумы в прыжке – стал важной частью бренда, его наносят на бутсы, форму, кроссовки и одежду (спортивную и уличную). Сейчас вы узнаете, как появилось знаменитое лого.
Почему бренд назвали Puma
Когда Рудольф поругался с Ади и основал свою фабрику, то сначала назвал ее Ruda, но позже переименовал ее в Puma (тоже в честь самого себя – говорят, так Рудольфа называли в студенческие годы). «Виденье Рудольфа опиралось на то, что все продукты бренда наделены характеристиками кошки-пумы: скорость, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Такие же качества необходимы успешному атлету», – говорил старший консультант Puma по маркетингу Хельмут Фишер.
На первый вариант лого нанесли пуму, которая прыгает через заглавную букву D, это отсылка к фамилии Рудольфа. Затем логотип несколько раз модернизировали – запирали в шестиугольник, добавляли надпись Puma, пока не пришли к минималистичному варианту 1970 года.
Это лого почти не изменилось по сей день.
Дизайнер лого Puma рисовал силуэт в зоопарке и отказался от роялти
Нюрнберг, декабрь 1967-го, 29-летний карикатурист Лутц Бэкес работает над заказом для спортивного журнала Tiger. Внезапно звонит телефон, он снимает трубку.
«Лутц, можешь приехать? У нас кое-какие проблемы. Мы регулярно видим твои работы в Kicker. Я сказал папе и брату, что знаю тебя», – сказал голос в трубке. Это был Герд Дасслер, сын основателя Puma и бывший одноклассник Лутца.
Бэкес на следующий же день вырвался из Нюрнберга на виллу Дасслеров в Херцогенаурах. Там его встретили Рудольф, Герд и старший сын Дасслера Армин.
«Нам нужен логотип компании – силуэт прыгающей пумы. Мы хотели бы напечатать его на 5000 спортивных сумок. Несколько художников нарисовали нам не то, что мы представляли. Мы хотим элегантную и прыгающую пуму», – объяснили Дасслеры.
На столе лежало несколько эскизов. К примеру, один Дасслеры забраковали, потому что пума показалась им угловатой и толстой.
Лутц взял заказ, вернулся в Нюрнберг и на следующий день погнал в местный зоопарк. «Я взял блокнот и уселся перед клеткой с пумами. Передо мной красивое, сильное, но не изящное животное с большим задом. В соседней клетке сидела черная, гибкая и элегантная пантера», – вспоминал Бэкес.
Проблема. Вернувшись домой, Лутц набрал Дасслеров и объяснил, что пантера изящнее пумы и лучше бы использовать для лого ее. Старик Дасслер проворчал в ответ: «Я знаю. Но меня называют Пума, а не Пантера».
Лутц выкрутился. Сначала на чертежной доске он нарисовал черную пантеру, затем внес правки – дорисовал голову и лапы как у пумы.
На следующий день Бэкес поехал к Дасслерам и положил перед ними несколько зарисовок. Пару эскизов забраковали, но один впечатлил. «Именно так мы его и представляли», – сказали все трое.
В качестве гонорара Лутцу предложили два варианта. Либо отчисления с продаж в размере одного пфеннига (1/100 дойчмарки) за каждый проданный продукт Puma с его логотипом. Либо фиксированная выплата 500 дойчмарок (по текущему курсу – 256 евро). Даже Герд убеждал художника согласиться на роялти. «Возьми пфенниг за штуку – ты сделал хорошую работу, может быть, мы будем и дальше использовать твой рисунок», – говорил он.
Бэкес прикинул в уме: за 5000 выпущенных сумок с лого (о которых изначально шла речь) он получил бы всего 50 марок (примерно 26 евро по текущему курсу), смешные деньги. Лутц выбрал 500 марок, а еще попросил пару кроссовок и сумку.
Так он упустил шанс стать феноменально богатым человеком.
Лутц говорит, что не жалеет о решении
Логотип хорошо зашел и появился на кроссовках, бутсах и одежде. О пфенниге за штуку проданного товара теперь и речи не шло. К тому же у Puma с Лутцом не было подписанного контракта.
В какой-то момент Дасслеры снова связались с Бэкесом и попросили чуть модернизировать лого, сделать чуть толще. Предложили 1000 дойчмарок (примерно 515 евро по текущему курсу). Лутц справился и забрал гонорар.
Впрочем, он уверяет, что ни о чем не жалеет: «Однажды по баварскому телевидению мне сказали: «Если бы ты взял пфенниг за единицу товара, у тебя сегодня было бы 22 миллиона евро». Получи я столько денег, ничего бы в моей жизни больше не случилось. Я же делал карьеру карикатуриста, чтобы жить прилично. Благодаря этому объездил весь мир».
Лутц говорит, что напрягает другое: он навсегда стал тем парнем, который создал лого Puma. «Самое обидное, что за 67 лет в качестве художника я нарисовал более 200 тысяч карикатур, некоторые из которых получили высокие оценки. Но где бы я ни был, все говорят: «Это он нарисовал логотип Puma».
Возможно, вы не знаете писателя Владимира Набокова, тут нет ничего стыдного. Но вы знаете книгу «Лолита». Набоков говорил: «Знаменита «Лолита», а не я». Я могу сказать так же я: «Знаменита моя пума, а не я». Я Набоков среди художников».
Подписывайтесь на самый модный спортивный инстаграм
Логотип Nike стоил 35 долларов. Его нарисовала студентка
Рассказываем историю Reebok. Они одевают бойцов UFC и звезд кроссфита, а поднялись на аэробике
Фото: globallookpress.com/Nicolas Armer/dpa; puma.com
Хотя, из-за пунктика в законадательстве Польши(что-то типа, если прибыль стороны стала чрезмерно большой другая сторона вправе рассчитывать на куш) он решил все таки срубить бабла и начал судиться с CD Projekt red :)
Кто бы ему дал эти деньги?
Если бы лого стал расходиться широко, то Дасслеры бы прикинули на калькуляторе сумму потерь, наняли бы дизайнера,уже за фиксированную оплату, и поменяли бы лого.
Так же оно у них бесплатное, чего менять то?
Как дети, ей-богу.
Это как маркетолухи, рассчитывающие прибыль на бесплатно скачанный продукт по принципу "а если бы мы брали за это деньги" умножая количество скачек на гипотетическую цену.
Думаете, если спортс стал брать деньги за вход на сайт, сюда по прежнему бы заходило нынешнее кол-во посетителей?