Трибуна
7 мин.

Семки, водка, «Урожай». Блогеры Трибуны побывали на легендарном стадионе «Кубань»

Выходим из аэропорта в Краснодаре и будто оказываемся на базаре. Здесь бабушки продают семечки, вокруг разбросаны какие-то ларьки. Народ снует туда-сюда с пакетами. Аэропорт – невысокое двухэтажное здание, со стороны похожее на мясные ряды.

Вызываем такси. «Яндекс» показывает номер. Сначала две цифры, потом две иностранные буквы и еще три цифры. Да и модель машины – незнакома – Mitsubushi Grandis. Разгадка проста – к нам приехал водитель на праворульной семиместной тачке с армянскими номерами.

– Такую машину в Армении сейчас можно купить за пять тысяч долларов – очень выгодно.

– Откуда они вообще в Армении берутся, не из России же гонят?

–Нет. По морю в ОАЭ, а оттуда уже по суше через Иран – так дешевле, чем через Россию.

Такси доставляет нас в четырехзвездочный отель, расположенный на улице Новороссийская. Мы несколько километров едем вдоль железнодорожных путей и с опасением ждем, что вот-вот покажется наш уродец. На деле отель оказывается очень даже симпатичным. Позже выяснится, что еще и с хорошим завтраком. Но с отвратительным видом.

В этот день мы идем на игру «Краснодара» с «Валенсией». Эмоциональный репортаж об этом матче вы можете прочитать в нашем блоге. На следующий день – футбол не для масс, а для эстетов. Все, как мы любим, малое южное дерби: «Урожай» против ростовского СКА – игра южной зоны второй российской лиги. Подземелье нашего футбола.

Утром, гуляя по великолепному парку Галицкого, мы уже предвкушаем поход на почти легендарный стадион «Кубань», газон которого еще помнит Андрея Аршавина, Романа Павлюченко, Джибриля Сиссе и Ласина Траоре. Здесь же проходили матчи еврокубков.

На такси от стадиона «Краснодар» доезжаем до площади с огромными буквами «Стадион Кубань». За пять минут доходим до стадиона. По дороге видим бабулю, которая торгует главным атрибутом фаната футбольного клуба «Урожай» – семечками.

Будто оказываемся в другом мире. Из ультрасовременного Колизея, вокруг которого мы прошлись утром, попадаем в советское время. С тех пор на «Кубани» ничего не изменилось.

Наспех и очень давно покрашенные в желто-зеленые цвета заборы и оградки. Сбитые ступеньки лестницы, ведущей через мрачный и обветшалый тоннель наверх – на VIP- трибуны.

– Где здесь у вас билеты продаются? – спрашиваем у девушки-волонтера на входе.

– Не нужны билеты. Вход свободный, – отвечает она, улыбаясь гостям.

Проходим через вертушку. Дальше следует не самый тщательный осмотр у сотрудника полиции. При желании пронести можно все, что угодно. Вот местные и проносят! Первое, что видим на трибунах: два мужика раннего пенсионного возраста (по старым стандартам) разливают прозрачную жидкость по пластиковым стопкам. Рядом стоят бравые казаки – смотрят футбол, а не на нарушителей.

Оно и понятно. Такой футбол без чего-то горячительного вытерпеть сложно. Это настоящий русский весенний футбол в низших лигах: больше борьбы, чем техники. Да и откуда взяться качеству, если в команде не платят зарплату вот уже два месяца. Работники клуба даже акцию специальную устроили – опубликовали заглушку во время прямой трансляции игры в интернете.

Народу, на 40-тысячном стадионе, конечно, не так много, как на игре Лиги Европы «Краснодара», но люди есть – не больше тысячи, но есть. Слева от главной трибуны человек 15-20 из Ростова-на-Дону – пробили выезд. Справа на трибуне человек восемь изображают ультрас «Урожая». Остальные – на центральной трибуне. Сидят, грызут семки, переживают за результат.

О том, что воссозданная после банкротства команда называется «Урожай», указывает лишь старенькое цветное табло. Весь стадион поддерживает «Кубань». Форма – «Кубань». Заряды – про «Кубань». Разговоры – тоже. На трибунах много стариков и детей: матч все же проходит в 16:00 в пятницу. Несмотря на это, хватает на трибунах и трудоспособного населения. У многих в руках программка к матчу.

– Мне здесь больше нравится. Это команда моего детства. Я еще на игры против «Пахтакора», «Арарата» ходил. «Краснодар» – это для молодых. Я до конца буду поддерживать «Кубань». Если бы эти уроды еще не разворовывали клуб… – бубнит пожилой мужчина с костылем, переживающий каждый момент на поле.

Стадион, как это принято сейчас говорить, ламповый – навевающий ностальгию по давно ушедшим временам. Да, здесь нет умывальников, в которые уже вмонтирована сушилка для рук, как на «Краснодаре», а вместо унитазов – армейские дырки в полу. Здесь каждое сидение надо протирать. Здесь табло может только счет показывать. Все обшарпано и потрепано жизнью.

Но благодаря всему этому понимаешь: у стадиона была жизнь. Приходя сюда, ты видишь, что жизнь продолжается. У стадиона и команды есть будущее, каким бы трудным оно не было. Великолепный контраст с ультрасовременным, но пока бездушным и инопланетным «Краснодаром».

Да и фанаты здесь душевнее. Болельщиков а-ля «Краснодар» в Германии называют пластиковыми фанатами. Такие болеют за «Лейпциг». Такие болеют за «Краснодар». Такие будут болеть и за «Газмяс», если клуб вдруг переименуют и тренировать его возьмется Миша Галустян.

Единственный гол мы застали. В первом тайме забил Амур Калмыков. На второй тайм остаться не удалось: в Краснодаре начинались пятничные десятибальные пробки, навигатор показывал, что вместо 25 минут мы будем ехать в аэропорт полтора часа.

Выходя со стадиона, прошли мимо закрытого музея «Кубани» и закрытого клубного магазина. Хотя, если верить табличкам, музей и магазин должны были работать. Мы оставили за спиной спешащих на второй тайм школьников с желто-зелеными шарфами.

Пока мы ждали такси, на город мягко опускались сумерки. Огромные мачты освещения не зажглись полностью – работал только нижний ряд прожекторов. Экономия. Мимо нас прогремел желто-зеленый трамвай, разрисованный графитчиками. На его правом богу красовалась огромная надпись: «Кубань» жива!

Убедитесь, что вы подписаны на нашу бодрую телегу.