Статуя из мрамора. Федерико Бернардески. Тот, благодаря кому «Ювентус» прошел «Атлетико»
В нынешней Лиге чемпионов стало трендом проваливать первые матчи и героически спасаться от вылета в ответных. Хет-трик Криштиану Роналду в ворота «Атлетико» протащил «Ювентус» в четвертьфинал, и теперь у португальца есть 1001-й повод гордиться собой. Но вряд ли бы поворот сюжетной линии случился без скромного итальянца Федерико Бернардески.
Сын каменщика
Федерико, как и большинство итальянцев, приучен любить искусство. Он родился в провинциальном городе Карраре, считающемся самым «мраморным» местом Италии. Еще восьмилетним школьником Бернардески осознал, что хочет играть в футбол, и, словно терпеливый скульптор, оттачивал собственную «статую» в профессиональном спорте.
Ключевой проблемой стало отсутствие в городе с населением меньшим, чем вместимость «Стадио Олимпико», футбольных академий. Семья нашла ближайшую в Понцано, принадлежавшую команде «Эмполи». Дорога от дома занимала 70 миль. Отец, каменщик, не мог возить сына на тренировки, поэтому это делала мама, работавшая параллельно в больнице. За час до конца уроков она забирала сына на маленьком опеле «Вектра», где его ждал слегка остывший обед, и направлялась на базу. Обычно домой Бернардески возвращался ближе к 11 вечера.
Так продолжалось в течение двух лет, пока мать Федерико не получила приглашение для сына из академии «Фиорентины». Клуб в 2002-м объявил о прекращении существования из-за долгов, но благодаря Андреа Делла Валле вернул профессиональный статус и стартовал в Серии С2. После реинкарнации «фиалки» сделали упор на воспитании игроков и стали просматривать талантливых детей.
Большое сердце
По собственным воспоминаниям, Федерико был среди самых невысоких мальчиков своего возраста и в период естественного созревания, когда все в команде вытянулись, он выглядел чьим-то младшим братом. Побороть комплексы помогло то, что «Фиорентина» неожиданно быстро вернулась в Серию А, и регулярные выходы на поле рядом с Лукой Тони, Адрианом Муту, Себастьяном Фреем и другими игроками основы компенсировали недостаток веры в себя.
Но рост, если и был проблемой, то надуманной, (ведь сейчас он у Федерико – 185 см), а по-настоящему тяжело юноша перенес новость о кардиомегалии. Это состояние, при котором сердце больше нормального размера. Об отклонении 16-летний Бернардески узнал на медосмотре перед подписанием первого контракта.
Полузащитнику запретили тренироваться. Следующие шесть месяцев он жил в общежитии, по два-три раза в неделю приезжая на медобследования. Родители навещали сына нечасто, но при любой возможности. Федерико пришлось исключить из рациона все жирное, сладкое и кофеиносодержащее. Вскоре динамика показала положительные результаты, тинейджер вернулся к тренировкам и подписал контракт.
Попал в «десятку»
Бернардески раскрылся не сразу. До 20 лет его не подпускал к основному составу Делио Росси. Когда главным тренером назначили Винченцо Монтеллу, тот пригласил юношу на предсезонные сборы и позволил тренироваться с первой командой, но в старте все равно играли Хоакин или Хуан Куадрадо – нынешний партнер Федерико по «Ювентусу».
Поворотной стала аренда в «Кротоне», которая тогда рубилась в Серии В. Начинающий тренер Массимо Драго наглядно показал, каким эффективным (12 голов и 7 голевых передач за сезон) может быть Бернардески, если дать ему свободу на флангах. Во втором дивизионе полузащитник выступал и слева, и справа.
Федерико осознавал, что отстает в развитии и при всех комплиментах вундеркиндом или не по возрасту одаренным игроком его уже не назовешь. Его характеризуют как скромного, но при этом уверенного в себе человека. До такой степени, что после первого полноценного сезона в составе «фиалок» он поменял свой 29-й номер на 10-й. Помогло то, что после Антоньони, Баджо и Руи Кошты последним «десятку» носил разваливающийся на ходу Аквилани.
Несмотря на лидерские амбиции, о намерении стать капитаном «Фиорентины» Бернардески не кричал. Перед его переходом в «Ювентус» в 2017 году капитаном выбрали Давиде Астори – партнера, ставшего другом Федерико. Они оба увлекались искусством. Бернардески вырос среди скульптур, а Астори планировал после окончания карьеры стать архитектором. Новость о смерти товарища стала личной трагедией для полузащитника. К уже набитой на правой руке молитве «Отче наш» на латыни он прибавил текст «Аве Мария» и номер «13», под которым играл капитан «Фиорентины».
Уроки эстетики
На другой руке у Бернардески — татуировка с культовой актрисой Одри Хепберн. Он с детства обожал фильмы с ее участием. Однажды в неформальном интервью игрока спросили: «Вы знаете, кто построил купол Дуомо во Флоренции?» В ответ Федерико не растерялся и назвал Филиппо Брунеллески. Вопрос неслучаен, ведь фамилией архитектора флорентийские тиффози называли полузащитника за его тягу к эстетике не только в повседневной жизни, но и на футбольном поле.
Едва ли Бернардески ставил цель выступать в одном составе с Криштиану Роналду, но еще в 2015-м он признавался, что португалец – его любимый игрок. В канун Рождества Федерико подарил КриРо его же портрет, изготовленный на заказ у Муррана Билли, чем потешил нарциссизм звездного партнера. Сейчас Бернардески высказывается так: «Мы все знаем уровень Роналду, лично я всегда считал его лучшим футболистом в мире. Всегда предпочитал Криштиану, а не Месси. Теперь я понял, что он еще и замечательный и скромный человек. Роналду – сильная личность, он способен влиять на команду».
В тени статуи
Но до приезда в Турин Роналду или после – Федерико за полтора сезона так и не завоевал лояльность Массимилиано Аллегри. Специалист закладывался на то, что Пауло Дибала — потенциально будущий обладатель «Золотых мячей». Смазливый аргентинец выходил в большинстве матчей «Юве», пока Бернардески приходилось созерцать экспонаты музея «Фиат» в Турине.
В этом сезоне к Аллегри пришло осознание, что инфантильный Дибала растворяется на фоне серьезных соперников так же быстро, как антипохмелин в стакане с водой. Но даже эффективность трудяги Бернардески на фланге не устраивала главного тренера. Осенью в сеть попало видео, на котором Аллегри срывается на Федерико во время матча Лиги чемпионов против «Янг Бойз». После одной из неудачных атак тренер «Юве» выкрикнул в адрес полузащитника: «Пасуй, нам нужны голы! Я сейчас заменю тебя, мы тут не «Фиорентина»!»
В матче против «Атлетико» Бернардески не только сделал из трех точных навесов одну голевую передачу на Роналду, но и заработал для него пенальти. По ходу игры «мраморный» итальянец отыграл на трех позициях с двух краев, и этого сумасшедшего камбека без него просто не было бы.
Федерико несгибаем, невосприимчив к пренебрежению Аллегри и безумно трудолюбив. Даже в отсутствие постоянной практики он значительно подкачал тело, но при этом выдал самую большую скорость среди партнеров (34,17 км/час). Возможно, пока все сфокусированы на гениальности Роналду, скромный Бернардески затащит «Ювентус» на церемонию награждения Лиги чемпионов.
Текст: Юрий Алеманов
Фото: Global Look Press
Любимый игрок.
" ...но в старте все равно играли Хоакин или Хуан Куадрадо... " - я понимаю, что в статье нам преподносят Героический облик Федерико, но надо знать чувство меры. Хоакин, Куадрадо (а затем Салах) играли гораздо сильнее, плюс первый год в основе Феде пропустил из-за травмы. Его обкатывали как воспитанника, как Бабакара, например, во многом для того, чтобы успокоить болельщиков, которые любили этого футболиста и недолюбливали "игроков за 3 млн", которых в клубе было с избытком и которые плохо играли. Хотя Феде не лишен таланта, он был очень сырым футболистом, много "единалил". Он был скорее символом, надеждой на лучшее, чем лидером на поле.
Теперь Феде футболист Ювентуса, ему нужен положительный пиар, поэтому можно несколько преувеличить его заслуги в Фиорентине, хе-хе.