14 мин.

«Кайзерслаутерн»-98 – главное чудо немецкого футбола. 21 год назад Отто Рехагель хакнул бундеслигу

Таких чемпионов больше не будет.

В 1996 году «Бавария» уволила Отто Рехагеля в самый разгар чемпионской гонки с «Дортмундом» и за неделю до финала Кубка УЕФА. Тренер так расстроился, что уже через два часа после разговора с Беккенбауэром покинул Мюнхен и позже в интервью Die Zeit рассказал, что все время чувствовал себя лишним в клубе: «В «Баварии» абсолютно все разбираются в футболе, кроме главного тренера. Начальство требовало, чтобы мы побеждали красиво, унижая противника и не давая ему заходить на нашу половину. Мне не хотелось превращать игру в шоу. Футбол, как я его понимаю, устроен немного по-другому».

Рехагель полгода пытался привить «Баварии» семейные ценности, но в команде, про игроков которой Bild в то время выкатывал по несколько скандальных историй в день («Жена Томаса Штрунца встречается со Штефаном Эффенбергом!», «За Марио Баслером следят детективы, приставленные к нему руководством клуба!» и прочее веселье), это было сделать нереально. Тренеру захотелось вернуться к провинциалам с амбициями, но в «Бремене», где Рехагель проработал 14 лет (1981-1995) и выиграл все внутренние трофеи, место было занято.

Отто принял приглашение «Кайзерслаутерна». Во-первых, потому что его позвал друг (будущий президент клуба Юрген Фридрих). Во-вторых, потому что когда-то он 6 сезонов провел здесь в качестве защитника и этот клуб был для него родным. В-третьих, из-за культового статуса этого места.

Кайзерслаутерн – общепризнанное место силы немецкого футбола. 5 человек стартового состава сборной Германии в финале ЧМ-1954 представляли «Кайзерслаутерн». Четверо из них – братья Вальтеры, Кольмайер и Либрих – были уроженцами этого города. «Первая победа на Кубке мира была не просто спортивным событием, – вспоминал бывший руководитель Немецкого футбольного союза Герхард Майер-Форфельдер. – Она вернула Германии ее роль в международном сообществе. Мы перестали быть изгоями и почувствовали гордость за свою страну». Многие немцы до сих пор считают датой создания бундесреспублики 4 июля 1954 года (день финала чемпионата мира в Берне, в котором Германия обыграла Венгрию Пушкаша).

В сезоне-1995/96 «Кайзерслаутерн», один из основателей бундеслиги, который сезоном ранее стал вице-чемпионом, впервые в истории вылетел во второй дивизион. Рыдающий на плече Руди Феллера в послематчевой студии чемпион мира Анди Бреме – самое тоскливое футбольное видео тех лет.

Правда, уже через неделю «Кайзерслаутерн» выиграл Кубок Германии, и это единственный случай в истории немецкого футбола, когда вылетевший клуб так шикарно обставлял свои похороны.

 ***

«Отто дал нам свободу, – объяснял нападающий «Лаутерна» Олаф Маршалл. – Нам не устраивали трехчасовых разборов соперника – мы просто знали, что мы сильнее всех во второй лиге и нужно поскорее выбираться отсюда. Иногда тренер просто называл состав на игру и говорил: «За работу, парни!», и мы делали все остальное».

Рехагель показывал футболистам самые простые упражнения, которые делали подростки в футбольных школах, и заботился о том, чтобы никто не перегружался на занятиях. «После очередного дня без нагрузок я подумал: «Так, это все, конечно, здорово, но когда начнется настоящая тренировка?», – удивлялся полузащитник Андреас Бук. – Тогда мне казалось, что с таким специалистом и с таким щадящим режимом мы застрянем тут навечно».

На «Лаутерн» ходило в среднем 35 600 человек – это треть населения города и лучший на тот момент показатель посещаемости среди всех вторых лиг в Европе.

В 1991-м «Кайзерслаутерн» впервые выиграл бундеслигу, и из того состава в деле по-прежнему были Роджер Лутц (31), Аксель Роос (31) и Мирослав Кадлец (32). «Миро Кадлец был одним из лучших либеро в Европе. Он мог достичь куда более серьезных успехов, если бы не был интровертом и меньше зависел от тренерской поддержки», – такую характеристику чеху пару лет назад дал самый известный фанат 1.FCK Андре Вагнер. 

Бразилец Ратиньо – неожиданная трансферная удача «Лаутерна» – согласился переехать в Рейнланд-Пфальц, когда увидел то самое видео с плачущим Бреме. «У меня сжалось сердце. Андреас и фанаты были так расстроены, будто потеряли члена семьи. Меня покорила их любовь к клубу», – вспоминал бразилец. Когда Ратиньо в 2003-м уехал в Китай, 30 немецких фанатов пробили выезд в Гуанчжоу, специально чтобы поддержать бывшего игрока и поблагодарить его за лучший сезон в их жизни.      

«Я понимал, что в «Кайзерслаутерне», учитывая понижение в классе, мне не позволят так же, как в Бремене, 14 лет выстраивать династию, – рассуждал Отто . – Первый сезон во второй лиге был определяющим для меня. Я внедрил максимально простую и понятную схему. План на игру у нас был всегда один и тот же: Мартин Вагнер проходит по флангу и навешивает, Олаф Маршалл бьет головой. Мяч в сетке. Люди счастливы. Вот и все».

«Кайзерслаутерн» за весь сезон ни разу не проиграл дома (14 побед) и в среднем забивал на «Фритц-Вальтер-Штадионе» 2,5 гола за игру. 

Опытные игроки помогли «Лаутерну» за год проскочить вторую лигу без потерь и разочарований: первое место и 10 очков отрыва от конкурентов («Герты», «Майнца» и «Вольфсбурга», между прочим).

***

«Кайзерслаутерна» всего год не было в элите, но за это время бундеслига превратилась в, пожалуй, самый сильный чемпионат в Европе. Здесь играли действующие победитель Лиги чемпионов («Дортмунд») и обладатель Кубка УЕФА («Шальке»), а еще – чемпион последних двух сезонов «Бавария», которая с приходом Элбера и Лизаразю стала еще сильнее.

С 1994-го по 2003-й «Бавария» и «Боруссия» Д забрали 9 чемпионских титулов из 10. Единственный раз салатницу с маршрута Мюнхен-Дортмунд перехватил «Кайзерслаутерн» Рехагеля, команда без единой звезды в составе. К такому гранды оказались не готовы.

Даже после уверенного возвращения в первую бундеслигу Рехагель не был для болельщиков и руководства героем. Его постоянно атаковал спортивный директор Ханс-Петер Бригель, который говорил про отсталые методы работы Отто. «Честно говоря, меня смешат разговоры о современном футболе, о том, что нельзя быть слишком закрытым и играть от обороны, – говорил Отто. – В современный футбол играет тот, кто выигрывает, поэтому я играю в современный футбол. Бригель может для начала взять пару чемпионств, а потом уже критиковать меня».

Стиль работы Рехагеля называли оттократией (автократия с демократическим лицом), и не всем он нравился. Отто практиковал двухнедельные ссылки в запас игроков, чьи имена начинали восторженно выкривать фанаты. Так он купировал зарождающуюся гордыню у Ратиньо. 

«Мы приехали на первый матч сезона в Мюнхен с одной мыслью: как плохо будет начинать год с поражения, – Штефан Росскопф, многолетний фан «Кайзерслаутерна», готовился к худшему. – До матча мы развлекали себя пивом и прогулками по городу, стараясь не думать о предстоящем матче. Отто выиграл 1:0 и побежал через все поле к нашей трибуне праздновать. Это было незабываемо». Тогда же Рехагель сказал: «Тот, кто обыгрывает «Баварию» в Мюнхене, имеет право называть себя чемпионом Германии».

C начала 70-х в Германии существовало выражение Bayern-Dusel («баварская пруха»). Так немцы описывали ситуацию, когда мюнхенцы в провальном для себя матче вдруг на последних минутах вырывают победу. «Кайзерслаутерн» забрал у «Баварии» это прозвище уже в первом туре.

Боссы поставили цель на сезон – не вылететь, и для этого Отто попросил руководство вернуть Чири Сфорцу (швейцарец уже играл за «Лаутерн» в первой половине 90-х). Рехагель работал с ним в «Баварии» и знал, что так в атаке будет гораздо больше вариантов.

«Кайзерслаутерну» пришлось обновить трансферный рекорд (6 млн марок), чтобы забрать швейцарца у «Интера». Кроме того, из региональной лиги пришел молодой Баллак, отлично исполнивший роль джокера в дебютный год. 

Анди Бреме на тот момент было уже 38. Но это не тот случай, когда команде просто понадобился суровый опытный дядя для благоприятного климата в раздевалке. Чемпион мира-90 выходил на поле и делал вещи.

3-5-2 – любимая схема Рехагеля, ей он пользовался в большинстве матчей чемпионата. 

Классика   

Особая роль здесь отводилась крайним полузащитникам. Бук и Вагнер должны были обеспечивать центральных нападающих передачами с фланга и агрессивно отбирать мячи на своей половине. Из-за того, что тройка центральных защитников при атаке располагалась достаточно высоко, Шенберг и Кох тоже подключались к атакам. В этом случае в защите их страховали Райх и Роос.

Глубинный плеймейкер

Схема под неуступчивых соперников, играющих на контратаках. Сразу после командного отбора Сфорца либо запускал мяч на фланг, либо к линии штрафной, где его уже ждали нападающие. 

Рише, Кука, Маршалл – все центрфорварды Рехагеля обязаны были вступать в отбор и преследовать соперника до тех, пока тот не потеряет мяч.

Чистильщик 

В конце 90-х формация с либеро постепенно отмирала, но в команде, где играли суперзвезды этого амплуа Кадлец и Бреме, нельзя было ей пренебрегать, Эту расстановку Рехагель использовал всего пару раз в начале сезона (например, так «Лаутерн» разгромил «Саарбрюкен» в Кубке Германии – 4:0).

Кадлец, Сфорца и Маршалл – центральная ось, на которую опирался Рехагель, формируя состав на игру – провели лучший сезон своей жизни.

На зимний перерыв «Кайзерслаутерн» ушел лидером, но «Бавария» была всего в 4 очках. «Отто боялся, что мы расслабимся, поэтому не давал нам отдохнуть даже в новогодний миниотпуск, – вспоминал Сфорца. – Он звонил мне каждый день и делился новыми идеями. Если Отто чего-то от вас хочет, он не оставит вас в покое». 

«Я хорошо помню день, когда мы осознали, что способны совершить чудо, – вспоминал Бреме. – Это было за три тура до финиша. До этого мы, как бешеные псы, бежали от зоны вылета и не заглядывали в таблицу, но в матче против «Гладбаха» поняли, что если творить историю, то именно сейчас. Мы победили 3:2, проигрывая 0:2 к перерыву. Маршалл сделал хет-трик».

Олаф Маршалл  забил в чемпионский сезон 21 мяч и стал вторым бомбардиром чемпионата (летом он поехал со сборной Германии на ЧМ-98, но сыграл на турнире всего 11 минут – в четвертьфинале против хорватов).  

Через неделю после Менхенгладбаха «Кайзерслаутерн» официально стал чемпионом, разгромив дома «Вольфсбург». За всю историю немецкого футбола ни одному клубу не удавалось выиграть первую бундеслигу сразу после выхода из второй. «Я был на чемпионском матче, – вспоминает Кристиан, руководитель главного фан-сайта клуба der-betze-brennt.de. – Помню, мы все выбежали на поле и я вырезал кусок газона, чтобы потом посадить его у себя в саду. Не знаю, зачем мы это делали. Видимо, счастье просто распирало нас изнутри».

Франц Беккенбауэр, составляя в мае символическую сборную, выбрал Рехагеля тренером года.

***

После триумфального сезона карьеру закончили Бреме, Кадлец и Кука. Рехагелю не удалось найти им замену, к тому же он не очень держался за Баллака и отпустил его в «Байер», чем рассердил болельщиков. Отто объяснил это так: «В моей команде  каждый игрок может высказывать мнение. Но оно должно совпадать с моим».

Пока был результат, тренерскую диктатуру терпели, но после неудач первым не выдержал Сфорца. Новый капитан публично раскритиковал Рехагеля и за неуместный повелительный тон, и за слабую трансферную кампанию (нехватка квалифицированного либеро и избыток атакующих полузащитников). Через какое-то время они вообще перестали общаться. Сфорцу поддержал Маршалл и еще несколько игроков, которых Рехагель стал воспринимать как личных врагов.

После завоевания салатницы «Кайзерслаутерн» вел себя на трансферном рынке как топ-клуб, хотя на самом деле им не был. Миллионы от участия в Лиги чемпионов клуб инвестировал в покупку звезд, чья карьера затухала. Зарплата Юрия Джоркаеффа превышала 6 млн марок в год, Марио Баслер выбил для себя 5 млн. Вечно травмированный нападающий Кристиан Тимм получал за сыгранные минуты больше, чем Роналдо.

Отто ополчился на прессу. Он читал все статьи про себя и помнил всех журналистов, которые его хейтили. Свое раздражение тренер скрывал за ироничными ответами.

– Ходят слухи о вашей отставке. Вы думали о своем будущем, герр Рехагель?

– Да, конечно. Завтра утром я проснусь в своей постели и пойду готовить завтрак.

Тренер стал ограждать команду от внешнего мира и запретил игрокам давать интервью.

Неудачная серия в середине сезоне-99/00 (8 очков в 7 матчах) усилила недовольный фанатский гул. Чемпионство и четвертьфинал Лиги чемпионов были забыты, будто этих успехов никогда не было. На одной из встреч с журналистами Рехагель достал бумажку и вслух зачитал ободряющее сообщение от легенды клуба Фритца Вальтера: «Если этот человек верит в меня, значит я все делаю правильно».

На фанатской трибуне  появились баннеры «Вердер», пожалуйста, заберите своего тренера обратно» и «Фритцу Вальтеру стыдно за тебя, Отто» и с каждым матчем их становилось все больше.

Рехагеля уволили 1 октября 2000 года. На его место пришел тандем Бреме-Штумпф. «Мы не воспринимали их всерьез, – честно признавался Аксель Роос. – В наших глазах они по-прежнему были игроками, которые мало что понимали в тренерском деле».

За следующие 7 лет в команде сменилось 9 тренеров.

Практически все игроки, которых Рехагель набрал себе в золотую команду, были хороши только в то время, пока играли под его руководством. После того, как «Кайзерслаутерн» сотворил главную сенсацию в истории немецкого футбола, ни один из тех героев (исключение – Баллак) не воспользовался успехом, чтобы выйти на новый уровень.

А вот сам Рехагель на этом не остановился и через 6 лет примерно теми же методами привел Грецию к победе на чемпионате Европы.

***

«Кайзерслаутерн» Рехагеля оказался отличным поп-ап рестораном, где всех фанатов вкусно кормили ровно два дня, а потом на этом месте стало тихо и безлюдно.

В прошлом году клуб впервые в истории опустился в третий дивизион (ниже только непрофессиональные региональные лиги) и увяз там в середине таблицы. Тем не менее на открытие сезона на «Фритц-Вальтер-Штадион» пришла 41 тысяча человек, в том числе – последний из ныне живущих чемпионов мира-54 Хорст Экель, который в 87 лет ходит на все домашние матчи родного клуба. Сегодня Немецкая футбольная лига требует от «Лаутерна» до 15 марта перечислить 12 млн евро за участие в чемпионате на будущий сезон. Клуб пока не нашел инвесторов, которые помогут ему это сделать, и по окончании этого сезона рискует потерять профессиональный статус.

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, dpa; REUTERS/Ralf Stockhoff, Fabrizio Bensch; Gettyimages.ru/Bongarts, Alexander Hassenstein/Bongarts, Gunnar Berning/Bongarts, Mark Sandten/Bongarts